Rambler's Top100

№ 441 - 442
1 - 14 ноября 2010

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Российское образование на экспорт

Международный рынок образовательных услуг быстро развивается

Среднее профобразование не пользуется успехом у россиян и иностранцев

Очное высшее образование приносит наибольший доход

Заочное обучение в российских вузах становится все более популярным у выходцев из стран СНГ и Балтии

Российское образование по ту сторону границы

Сколько Россия зарабатывает на экспорте образовательных услуг?

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Ссылки по теме номера

Вся статья
(в формате PDF)

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Монастырская школа. Французская миниатюра XV века. L'ecole d'un monastere. Miniature francaise du XVe siecle. Российское образование на экспорт

Над темой номера работал

Александр АРЕФЬЕВ

Александр АРЕФЬЕВ

Заочное обучение иностранцев в российских вузах становится все более популярным

В последние годы в России опережающими темпами стала расти заочная форма обучения иностранных граждан по программам высшего образования (в том числе вечернее и дистанционное обучение, а также экстернат). Так, численность заочно получавших образование иностранцев в российских вузах в 2008/2009 академическом году составила, по предварительным (оценочным) данным, 55 тысяч человек, увеличившись за минувшие 5 лет более чем в 3,5 раза (рис. 11). Это явление не случайно, ибо для российской системы высшего образования последних лет стал характерен опережающий рост заочной формы обучения и “вытеснение” традиционной очного обучения (если в 1990/1991 академическом году 99% всех иностранцев обучались в российских вузах на дневных отделениях, то в настоящее время доля иностранцев-заочников возросла до 34%). Этот процесс начался с появлением негосударственных вузов, в которых именно заочное обучение стало доминирующим12. Дело в том, что осуществлять заочное обучение для вузов (особенно негосударственных, не обладающих значительной материальной базой) в целом организационно легче, ибо это не требует строительства общежитий для студентов-заочников, дополнительных учебных аудиторий и лабораторий, библиотечных фондов, привлечения новых преподавателей (те, кто преподает на дневных отделениях, обычно преподают и вечерникам, заочникам, учащимся групп выходного дня  и т.п.).

Рисунок 11. Общая численность иностранных граждан, обучавшихся по заочной и вечерней (очно-заочной) форме в российских вузах в 1990/1991 - 2008/2009 академических годах, тысяч человек13

В отличие от дневной формы обучения, заочники обычно не проходят производственно-учебной практики - одного из важных элементов учебного процесса, а сам объем получаемых ими знаний и количество основных учебных дисциплин, в том числе по специальности, на заочном обучении заметно ограничены. Общая стандартная временная продолжительность заочного, вечернего, дистанционного обучения составляет 5-6 лет (10-12 семестров), однако существуют и варианты обучения по сокращенным программам.

Многие российские вузы активно предлагают свои услуги по получению в заочной форме не только базового, но и второго высшего образования (на основе уже имеющегося у абитуриентов высшего или среднего специального образования). Получить заочно второе высшее образование можно за 2,5-3,5 года (за 5-7 учебных семестров). Наибольшим спросом российские дипломы о втором высшем образовании пользуются у представителей стран СНГ и Балтии (они составляют 90% всех иностранных студентов-заочников). Для иностранных потребителей данной формы образовательных услуг привлекательным обстоятельством является не только минимизированный по времени учебный процесс, но и то, что в документе о получении ими высшего образования в России не указывается, как именно они обучались по соответствующей специализации (на дневном, вечернем или заочном отделении).

Обращает на себя внимание, что в негосударственных вузах численность иностранных студентов, обучающихся заочно (15,1 тысячи человек) почти в 4 раза выше, чем обучающихся очно (3,9 тысячи), в то время как в вузах Рособразования соотношение очно и заочно обучающихся иностранных граждан 3:1. Значительная доля иностранных граждан, обучающихся в российских вузах заочно, приходится на их многочисленные филиалы.

Более половины иностранных студентов-заочников “приписаны” к вузам мегаполисов (рис. 12). Сравнительно большая доля иностранцев, обучающихся по заочной форме в вузах, расположенных в малых и средних городах и селах или ПГТ, в значительной мере “обеспечивается” Брянской государственной сельскохозяйственной академией, расположенной в одном из посёлков Брянской области и осуществляющей массовую и ежегодно возрастающую заочную подготовку кадров по сельскохозяйственным и финансово-экономическим специальностям для соседней Белоруссии (2023 чел. в 2007/2008 году, 3332 чел. в 2008/2009 году).

Рисунок 12. Доля иностранных граждан, обучавшихся по заочной форме в российских вузах поселений разного типа в 2006/2007 и в 2007/2008 академических годах, %

Основными областями знаний, по которым иностранцы получают высшее российское образование заочно, являются экономика и управление и гуманитарные и социальные науки. Доля изучаемых заочно инженерно-технических специальностей (особенно связанных с транспортными средствами) за последний год заметно сократилась (рис. 13).

Рисунок 13. Основные группы специальностей, по которым иностранные граждане заочно обучались в российских вузах в 2006/2007-2007/2008 академическом году, %

Подавляющая часть иностранных граждан, обучающихся в вузах России заочно, а также на вечерних отделениях, дистанционно и экстернатом – выходцы из бывших советских республик и их численность увеличивается наиболее быстрыми темпами – с 23,6 тыс. в 2005/2006 г. до 41,4 тыс. в 2007/2008 г.

Все страны СНГ и Балтии – в числе основных “поставщиков” зарубежных студентов-заочников для российских высших учебных заведений (табл. 5). Можно также отметить, что уже сегодня число студентов-заочников из Белоруссии, Украины, Узбекистана, Молдавии (включая Приднестровье) значительно превышает число граждан из этих же стран, обучающихся в российских вузах на дневных отделениях, а среди выходцев из Прибалтики почти одинаковое число получает высшее образование в России по очной и заочной формам. Такой же баланс заочно-очного обучения наблюдается и среди представителей Болгарии, а граждан Македонии, обучающихся заочно, в 5 раз больше, чем обучающихся на дневных отделениях в России.

Таблица 5. Страны-лидеры по числу своих граждан, заочно обучавшихся в российских вузах в 2007/2008 академическом году, %

Страны

Число граждан соответствующих стран, обучавшихся заочно, человек

1. Белоруссия

11243

2. Казахстан

9791

3. Узбекистан

6456

4. Украина

5848

5. Молдавия (включая Приднестровье)

1836

6. Азербайджан

1726

7. Армения

1116

8. Таджикистан

1066

9. Грузия (включая Абхазию и Южную Осетию)

1065

10. Туркмения

890

11. Китай

811

12. Литва

603

13. Болгария

439

14. Латвия

413

15. Киргизия

329

16. Израиль

254

17. Эстония

243

18. Македония

98

19. Германия

85

20. Бразилия

50

Исходя из того, что средняя стоимость обучения иностранных граждан на заочных и вечерних отделениях, а также по дистанционной форме и экстернату в российских вузах и их филиалах на территории Российской Федерации (в основном по программам бакалавриата, дипломированных специалистов и второго высшего образования) равнялась в 2007/2008 академическом году как минимум 30 тысячам рублей или 1200 долларов США, совокупная оплата за их подготовку составила 1,347 миллиарда рублей (что было эквивалентно 53,9 миллиона долларов США). Кроме того, подавляющее большинство из данной категории зарубежных потребителей российских образовательных услуг в России постоянно не проживало (доля среди них студентов-вечерников или обучавшихся по очно-заочной форме, в том числе в группах выходного дня, составляла оценочно не более 15%), однако они должны были регулярно приезжать на сессии и различные занятия и консультации в свои российские “Alma Mater”. Расходы по их пребыванию в России в течение месяца (проживание, питание, транспорт и т.д.) составили оценочно 516,4 миллиона рублей или 20,7 миллиона долларов США.

Таким образом, данная форма образовательных услуг иностранным гражданам принесла экономике Российской Федерации в 2007/2008 академическом году 1,863 миллиарда рублей или 74,5 миллиона долларов США. Стоимость заочной формы обучения в среднем в 2-2,5 раза ниже стоимости очного обучения. Поэтому предоставление заочных образовательных услуг иностранным гражданам для российских вузов более рентабельно, чем очная форма подготовки иностранцев (материальные и иные издержки последней намного выше).

Еще одним видом образовательных услуг, оказываемых иностранным гражданам в Российской Федерации, являются курсы русского языка вне академического сектора (академических программ обучения). На этих курсах, нередко именуемых лингвистическими турами, поездками с образовательно-туристическими целями и т.д., занимаются школьники, студенты и взрослые, преимущественно из стран Европы, Азии и Северной Америки. Чаще всего эти языковые курсы (поездки) носят краткосрочный характер (в среднем до двух-трех недель, но не более месяца) и осуществляются в период летних и зимних каникул или отпусков. Организуют эти языковые курсы (туры) в Россию в основном туристические компании, специализирующиеся на въездном туризме, нередко совместно с учебными заведениями, используя их аудитории и преподавательский состав для проведения занятий либо приглашая оттуда преподавателей русского языка. Почти все подобные языковые курсы являются платными, за исключением взаимных поездок школьников по программам обменов, например, в летние лингвистические лагеря, реализуемых на компенсационной основе (за счет каждой из принимающих сторон).

Общее число иностранных граждан, приезжающих в Россию для изучения русского языка вне академического сектора образования, составляло в 2007/2008 году, по экспертным оценкам, примерно 20 тысяч человек. Доходы от организации в России этих курсов и поездок иностранных граждан в рассматриваемый период оцениваются в 1,1 миллиарда рублей или 45 миллионов долларов США, из которых 15 миллионов долларов приходились на оплату самих краткосрочных языковых курсов, а до 30 миллионов долларов – на их питание, проживание, транспортно-экскурсионные расходы иностранцев.


12 Данная тенденция характерна и для других бывших советских республик. Например, в 2007/2008 академическом году заочно обучались 57% студентов негосударственных вузов Украины, 61% - Казахстана, 75% - Белоруссии и т.д.
13 В заочную и очно-заочную форму обучения иностранных граждан включены также дистанционное обучение и экстернат. Данные за 2008/2009 год – предварительные.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.