|
|
М. Фуко
БЕЗОПАСНОСТЬ, ТЕРРИТОРИЯ, НАСЕЛЕНИЕ
Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс
в 1977-1978 учебном году
Перевод с французского В.Ю. Быстрова, Н.В. Суслова,
А.В. Шестакова
СПб., Наука, 2011, 544 страницы
|
Книга представляет собой публикацию лекций Мишеля Фуко,
прочитанных им в Коллеж де Франс в 1977-1978 учебном году. Эти лекции
следует рассматривать как составную часть диптиха вместе с прочитанным
позже курсом "Рождение биополитики". Центральным понятием
лекционных курсов является понятие биовласти, введенное Фуко еще
в 1976 г. Оба курса нацелены на то, чтобы проследить генезис этой
"власти над жизнью", в возникновении которой автор видит
одно из главных событий в истории человечества, поскольку само это
понятие и соответствующие ему практики произвели наиболее радикальные
перемены в способе человеческого существования. Конечная цель этих
перемен - появление человека homo oeconomicus, "гражданского
общества" и соответствующей им либеральной модели управления.
Либеральное управление парадоксальным образом сочетает в себе принцип
самоограничения власти и постоянное правительственное вмешательство
с целью произвести, приумножить и гарантировать те свободы, в которых
нуждается либеральная система.
Издание адресовано историкам, философам, экономистам
и всем, кто интересуется современным состоянием западноевропейской
мысли.
Содержание
Вместо предисловия
ЛЕКЦИИ 1977-1978 гг.
Лекция от 11 января 1978 г.
Основная ориентация курса: исследование биовласти. - Пять соображений
относительно анализа властных механизмов. - Система законности,
дисциплинарные механизмы и устройства безопасности. - Два примера:
(а) наказание за воровство; (б) лечение проказы, чумы и оспы. -
Главные признаки устройства безопасности (I): пространства безопасности.
- Пример города. - Три примера планировки городского пространства
в XVI и XVII вв.: (а) "Метрополитея" Александра Леметра
(1682); (б) город Ришелье; (в) Нант.
Лекция от 18 января 1978 г.
Главные признаки устройств безопасности (II): отношение к событию:
искусство управлять и обращение со случайным. - Проблема голода
в XVII и XVIII вв. - От меркантилистов к физиократам. - Различия
между устройством безопасности и дисциплинарным механизмом в способе
обработки события. - Новая рациональность управления и возникновение
"населения". - Заключение о либерализме: свобода как идеология
и техника управления.
Лекция от 25 января 1978 г.
Главные признаки устройств безопасности (III): нормализация. - Нормация
и нормализация. - Пример эпидемии (оспа) и кампании прививок в XVIII
в. - Возникновение новых понятий: случай, риск, опасность, кризис.
- Формы нормализации в дисциплине и в механизмах безопасности. -
Создание новой политической технологии: управление населением. -
Проблема населения у меркантилистов и физиократов. - Население как
оператор трансформаций в знании: от анализа богатств к политической
экономии, от естественной истории к биологии, от общей грамматики
к исторической филологии.
Лекция от 1 февраля 1978 г.
Проблема "правления" в XVI в. - Множественность практик
управления (управление собой, управление душами, управление детьми
и т. д.). - Специфическая проблема управления государством. - Пункт
отталкивания литературы об управлении: "Государь" Макиавелли.
- Краткая история восприятия "Государя" до XIX в. - Искусство
управления в его отличии от простого умения Государя. - Пример этого
нового искусства управления: "Зерцало политики" Гийома
де Ла Перьера (1555). - Управление, которое находит свою цель в
"вещах" для руководства. - Отступление закона вследствие
распространения разнообразных тактик. - Исторические и институциональные
препятствия использованию этого искусства управления до XVIII в.
- Проблема населения. Появление населения как основной фактор устранения
препятствий для применения искусства управления. Треугольник "управление-население-политическая
экономия". - Вопросы метода: проект истории "управленчества".
Чрезмерное внимание к проблеме государства.
Лекция от 8 февраля 1978 г.
Зачем изучать управленчество? - Проблема государства и населения.
- Напоминание общей задачи: тройная коррекция исследования а) института,
б) функции, в) объекта. - Цель курса этого года. - Элементы истории
понятия "управление". Его семантический объем в ХШ-XV
вв. - Идея управления людьми. Ее источники: а) организация пастырской
власти на дохристианском и христианском Востоке; б) руководство
совестью. - Первый набросок пастырства. Его характерные особенности:
а) пастырство воздействует на движущееся множество; б) пастырство
- по определению благотворная власть, целью которой является спасение
стада; в) пастырство - индивидуализирующая власть. Omnex et singulatim.
Парадокс пастуха. - Институализация пастырства христианской церковью.
Лекция от 15 февраля 1978 г.
Анализ пастырства (продолжение). - Проблема отношения "пастух-стадо"
в греческой литературе и мысли: Гомер, пифагорейская традиция. Редкость
метафоры пастуха в классической политической литературе (Исократ,
Демосфен). - Важное исключение: "Политик" Платона. Использование
этой метафоры в других сочинениях Платона ("Критий", "Законы",
"Государство"). Критика идеи правителя-пастуха в "Политике".
Метафора пастуха в применении к врачу, землепашу, учителю гимнастики
и педагогу. - Неразрывная связь западной истории пастырства как
модели управления людьми с христианством. Трансформации и кризисы
пастырской идеи до XVIII в. Необходимость истории пастырства. -
Особенности "управления душами": всеобъемлющая власть,
расширяющаяся параллельно расширению Церкви и отличная от политической
власти. - Проблема отношений между политической властью и пастырской
властью на Западе. Сравнение с русской традицией.
Лекция от 22 февраля 1978 г.
Анализ пастырства (окончание). - Самобытность христианского пастырства
по сравнению с восточной и еврейской традициями. - Искусство управлять
людьми. Его роль в истории управленчества. - Основные особенности
христианского пастырства в I1I-VI вв. (св. Иоанн Златоуст, св. Киприан,
св. Амвросий, св. Григорий Великий, Кассиан, св. Бенедикт). (1)
Отношение к спасению. Экономия праведных и неправедных деяний: а)
принцип аналитической ответственности: б) принцип полного и моментального
переноса; в) принцип обращения жертвы; г) принцип взаимного соответствия.
(2) Отношение к закону: введение отношения полной зависимости между
овцой и пастухом. Индивидуальное и нецеленаправленное отношение.
Различие греческой и христианской форм апатейи. (3) Отношение к
истине: производство скрытых истин. Пастырское поучение и духовничество.
- Вывод: власть совершенно нового типа, заявляющая о себе появлением
характерных для нее форм индивидуализации. Решающее значение этой
власти в истории субъекта.
Лекция от 1 марта 1978 г.
Понятие поведения/поводырства. - Кризис пастырства. - Антиповодырские
бунты в пастырском поле. - Характерное для Нового времени смещение
форм сопротивления к периферии политических институтов: примеры
армии, тайных обществ, медицины. - Проблема словаря: "антиповодырские
бунты", "неповиновение", "диссидентство",
"антиповодырство". Антиповодырство в пастырском поле.
Исторический обзор: а) аскетизм; б) общины; в) мистики; г) Библия;
д) эсхатологические верования. - Заключение: ценность понятия пастырской
власти для анализа форм исполнения власти вообще.
Лекция от 8 марта 1978 г.
От пастырской опеки над душами к политическому управлению людьми.
- Общий контекст этой трансформации: кризис пастырства и антиповодырские
выступления в XVI в. Протестантская реформация и контрреформация.
- Два примечательных явления: интенсификация религиозного пастырства
и расширение поводырской проблематики, на частном и публичном уровне.
- Управленческий разум, характерный для суверенитета. - Сравнение
со св. Фомой Аквинским. - Разрушение космологического и теологического
континуума. - Вопрос об искусстве управления. - Замечание о проблеме
понимания в истории. - Государственный интерес (I): новизна и объект
возмущений. - Три очага полемики о государственном интересе: Макиавелли,
"политика", "государство".
Лекция от 15 марта 1978 г.
Государственный интерес (II): его определение и его главные признаки
в XVII в. - Новая модель исторического времени, подразумеваемая
государственным интересом. - Специфические черты государственного
интереса по отношению к пастырскому управлению: (1) Проблема спасения:
теория государственного переворота (Ноде). Необходимость, насилие,
театральность. - (2) Проблема послушания. Бэкон: вопрос о мятежах.
Различие между Бэконом и Макиавелли. - (3) Проблема истины: от мудрости
государя к государственному сознанию. Рождение статистики. Проблема
секрета. - Призма рефлексии, в которой возникла проблема государства.
- Присутствие и отсутствие элемента "население" в этой
новой проблематике.
Лекция от 22 марта 1978 г.
Государственный интерес (III). - Государство как принцип понятности
и целесообразности. - Функционирование этого правительственного
интереса: (А) В теоретических текстах. Теория сохранения государства.
(Б) В политической практике. Отношение конкуренции между государствами.
- Вестфальский договор и конец Римской империи. - Сила, новый элемент
политического разума. - Политика и динамика сил. - Первая технологическая
система нового искусства управления: военно-дипломатическая система.
- Ее цель: поиски европейского равновесия. Что такое Европа? Идея
"баланса". - Ее инструменты: (1) война; (2) дипломатия;
(3) введение постоянного военного устройства.
Лекция от 29 марта 1978 г.
Вторая технологическая система нового искусства управлять согласно
государственному интересу: полиция. Традиционные значения слова
до XVI в. Его новое значение в XVII-XVIII вв.: расчет и техника,
позволяющие обеспечивать правильное использование сил государства.
- Тройственное отношение между системой европейского равновесия
и полицией. - Различие положения дел в Италии, Германии, Франции.
- Тюрке де Майерн. Аристодемократическая монархия. - Контроль за
деятельностью людей как основополагающий элемент силы государства.
- Объекты полиции: (1) численность граждан; (2) жизненные потребности;
(3) здоровье; (4) ремесла; (5) сосуществование людей. - Полиция
как искусство управлять жизнью и благоденствием населения.
Лекция от 5 апреля 1978 г.
Полиция (продолжение). - Целамар. -Город, место появления полиции.
Полиция и городская регламентация. Урбанизация территории. Связь
полиции с проблематикой меркантилизма. - Возникновение города-рынка.
- Методы полиции. Различие между полицией и юстицией. Власть регламентирующего
типа. Регламентация и дисциплина. - Возвращение к проблеме зерна.
-Критика полицейского государства на основе проблемы голода. Тезисы
экономистов, касающиеся цены зерна, населения и роли государства.
- Возникновение нового управленчества. Управленчество политиков
и управленчество экономистов. - Трансформация государственного интереса:
(1) естественность общества; (2) новые отношения власти изнания;
(3) ответственность за население (публичная гигиена, демография
и т. д.); (4) новые формы государственного вмешательства; (5) статус
свободы. - Начала нового искусства управлять: экономическая практика,
управление населением, право и уважение свобод, репрессивная функция
полиции. - Различные формы антиповодырства, соответствующие новому
управленчеству. - Общее заключение.
Краткое содержание курса
Мишель Сенеляр. Контекст курса
Предметный указатель
Именной указатель
|