| По данным ВОЗ, четыре фактора риска (высокие артериальное 
                    давление и уровень холестерина, табакокурение и чрезмерное 
                    потребление алкоголя) суммарно составляют более 85% в общей 
                    смертности в стране и около 60% - в количестве лет жизни с 
                    утратой трудоспособности. При этом на I месте по влиянию на 
                    количество лет жизни с утратой трудоспособности стоит злоупотребление 
                    алкоголем (16,5%). Стр. 26. В РФ недовольны качеством и доступностью медицинской 
                    помощи 2/3 населения [Опросы общественного мнения ВЦИОМ и 
                    данные из "Доклада о ходе реализации Программы государственных 
                    гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи"], 
                    и этот показатель почти не меняется в течение последних 3 
                    лет (в 2007 г. он составлял 69%). В странах ОЭСР не удовлетворены 
                    медицинской помощью только 30% населения.Население постоянно и справедливо выражает недовольство неудовлетворительной 
                    доступностью медицинской помощи: очередями в поликлиниках 
                    (повсеместно), сложностями в получении бесплатных лекарственных 
                    средств. Так, например, население РФ в денежном выражении 
                    в 3-4 раза меньше, чем в странах ОЭСР, обеспечено бесплатными 
                    ЛС в амбулаторных условиях при практически тех же ценах на 
                    них (см. раздел 1.3.4).
 Малодоступна населению и бесплатная высокотехнологичная Медицинская 
                    помощь. По официальным данным, потребность населения в высокотехнологичной 
                    помощи удовлетворена на 80%. Эти данные необоснованны и вводят 
                    в заблуждение и руководство страны, и население, поскольку 
                    общий объем высокотехнологичных операций, выполняемых в РФ, 
                    в разы меньше, чем в странах ОЭСР. Например, операций реваскуляризации 
                    сосудов сердца в РФ делается в 4 раза меньше на 100 тыс. населения, 
                    чем в среднем в странах ОЭСР, при этом смертность, а соответственно, 
                    и заболеваемость от болезней системы кровообращения в 2,4 
                    раза выше, чем в этих странах. Обеспеченность современным 
                    оборудованием, которое необходимо для высокотехнологичных 
                    вмешательств, также в разы ниже, чем в странах ОЭСР: например, 
                    обеспеченность компьютерными томографами в 3-4 раза ниже, 
                    магнитно-резонансными томографами - ниже в 3 раза в расчете 
                    на 1 млн населения. Следует отметить, что потребность населения 
                    РФ во всех видах медицинской помощи выше, чем в странах ОЭСР, 
                    поскольку выше заболеваемость (на 30-40%) и выше доля пожилого 
                    населения (в 1,5 раза, соответственно 21% и 14,7%).
 Население РФ недовольно дороговизной платных медицинских услуг. 
                    Так, стоимость приема в платной поликлинике составляет 2-3 
                    тыс. руб., средний счет на лечение лекарственными средствами 
                    от гипертонии (повышенное артериальное давление) составляет 
                    800 руб. в мес., комплект биохимических анализов - около 2 
                    тыс. руб., операция реваскуляризации на сердце - около 150 
                    тыс. руб. При этом в РФ 55% населения проживает на среднемесячные 
                    подушевые доходы менее 15 тыс. руб. в условиях постоянного 
                    роста расходов на другие первоочередные статьи затрат семейного 
                    бюджета: ЖКХ, продукты питания, транспорт, образование детей 
                    и др.
 Стр. 34-35. Таким образом, для достижения ожидаемой продолжительности 
                    жизни в 73 года и общего коэффициента смертности 11,0 (а именно 
                    такие цели ставят Президент и Правительство РФ к 2020 г.) 
                    необходимо, чтобы подушевые государственные расходы на здравоохранение 
                    были не менее чем 1100 $ППС, или 17,5 тыс. руб. в год, т.е. 
                    были бы увеличены в 1,6 раза. Правительству РФ необходимо 
                    изыскать эти дополнительные средства, как это сделали Правительства 
                    "новых" стран ЕС, которые, имея близкий к РФ ВВП 
                    на душу населения (19 тыс. $ППС в год), затрачивают на финансирование 
                    здравоохранения из общественных источников в 1,5-2 раза больше 
                    на душу населения, чем в РФ. Стр. 42-43 Показатели качества медицинской помощи в РФ в 
                    сравнении со странами ОЭСР(2007-2008 гг.) (стр. 46)
 
                     
                      | Показатель | Значение в РФ | Значение показателя в странах ОЭСР (среднее, если 
                          не указано иначе) |   
                      | Качество и безопасность медицинской помощи | 
 | 
 |   
                      | Профилактика: распространенность табакокурения среди 
                          взрослого населения | 40% | 24% |   
                      | Профилактика: доля пациентов, получивших консультации 
                          врачей первичного контакта по здоровому образу жизни | Не измеряется | 90% |   
                      | Эффективность лечения: соответствие лечения клиническим 
                          рекомендациям профессиональных обществ | Не измеряется (экспертно обеспеченность клиническими 
                          рекомендациями врачей 10-15%) | 80-90% |   
                      | Эффективность лечения: летальность пациентов с инфарктом 
                          миокарда в стационаре (нестандартизованный показатель) 
                          на 100 пациентов | 20% | 7,7% |   
                      | Эффективность лечения: 5-летняя выживаемость больных 
                          с колоректальным раком | 48% | 59% |   
                      | Эффективность лечения: 5-летняя выживаемость с раком 
                          шейки матки | 68% | 72% |   
                      | Эффективность лечения: 5-летняя выживаемость с раком 
                          молочной железы | 56% | 82% |   
                      | Эффективность лечения: смертность от бронхиальной астмы 
                          на 100 тыс. взрослого населения (старше 18 лет) | 2,3 | 0,18 |   
                      | Эффективность медико-социальной помощи: доля пациентов, 
                          имеющих пролежни в домах сестринского ухода от общего 
                          числа пациентов, имеющих риск их развития | Не измеряется | 5% |   
                      | Безопасность пациентов: доля пациентов, получивших 
                          инфекционные осложнения в стационарных условиях | Не измеряется | 4,4% (для заболеваний сердечно-сосудистой системы) |  Ответы оппонентам, требующим 
                    скорейшее принятие законопроекта (стр. 81-82) 
                     
                      | № | Доводы оппонентов | Ответ |   
                      | 1. | Задержка с принятием закона не позволяет поднять зарплату 
                          медицинским работникам | Это не соответствует действительности. Поднятие 
                          заработной платы медицинским работникам может произойти 
                          и без принятия этого законопроекта, поскольку общее 
                          увеличение средств ОМС предусмотрено законом № 212-ФЗ, 
                          а расходование 30% этих средств непосредственно на оплату 
                          медицинской помощи (или тарифов), соответственно, на 
                          повышение оплаты труда, уже предусмотрено законом «Об 
                          обязательном медицинском страховании». |   
                      | 2. | Заработная плата врачам будет повышена на 50-60% | Это не соответствует действительности. ФОТ медицинских 
                          работников государственных и муниципальных учреждений 
                          составил в 2010 г. около 884 млрд. руб. Это означает, 
                          что в 2011-2012 гг. за счет дополнительных средств (от 
                          увеличения тарифов страховых взносов на 2% или 
                          на 230 млрд руб. в год) прибавка к ФОТ составит 
                          не 50-60%, а только 5% {(230 млрд руб. х 30% 
                          х 61%): 884 млрд. руб.), где 61% доля оплаты труда в 
                          тарифах на оплату медицинской помощи. Даже если вычесть 
                          из этого ФОТ медицинских работников первичного звена 
                          (которые уже получают надбавки к зарплате по ПНП «Здоровье»), 
                          то повышение ФОТ оставшимся медицинским работникам составит 
                          не более 6% — см. раздел 2.6. |   
                      | 3. | Финансирование отрасли, предусмотренное в законе «Об 
                          ОМС в РФ», не сможет быть осуществлено без принятия 
                          законопроекта «Об основе охраны здоровья граждан» | Это утверждение непонятно, поскольку законом 
                          «Об обязательном медицинском страховании в РФ» предусмотрены 
                          все необходимые нормы об организации финансирования 
                          здравоохранения, а в законопроекте «Об охране здоровья 
                          граждан в РФ» прямых норм о финансировании медицинской 
                          помощи - нет.Что касается возможности перехода оплаты в системе ОМС 
                          по полному тарифу, т.е. включая расходы на содержание 
                          медицинской организации, то это также уже предусмотрено 
                          прямой нормой закона об ОМС, и даже уже осуществлено 
                          в некоторых регионах РФ.
 |   
                      | 4. | Полномочия по оказанию первичной и скорой медицинской 
                          помощи не могут быть переданы с уровня муниципалитета 
                          на уровень субъекта РФ | Это не соответствует действительности. Руководители 
                          субъектов РФ своим решением по согласованию с главами 
                          муниципалитетов могут централизовать полномочия по оказанию 
                          этих видов помощи на уровень субъекта, тем более, что 
                          большинство российских муниципалитетов формирует свои 
                          бюджеты через дотации из регионального уровня. Решение 
                          вопроса с «богатыми» городскими округами, которые могут 
                          воспротивиться этому решению, можно и отложить, так 
                          как в них оказание этих видов помощи обычно осуществляется 
                          на удовлетворительном уровне — см. также раздел 2.2. |   
                      | 5. | Нельзя будет рассчитывать стоимость медицинской помощи 
                          по стандартам и оказывать ее по порядкам. | Это не соответствует действительности. Рассчитать 
                          стоимость медицинской помощи по стандартам медицинской 
                          помощи можно и без закона. По экспертным оценкам она 
                          будет в 2-3 раза выше, чем тратиться сегодня. Проблема 
                          в том, где взять деньги. К сожалению, законопроект этой 
                          проблемы не решает. Порядки оказания медицинский помощи 
                          - в трактовании законопроекта, содержит рекомендательные 
                          нормы, соответственно, достаточно утверждать их Приказами 
                          Минздравсоцразвития, как это и было всегда. |   
                      | 6. | Больные редкими орфанными заболевания должны срочно 
                          получить лечение | Можно предусмотреть Постановление Правительства 
                          для этих 12 тыс. больных, как, например, это было сделано 
                          по программе «7 нозологии». Зато правильная доработка 
                          законопроекта позволит спасти жизни сотням тысяч наших 
                          граждан. |   
                      | 7. | Необходимо срочно развивать трансплантологию, т.е. 
                          изъятие органов у умерших детей | Проблема важная, действительно не решалась долгие годы, 
                          но отсрочка принятия законопроекта на 3-4 мес. в связи 
                          с его доработкой, существенно не усугубит ситуацию для 
                          реципиентов органов, зато позволит решить многие другие 
                          проблемы для огромного числа граждан нашей страны, которые 
                          тоже нуждаются в доступной и качественной медицинской 
                          помощи. |   
                      | 8. | Нельзя будет оказывать бесплатно паллиативную помощь | Это не соответствует действительности. Поскольку 
                          оказание этого вида помощи предусмотрено в законопроекте 
                          за счет средств регионов, то, во-первых, им никто не 
                          мешает оказывать эту помощь и без специального закона 
                          сверх программы госгарантий, во-вторых, отсутствие средств 
                          в регионах, все равно делает эту норму не рабочей. |   
                      | 9. | Граждане не смогут выбирать врача по страховке | Это не соответствует действительности. Смогут, поскольку 
                          это уже предусмотрено законом «Об обязательном медицинском 
                          страховании в РФ». |  |