|
|
Институциональные
рамки старости
|
Над темой номера работал
|
|
Алексей ЛЕВИНСОН
|
|
Демография, антропология и социология возраста
Проблематика возраста, рождаемости, смертности и иных
процессов, называемых движением населения, достаточно давно обособилась
в предмет такой социальной науки, как демография. Стоит вспомнить,
что на изучении т.н. моральной статистики (чем позднее занялась
именно эта дисциплина), были сделаны важнейшие наблюдения и открытия,
легшие в основу представлений об обществе как предмете социологии.
Речь идет, прежде всего, об объективном, то есть непреложном и не
зависящем от человеческой воли характере этих социальных процессов.
В своей объективности они вполне подобны природным процессам. Но
о них же известно, что складываются они из массовых актов произвольного
человеческого поведения, управляемого культурой.
Изучение общественного мнения средствами массовых опросов
имеет то общее с демографией, что застает процесс и результат массовых
стремлений, настроений, диспозиций как объективный и внеположный
обществу. Одно из отличий этой разновидности социального исследования
от того, которым является демография, заключается в том, что возможности
обратной связи, общественной рефлексии и как результат воздействия
общества на собственные установки здесь, пусть слабы и скудны, но
они все-таки больше, чем в демографическом процессе.
Объединение в одном исследовательском социологическом
предмете сущностей из обеих исследовательских областей, которое
мы практикуем в данной статье, есть достаточно громоздкое предприятие.
Оснований для того, чтобы это сделать, два. Одно состоит в остроте
наступающего кризиса в воспроизводстве наличной общественной конструкции,
второе – в том, что пусть очень слабые, но признаки осознания этого
кризиса в обществе наблюдаются, и надежды на автокоррекцию массового
поведения не полностью тщетны.
Части российского общества вместе с другими обществами
на Земле движутся по траектории т.н. демографического перехода11
и находят себя на разных его стадиях. Это переход от одного режима
воспроизводства к другому. Демографы обычно описывают те стороны,
которые касаются упомянутого выше движения населения. Тогда говорят
о переходе от режима, сочетающего высокую рождаемость и низкую продолжительность
жизни, к режиму с противоположными характеристиками. Траекторию
этого перехода уподобляют букве S, тем подчеркивая, что на разных
этапах процесса параметры рождаемости, смертности, продолжительности
жизни, детности находятся в разных сочетаниях. Различным фазам этого
процесса соответствуют и различные состояния культуры, общественных
нравов и норм, а также иных форм общественной саморегуляции. Для
дальнейшего изложения особо подчеркнем такие регулятивы, как ценность
и цель человеческой жизни, предписываемые каждым обществом его членам.
Описываемый S-переход с этой точки зрения предстает как эволюция
культурной системы, в частности, такого ее критического для многих
обществ, в том числе и нашего, узла, как проблематика самостояния
личности, ее ответственности за себя и общество.
В ходе этих трансформаций между режимами поддержания
жизни и ее прекращения, между процессами рождаемости и смертности
могут устанавливаться разные соотношения, что ведет к возникновению
совершенно различных социальных ситуаций и конфигураций в обществах
и общественных группах. Эти социальные ситуации предстают как формы
и фазы состояния обществ, как периоды их истории, как формы их культуры,
наконец, как цивилизации. Сосуществование обществ, находящих себя
на разных этапах демографического перехода, с иных точек зрения
предстает как эпизод истории цивилизаций, их столкновения и конфликта.
Очень может быть, что за столкновениями этносов, конфессий,
цивилизаций, что считают основной драмой современности, следует
видеть столкновение частей человечества, находящихся на разных фазах
S-перехода. Остроту этому конфликту придает то, что присущие этим
разным фазам культурные комплексы действительно базируются на разных
– и не совместимых – антропологических посылках, ценностях и нормах
социального поведения. Фазовые различия даже в рамках одной культуры
в этом смысле глубже различий между культурами. Не стоит думать,
что антропологические и социальные посылки мусульманства и христианства
«как таковых» противоположны. Христианство само возникло в тех демографических
обстоятельствах, в которых живут сейчас магометане, и оно окормляло
общества в другом режиме воспроизводства, нежели, тот, который сейчас
практикуют, скажем, народы центра и северо-запада Европы. Достаточно
сказать, что максима отдать «жизнь свою за други своя» - из этого
вероучения12, но
уже не из этой фазы его существования в указанной части мира. Индивидуализм
в этом смысле действительно есть падение нравов – старых нравов
- и становление новых. Самоответственный индивид, когда приходит
час, также отдает свою жизнь ради высших ценностей, но эти ценности
другие, например, достойная жизнь человечества, свобода как таковая
и пр.
Индивидуализм (примат ценности жизни отдельного человека
и приоритетность прав отдельной личности) известен как одна из конститутивных
черт цивилизации, которую по конфессиональному признаку зовут христианской,
по политэкономическому - буржуазной, по геокультурному - западной.
Как система культурных регуляторов он отвечает ситуации, когда воспроизводство
общественного целого осуществляется через социальное производство
и поддержание отдельных жизней, выступающих в качестве индивидуальных/неповторимых
носителей социального и культурного капитала общества. Речь, в других
словах, идет об обществе, которое себя воспроизводит через единственных
детей, каковым полагается прожить долгую жизнь, сперва длительно
накапливая, а затем длительно передавая содержание культуры этого
общества. (Здесь мы возвращаемся к теме старости и сразу видим ее
встроенность в самые драматические конфликты современности).
Российская общественная мысль приложила много усилий
к тому, чтобы обозначить место России на культурной карте с полюсами
«Запад» и «Восток». Принимая точку зрения «западную», обнаруживали
в российской культуре и социальной практике множество признаков
«незападной» ее природы, «азиатчины». Признаки эти в основном были
связаны с приматом коллективных («соборных») начал в «народной жизни».
Поскольку центральная власть в России легитимировала себя через
связь с «народом», примат народного начала получал интерпретацию
безусловного примата власти - самодержавной власти. Концепция такого
властвования складывалась в обстоятельствах сочетания роста рождаемости,
ставшего обгонять смертность, и больших территориальных приобретений,
и потому формировалась как неограниченная власть суверена над неограниченным
по своим размерам царством: в нем сколько угодно людей и сколько
угодно земли.
11 «Отправная точка
демографического перехода - небывалое снижение смертности… На протяжении
тысячелетий высокая смертность была одним из краеугольных камней,
на которых выстраивалось все здание культурных норм, религиозных
и нравственных предписаний, регулировавших поведение людей в демографической
сфере. …Большое число детей рассматривалось как безусловное благо.
…Резкое снижение смертности привело к тому, что многие из
этих норм утратили смысл, начались их эрозия, поиск форм организации
частной жизни людей и их культурной оболочки… Снижение рождаемости
стало количественным ответом на снижение смертности, но оно повлекло
за собой качественные изменения, нередко объединяемые понятием «второй
демографический переход» и затрагивающие нормы репродуктивного поведения,
формы брака и семьи, внутрисемейные отношения, половую и семейную
мораль и т.п.». Вишневский
А.Г. Демографический переход и культурное разнообразие.
12 "Нет больше
той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих"
(Евангелие от Иоанна, 15.13, Синодальный перевод).
|