|
|
М.Б. Денисенко
МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РАЗВИТЫХ
СТРАНАХ
Миграционный барометр в Российской Федерации
Серия специальных докладов
М., МАКС Пресс, 2011, 64 страницы
|
http://www.baromig.ru/library/Denisenko_rus.pdf
Демографические перспективы стареющих развитых
стран мира заставляют правительства стареющей части мира проводить
реформы миграционной политики в направлении расширения каналов
доступа в их страны иммигрантов вообще, и иностранных работников
в частности. Так, без стимулирования замещающей миграции,
т. е. миграции, компенсирующей сокращение численности всего
или отдельных возрастных групп населения, численность жителей
западноевропейских стран сократится к 2050 г. почти на 40
млн человек. Приток иммигрантов в определенной мере может
затормозить процессы депопуляции и демографического старения
и тем самым смягчить их социально-экономические последствия.
Чтобы число занятых не уменьшалось, старые члены Европейского
Союза после 2010 г. должны принимать ежегодно 2,2 млн мигрантов
вместо 500-600 тыс. в среднем ежегодно первом десятилетии
XXI в. Приток иностранных работников позволит избежать в будущем
серьезных деформаций на рынке труда, вызванных падением предложения
рабочей силы со стороны коренного населения. Одновременно
молодые иммигранты своими налоговыми выплатами могут существенно
поправить ситуацию в области социального и пенсионного обеспечения.
Аналогичные демографические вызовы стоят перед Японией и Южной
Кореей. В Австралии, Канаде и США демографическая ситуация
является сравнительно благополучной во многом благодаря мигрантам.
Но в первую очередь необходимость привлечения как временных
трудовых мигрантов, так и постоянных мигрантов диктуется экономическими
соображениями. Без иммигрантов многие отрасли экономики в
условиях демографического старения функционировать просто
не смогут. Значительную отдачу от иммиграции в странах Нового
света, особенно в США, связывают с "притоком умов".
В современной экономике, где человеческий капитал приобретает
особую значимость, иммигранты становятся одним из важных факторов
роста и инновационного развития. Национальные системы образования
в силу инерционности просто не успевают удовлетворять быстрорастущие
потребности в кадрах для новых высокотехнологичных отраслей
хозяйства. Согласно оценкам экспертов, на рубеже XX и XXI
вв. недостаток специалистов только в области информационных
технологий в США составлял порядка 850 тыс. человек, в Европе
- 2 млн. За квалифицированных специалистов развернулась настоящая
конкуренция, в которой Европа заметно проигрывает Новому свету:
частично вакансии в США, Канаде и Австралии заполняются именно
выходцами из Европы. Все эти обстоятельства подталкивают европейские
страны к переходу от политики ограничения к политике гибкого
управления миграционными процессами.
Стр. 7-8.
При оценке спроса на труд лица, принимающие решение
о выдачи разрешения на работу, опираются на информацию о состоянии
локального и национального рынков труда (уровень безработицы,
наличие вакансий, динамика уровня зарплаты, результаты опросов
работодателей и экспертов, оценки профсоюзов и др. для разных
отраслей, профессий и квалификаций). В определенной степени
это увязывает принимаемые решения с состоянием экономической
конъюнктуры. В условиях высокого спроса на труд заявки работодателей
рассматриваются быстро, в условиях кризиса - медленно, поскольку
при принятии решений учитываются показатели состояния рынка
труда. Для оценки спроса на труд в ближайшей и среднесрочной
перспективе привлекаются результаты прогнозов развития рынка
труда. На их основе разрабатываются программы привлечения
особо востребованных специалистов по определенным профессиям
(программисты или врачи отдельных специальностей).
Практика трудовой сертификации в последние годы получила солидную
критику. Она затягивает, иногда на непозволительно долгий
срок, процесс принятия решения о найме работника. Это положение
особенно актуально для США. По этой причине, а также из-за
редкости отказов в выдаче разрешений в Швеции и Финляндии
практически отказались от подобного теста. Великобритания,
сохранив систему выдачи разрешений на работу на основе процедуры
трудовой сертификации, с 2000 г. развивает систему.
Вместе с тем следует отметить, что в этом механизме произошли
определенные положительные изменения. В частности, сроки рассмотрения
заявлений о найме иностранного работника сократились (см.
текст ниже). Кроме того, во многих странах для высококвалифицированных
специалистов период действия разрешения на работу увеличился
до 5 лет. Далее эти разрешения могут неоднократно продлеваться
вплоть до получения бессрочного разрешения на проживание или
гражданства. Работодатель и государство заинтересованы в продлении
контракта с зарекомендовавшим себя иностранным работником,
хорошо интегрировавшимся в принимающую его социальную среду.
Стр. 13-14.
Поток временных трудовых мигрантов должен, строго
говоря, определяться состоянием рынка труда, т. е. спросом
на рабочую силу со стороны предпринимателей, действующими
ограничениями законодательного и институционального порядка
(в лице государства). Надо заметить, что подобного рода ограничения
применяются в качестве механизма регулирования потока квалифицированных
специалистов не часто. Наиболее известный пример - вышеупомянутые
визы HI В для квалифицированных специалистов в США, прибывающих
на работу по временным контрактам.
Стр. 27.
|
В Серию Специальных Докладов входят материалы, подготовленные
ведущими специалистами Российской Федерации в вопросах миграции.
В серии представлены сценарии развития российской миграционной политики,
ее статистическое обеспечение и связь миграции с рынком труда. Анализируются
проблемы интеграции мигрантов на фоне усиливающегося потока трудовых
мигрантов в Россию. Отдельное внимание уделено анализу российской
внутренней миграции, а также механизмам регулирования трудовой миграции
в развитых странах.
Данный доклад посвящен вопросам регулирования трудовой
миграции в развитых странах, осмыслению опыта этих стран с этой
сфере.
Серия адресована как практическим работникам, занимающимся
разработкой миграционной политики, так и широкому сообществу, интересующемуся
вопросами миграции.
Доклады в издании представлены на двух языках - русском
и английском.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Тенденции трудовой миграции
2. Необходимость иммиграции в развитых странах
3. Задачи регулирования трудовой миграции
4. Изменения в механизмах регулирования трудовой миграции квалифицированных
специалистов
4.1. Разрешение на работу и трудовая сертификация
4.2. Перечни востребованных или избыточных профессий
4.3. Сроки выдачи разрешений на работу
4.4. Трудовая миграция без предварительного контроля
4.5. Проблема оценки и подтверждения уровня квалификации
4.6. Занятость иностранных студентов
4.7. Внутрифирменные перемещения
5. Квоты и лимиты
6. Механизмы регулирования миграции неквалифицированной иностранной
рабочей силы
Заключение
|