По данным ВОЗ, четыре фактора риска (высокие артериальное
давление и уровень холестерина, табакокурение и чрезмерное
потребление алкоголя) суммарно составляют более 85% в общей
смертности в стране и около 60% - в количестве лет жизни с
утратой трудоспособности. При этом на I месте по влиянию на
количество лет жизни с утратой трудоспособности стоит злоупотребление
алкоголем (16,5%).
Стр. 26.
В РФ недовольны качеством и доступностью медицинской
помощи 2/3 населения [Опросы общественного мнения ВЦИОМ и
данные из "Доклада о ходе реализации Программы государственных
гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи"],
и этот показатель почти не меняется в течение последних 3
лет (в 2007 г. он составлял 69%). В странах ОЭСР не удовлетворены
медицинской помощью только 30% населения.
Население постоянно и справедливо выражает недовольство неудовлетворительной
доступностью медицинской помощи: очередями в поликлиниках
(повсеместно), сложностями в получении бесплатных лекарственных
средств. Так, например, население РФ в денежном выражении
в 3-4 раза меньше, чем в странах ОЭСР, обеспечено бесплатными
ЛС в амбулаторных условиях при практически тех же ценах на
них (см. раздел 1.3.4).
Малодоступна населению и бесплатная высокотехнологичная Медицинская
помощь. По официальным данным, потребность населения в высокотехнологичной
помощи удовлетворена на 80%. Эти данные необоснованны и вводят
в заблуждение и руководство страны, и население, поскольку
общий объем высокотехнологичных операций, выполняемых в РФ,
в разы меньше, чем в странах ОЭСР. Например, операций реваскуляризации
сосудов сердца в РФ делается в 4 раза меньше на 100 тыс. населения,
чем в среднем в странах ОЭСР, при этом смертность, а соответственно,
и заболеваемость от болезней системы кровообращения в 2,4
раза выше, чем в этих странах. Обеспеченность современным
оборудованием, которое необходимо для высокотехнологичных
вмешательств, также в разы ниже, чем в странах ОЭСР: например,
обеспеченность компьютерными томографами в 3-4 раза ниже,
магнитно-резонансными томографами - ниже в 3 раза в расчете
на 1 млн населения. Следует отметить, что потребность населения
РФ во всех видах медицинской помощи выше, чем в странах ОЭСР,
поскольку выше заболеваемость (на 30-40%) и выше доля пожилого
населения (в 1,5 раза, соответственно 21% и 14,7%).
Население РФ недовольно дороговизной платных медицинских услуг.
Так, стоимость приема в платной поликлинике составляет 2-3
тыс. руб., средний счет на лечение лекарственными средствами
от гипертонии (повышенное артериальное давление) составляет
800 руб. в мес., комплект биохимических анализов - около 2
тыс. руб., операция реваскуляризации на сердце - около 150
тыс. руб. При этом в РФ 55% населения проживает на среднемесячные
подушевые доходы менее 15 тыс. руб. в условиях постоянного
роста расходов на другие первоочередные статьи затрат семейного
бюджета: ЖКХ, продукты питания, транспорт, образование детей
и др.
Стр. 34-35.
Таким образом, для достижения ожидаемой продолжительности
жизни в 73 года и общего коэффициента смертности 11,0 (а именно
такие цели ставят Президент и Правительство РФ к 2020 г.)
необходимо, чтобы подушевые государственные расходы на здравоохранение
были не менее чем 1100 $ППС, или 17,5 тыс. руб. в год, т.е.
были бы увеличены в 1,6 раза. Правительству РФ необходимо
изыскать эти дополнительные средства, как это сделали Правительства
"новых" стран ЕС, которые, имея близкий к РФ ВВП
на душу населения (19 тыс. $ППС в год), затрачивают на финансирование
здравоохранения из общественных источников в 1,5-2 раза больше
на душу населения, чем в РФ.
Стр. 42-43
Показатели качества медицинской помощи в РФ в
сравнении со странами ОЭСР
(2007-2008 гг.) (стр. 46)
Показатель
|
Значение в РФ
|
Значение показателя в странах ОЭСР (среднее, если
не указано иначе)
|
Качество и безопасность медицинской помощи
|
|
|
Профилактика: распространенность табакокурения среди
взрослого населения
|
40%
|
24%
|
Профилактика: доля пациентов, получивших консультации
врачей первичного контакта по здоровому образу жизни
|
Не измеряется
|
90%
|
Эффективность лечения: соответствие лечения клиническим
рекомендациям профессиональных обществ
|
Не измеряется (экспертно обеспеченность клиническими
рекомендациями врачей 10-15%)
|
80-90%
|
Эффективность лечения: летальность пациентов с инфарктом
миокарда в стационаре (нестандартизованный показатель)
на 100 пациентов
|
20%
|
7,7%
|
Эффективность лечения: 5-летняя выживаемость больных
с колоректальным раком
|
48%
|
59%
|
Эффективность лечения: 5-летняя выживаемость с раком
шейки матки
|
68%
|
72%
|
Эффективность лечения: 5-летняя выживаемость с раком
молочной железы
|
56%
|
82%
|
Эффективность лечения: смертность от бронхиальной астмы
на 100 тыс. взрослого населения (старше 18 лет)
|
2,3
|
0,18
|
Эффективность медико-социальной помощи: доля пациентов,
имеющих пролежни в домах сестринского ухода от общего
числа пациентов, имеющих риск их развития
|
Не измеряется
|
5%
|
Безопасность пациентов: доля пациентов, получивших
инфекционные осложнения в стационарных условиях
|
Не измеряется
|
4,4% (для заболеваний сердечно-сосудистой системы)
|
Ответы оппонентам, требующим
скорейшее принятие законопроекта (стр. 81-82)
№
|
Доводы оппонентов
|
Ответ
|
1.
|
Задержка с принятием закона не позволяет поднять зарплату
медицинским работникам
|
Это не соответствует действительности. Поднятие
заработной платы медицинским работникам может произойти
и без принятия этого законопроекта, поскольку общее
увеличение средств ОМС предусмотрено законом № 212-ФЗ,
а расходование 30% этих средств непосредственно на оплату
медицинской помощи (или тарифов), соответственно, на
повышение оплаты труда, уже предусмотрено законом «Об
обязательном медицинском страховании».
|
2.
|
Заработная плата врачам будет повышена на 50-60%
|
Это не соответствует действительности. ФОТ медицинских
работников государственных и муниципальных учреждений
составил в 2010 г. около 884 млрд. руб. Это означает,
что в 2011-2012 гг. за счет дополнительных средств (от
увеличения тарифов страховых взносов на 2% или
на 230 млрд руб. в год) прибавка к ФОТ составит
не 50-60%, а только 5% {(230 млрд руб. х 30%
х 61%): 884 млрд. руб.), где 61% доля оплаты труда в
тарифах на оплату медицинской помощи. Даже если вычесть
из этого ФОТ медицинских работников первичного звена
(которые уже получают надбавки к зарплате по ПНП «Здоровье»),
то повышение ФОТ оставшимся медицинским работникам составит
не более 6% — см. раздел 2.6.
|
3.
|
Финансирование отрасли, предусмотренное в законе «Об
ОМС в РФ», не сможет быть осуществлено без принятия
законопроекта «Об основе охраны здоровья граждан»
|
Это утверждение непонятно, поскольку законом
«Об обязательном медицинском страховании в РФ» предусмотрены
все необходимые нормы об организации финансирования
здравоохранения, а в законопроекте «Об охране здоровья
граждан в РФ» прямых норм о финансировании медицинской
помощи - нет.
Что касается возможности перехода оплаты в системе ОМС
по полному тарифу, т.е. включая расходы на содержание
медицинской организации, то это также уже предусмотрено
прямой нормой закона об ОМС, и даже уже осуществлено
в некоторых регионах РФ.
|
4.
|
Полномочия по оказанию первичной и скорой медицинской
помощи не могут быть переданы с уровня муниципалитета
на уровень субъекта РФ
|
Это не соответствует действительности. Руководители
субъектов РФ своим решением по согласованию с главами
муниципалитетов могут централизовать полномочия по оказанию
этих видов помощи на уровень субъекта, тем более, что
большинство российских муниципалитетов формирует свои
бюджеты через дотации из регионального уровня. Решение
вопроса с «богатыми» городскими округами, которые могут
воспротивиться этому решению, можно и отложить, так
как в них оказание этих видов помощи обычно осуществляется
на удовлетворительном уровне — см. также раздел 2.2.
|
5.
|
Нельзя будет рассчитывать стоимость медицинской помощи
по стандартам и оказывать ее по порядкам.
|
Это не соответствует действительности. Рассчитать
стоимость медицинской помощи по стандартам медицинской
помощи можно и без закона. По экспертным оценкам она
будет в 2-3 раза выше, чем тратиться сегодня. Проблема
в том, где взять деньги. К сожалению, законопроект этой
проблемы не решает. Порядки оказания медицинский помощи
- в трактовании законопроекта, содержит рекомендательные
нормы, соответственно, достаточно утверждать их Приказами
Минздравсоцразвития, как это и было всегда.
|
6.
|
Больные редкими орфанными заболевания должны срочно
получить лечение
|
Можно предусмотреть Постановление Правительства
для этих 12 тыс. больных, как, например, это было сделано
по программе «7 нозологии». Зато правильная доработка
законопроекта позволит спасти жизни сотням тысяч наших
граждан.
|
7.
|
Необходимо срочно развивать трансплантологию, т.е.
изъятие органов у умерших детей
|
Проблема важная, действительно не решалась долгие годы,
но отсрочка принятия законопроекта на 3-4 мес. в связи
с его доработкой, существенно не усугубит ситуацию для
реципиентов органов, зато позволит решить многие другие
проблемы для огромного числа граждан нашей страны, которые
тоже нуждаются в доступной и качественной медицинской
помощи.
|
8.
|
Нельзя будет оказывать бесплатно паллиативную помощь
|
Это не соответствует действительности. Поскольку
оказание этого вида помощи предусмотрено в законопроекте
за счет средств регионов, то, во-первых, им никто не
мешает оказывать эту помощь и без специального закона
сверх программы госгарантий, во-вторых, отсутствие средств
в регионах, все равно делает эту норму не рабочей.
|
9.
|
Граждане не смогут выбирать врача по страховке
|
Это не соответствует действительности. Смогут, поскольку
это уже предусмотрено законом «Об обязательном медицинском
страховании в РФ».
|
|