|
 |
ДТП и смертность
в России |
|
Над темой номера работали
|
 |
 |
Анатолий
ВИШНЕВСКИЙ
|
Тимур
ФАТТАХОВ
|
|
Водители, пассажиры или пешеходы?
Как отмечается во «Всемирном докладе о предупреждении
дорожно-транспортного травматизма», «хотя все виды участников дорожного
движения подвергаются риску получить травму или погибнуть в результате
ДТП, существуют значительные различия в уровнях смертности между
различными группами участников дорожного движения. В частности,
такие «уязвимые» участники дорожного движения, как пешеходы и водители
двухколесных транспортных средств, подвергаются большему риску,
чем водители и пассажиры автомобилей, и обычно на них приходится
наибольшее бремя травматизма»3.
Успехи стран с относительно низкой смертностью от ДТП
во многом связаны с тем, что им удалось понизить уязвимость упомянутых
«уязвимых» участников дорожного движения. Сейчас основная часть
пострадавших в Европейскихи неевропейских странах с низким транспортным
травматизмом - водители транспортных средств, доля пешеходов и пассажиров
среди погибших невелика, доля пешеходов все время снижается (рис.
17).

Рисунок 17. Доля пешеходов в общем числе погибших в
ДТП в некоторых странах, 1980 и 2008 годы, %
Источники: International
Road Traffic and Accident Database
(IRTAD).
Россия если и вступила на этот путь, то с большим опозданием.
Долгое время здесь самой уязвимой группой пострадавших были именно
пешеходы. В 2009 году по числу погибших они впервые уступили место
водителям, но их доля все еще остается очень высокой (рис. 18 и
19).

Рисунок 18. Доля пешеходов в общем числе погибших в
ДТП в 2008 году (Россия - 2008 и 2011), %
Источники: International
Road Traffic and Accident Database
(IRTAD); для России – ГИБДД.

Рисунок 19. Доля водителей, пассажиров и пешеходов в
общем числе погибших в ДТП в России и ЕС-16, 2004- 2008 годы, %
Наезды на пешеходов остаются одним из основных видов
ДТП в России. Например, за девять месяцев 2012 года в России произошло
42337 или 28,2% от всех ДТП, в них погибло 5250 (26,1%) и было ранено
40070 (20,9%) человек. Основная разновидность наездов на пешеходов
- наезд на пешеходных переходах. За девять месяцев 2012 года по
этой причине произошло 11258 (7,5%) ДТП, погибло 727 (3,6%) человека
и были ранены 11437 (6%) человека. По числу жертв за 9 месяцев 2012
года наезд на пешеходов был вторым среди ДТП различных видов (после
столкновений). В сумме на эти две причины пришлось 68,9% всех ДТП,
67,7% всех смертей и 69,5% ранений (табл.2).
Таблица 2. Распределение дорожно-транспортных происшествий
и пострадавших в них людей по видам ДТП, за 9 месяцев 2012 года
Вид ДТП
|
Количество ДТП
|
Количество погибших
|
Количество раненых
|
Столкновение
|
61099
|
40,7%
|
8392
|
41,7%
|
93366
|
48,6%
|
Наезд на пешехода
|
42337
|
28,2%
|
5250
|
26,1%
|
40070
|
20,9%
|
Опрокидывание
|
20628
|
13,7%
|
3316
|
16,5%
|
26683
|
13,9%
|
Наезд на препятствие
|
10761
|
7,2%
|
1703
|
8,5%
|
14142
|
7,4%
|
Наезд на стоящее ТС
|
5332
|
3,6%
|
660
|
3,3%
|
7279
|
3,8%
|
Иной вид ДТП
|
9987
|
6,7%
|
822
|
4,1%
|
10585
|
5,5%
|
Всего
|
150144
|
100,0%
|
20143
|
100,0%
|
192125
|
100,0%
|
Источник: Отчет ГИБДД, за 9 месяцев 2012 г.
Будучи группой высокого риска, наименее защищенной и
наиболее многочисленной категорией среди пострадавших в ДТП участников
дорожного движения в России, пешеходы вносят и свой вклад в ухудшение
ситуации на дорогах, выступая в качестве нарушителей правил дорожного
движения. По оценке ГИБДД, за девять месяцев 2012 года из–за нарушений
правил дорожного движения пешеходами произошло 19145 ДТП, в которых
погибло 3161 и ранено 16940 человек.
За 9 месяцев 2012 года из-за нарушений правил дорожного
движения, допущенными пешеходами, произошло 1055 ДТП или 9,4% наездов
на пешеходов на пешеходных переходах. Но все же большинство наездов
на пешеходных переходах 9738 (86,5%) связано с нарушениями, допущенными
водителями. 93,8%, или 9137 этих ДТП совершены из-за нарушения правил
проезда пешеходного перехода. (Отчет ГИБДД, за 9 месяцев 2012г.)
Большую часть среди пострадавших пешеходов за минувшие
9 месяцев составили люди старших возрастных групп – старше 55 лет,
мужчины из их числа составляют порядка 63%.
3 Всемирный
доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма. ВОЗ,
2004, с. 46.
|