|
 |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
РОССИЙСКОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
М., Фонд "Миграция XXI век", 2011, 73 страницы
|
В условиях глобального характера миграционных
процессов, а также возрастающего дефицита трудовых ресурсов,
давления со стороны соседних государств, имеющих высокие темпы
прироста трудоспособного населения, и граничащих с малозаселенными
территориями России, экономическое развитие России и ее геополитическая
безопасность в ближайшее двадцатилетие невозможны без привлечения
иностранной рабочей силы и иммигрантов на постоянное жительство
для стабилизации/увеличения численности постоянного населения.
Миграционная политика становится долговременным и стратегически
значимым для России фактором. В целях оптимизации миграционной
сферы необходимо:
- включение миграционной политики в число национальных
приоритетов;
- проведение регуляризации положения незаконно находящихся
в стране трудовых мигрантов;
- усиление координации миграционной политики с государствами-донорами
рабочей силы в части создания общего рынка труда и единого
миграционного пространства;
- институциональные изменения в сфере привлечения и использования
иностранной рабочей силы, в том числе на основе частно-государственного
партнерства;
- совершенствование правового обеспечения миграционной политики,
особенно на уровне подзаконных актов;
- информационное обеспечение привлечения и использования
иностранной рабочей силы;
- совершенствование государственной статистики по учету
трудовых мигрантов и их денежных переводов;
- пристальное внимание к проблеме межнациональных и межэтнических
отношений;
- активизация работы по адаптации и интеграции мигрантов
в российское общество.
Стр. 30-31.
Основными шагами по либерализации миграционной
политики, должны стать:
- Развитие и повсеместное внедрение в России системы "электронное
государство", которая позволила бы решить проблему
учета и регистрации иностранных граждан, находящихся в стране,
исключить институт принимающей стороны, а также иметь информацию
об основных аспектах жизнедеятельности иностранных граждан
на территории Российской Федерации. Базовой основой такой
системы должно стать совмещение получения иностранным гражданином
любых документов, услуг, осуществление платежей с фактом
регистрации и идентификации данного иностранного гражданина
в общей базе данных;
- Изменение механизма регулирования привлечения иностранной
рабочей силы. Необходимо привести механизм квотирования
привлечения иностранной рабочей силы в соответствие с нормами
миграционного законодательства в части возможности, а не
обязательности использования квоты для регулирования объемов
привлечения иностранных работников в разрезе отдельных профессий,
специальностей, отдельных государств и по отдельным субъектам
Российской Федерации.
Целесообразно вывести из-под квотирования привлечение иностранной
рабочей силы по дефицитным для российского рынка труда профессиям,
специальностям. По мере насыщения российскими кадрами востребованных
работодателями профессий, специальностей перечень дефицитных
профессий может пересматриваться.
В этом случае отпадает необходимость ежегодного определения
перечня профессий (специальностей, должностей), утверждаемого
Минздравсоцразвития и Минэкономразвиия.
Наоборот, актуальность приобретет определение перечня профессий,
специальностей для привлечения иностранной рабочей силы,
по которым имеется избыток национальной рабочей силы.
Необходим отказ от заявочной кампании. Ее предлагается заменить
обращением работодателя в службу занятости, вывешиванием
заявленной вакансии на открытом сайте этой службы с тем,
чтобы при отсутствии в течение 15 рабочих дней претендентов
из числа национальной рабочей силы на ее замещение, работодатель
получал право привлечь иностранного работника;
- Урегулирование деятельности частных агентств занятости.
Требуется принятие соответствующего нормативного правового
акта, определяющего их функции и роль в вопросах привлечения
иностранной рабочей силы. На наш взгляд, сфера их деятельности
в данных вопросах должна быть существенно расширена от подбора
востребованного работодателем иностранного работника до
оказания ему комплекса необходимых мигрантских услуг. При
этом деятельность ЧАЗов должна лицензироваться, а информация
об ее результатах быть открытой для работодателей, мигрантов
и заинтересованных госструктур.
Также необходимо предусмотреть возможность осуществления
ЧАЗами лизинга рабочей силы. В этом случае ЧАЗы могут выступать
в качестве работодателя. Для недопущения ущемления прав
иностранного работника, передаваемого другому работодателю
по гражданско-правовому договору предоставления персонала,
необходимо осуществление контроля за их деятельностью. В
случае выявления нарушений ЧАЗы должны лишаться лицензии
на занятие такой деятельностью.
- Обеспечение социальных прав трудовых мигрантов. Решение
проблемы медицинского и пенсионного обеспечения мигрантов
видится за счет внедрения и повсеместного развития страховых
сервисов. Причем необходимо проработать вопрос о возможности
страхования иностранного гражданина еще в государстве своего
постоянного пребывания с последующим обслуживанием его в
российских медицинских учреждениях и пенсионным сопровождением
его трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
Для расширения доступа иностранных работников к медицинским
услугам на территории России возможно потребуется создание
дополнительных специализированных медицинских учреждений;
- Проведение работы по адаптации и интеграции трудовых мигрантов.
Грамотная и взвешенная политика адаптации и интеграции трудовых
мигрантов в российское общество позволит, с одной стороны,
гармонизировать отношения между мигрантами и россиянами,
решить проблему ксенофобии и экстремистских настроений в
российской среде, с другой - даст государству адекватные,
приспособленные для жизни и работы в России трудовые ресурсы.
Стр. 40-43.
Трансграничные операции физических лиц из России
по основным странам-контрагентам* (стр. 68) млн. долларов
США
Страна
|
2006 г.
|
2007 г.
|
2008 г.
|
2009 г.
|
2010 г.
|
Итого
|
%
|
Всего по странам
|
15468,6
|
29807,4
|
41065,7
|
25362,5
|
31718,3
|
143422,5
|
100,0
|
Страны дальнего зарубежья
|
10049,6
|
20132,6
|
27111,1
|
15807,7
|
19895,5
|
92996,5
|
64,8
|
Страны СНГ
|
5419,0
|
9674,8
|
13954,6
|
9554,7
|
11822,8
|
50426,0
|
35,2
|
АЗЕРБАЙДЖАН
|
496,6
|
814,1
|
1061,0
|
748,4
|
880,8
|
4000,9
|
2,8
|
АРМЕНИЯ
|
630,1
|
1061,9
|
1411,0
|
944,6
|
1107,6
|
5155,2
|
3,6
|
КИРГИЗИЯ
|
426,4
|
770,9
|
1211,3
|
924,7
|
1128,0
|
4461,3
|
3,1
|
КИТАЙ
|
2485,5
|
3418,5
|
4279,5
|
2892,6
|
3671,7
|
16747,6
|
11,7
|
МОЛДОВА
|
477,9
|
832,2
|
1143,4
|
763,4
|
862,4
|
4079,3
|
2,8
|
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
|
806,5
|
1278,9
|
1410,2
|
996,9
|
1195,4
|
5687,8
|
4,0
|
США
|
677,2
|
1284,4
|
2096,3
|
1118,6
|
1456,8
|
6633,3
|
4,6
|
ТАДЖИКИСТАН
|
891,8
|
1667,3
|
2549,3
|
1739,9
|
2228,7
|
9076,9
|
6,3
|
ТУРЦИЯ
|
909,6
|
1377,7
|
1707,6
|
984,2
|
1173,1
|
6152,2
|
4,3
|
УЗБЕКИСТАН
|
897,6
|
1692,9
|
3006,8
|
2070,5
|
2858,0
|
10525,8
|
7,3
|
УКРАИНА
|
1050,4
|
1855,1
|
2261,8
|
1594,6
|
2201,4
|
8963,2
|
6,2
|
ШВЕЙЦАРИЯ
|
939,0
|
2843,5
|
3280,4
|
1470.3
|
1843,0
|
10376,2
|
7,2
|
* по данным Центробанка РФ
|
Материалы доклада содержат анализ эффективности существующей
системы управления миграцией, обзор ситуации в миграционной сфере,
возможные сценарии развития миграционной политики и предложения
по трансформации институциональной среды управления миграцией, с
учетом существенного влияния миграции на национальный и конфессиональный
состав населения России.
В докладе представлен комплекс взаимоувязанных мер по
изменению структуры органов исполнительной власти в сфере миграции,
межнациональных и конфессиональных отношений.
Оглавление
1. СОВРЕМЕННАЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА В СФЕРЕ МИГРАЦИИ
1.1. Краткий экскурс в историю ФМС России
1.2. Нормативно-правовая база
1.3. Проблемы в сфере привлечения иностранной рабочей силы
1.4. Структура органов управления миграцией в России
1.5. Вызовы современной миграционной политики
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ
ПЕРСПЕКТИВУ
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТРАНСФОМАЦИИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ В
СФЕРЕ МИГРАЦИИ
3.1. Предложения по структуре органов исполнительной власти в
сфере миграции, межнациональных и конфессиональных отношений
3.2. Правовое обеспечение миграционной политики
3.3. Ожидаемый результат от предлагаемой трансформации институциональной
среды в сфере миграции
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Анализ тенденций привлечения и использования иностранной
рабочей силы в России за 2005-2010 годы
Приложение 2. Международный опыт институциональной организации регулирования
трудовой иммиграции
Приложение 3. Перечень внесенных изменений и дополнений в Федеральный
закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации" (за период 18.07.2006 по 1.06.2011)
Приложение 4. Денежные переводы из России
|