|
|
Города и веси: поляризованное
пространство России
|
Над темой номера работали
|
 |
 |
Татьяна
НЕФЕДОВА
|
Андрей
ТРЕЙВИШ
|
|
Уязвимость городов к современному кризису
Что же внес современный мировой кризис? Информация по
регионам и крупнейшим городам отслеживается в режиме мониторинга
Н.В. Зубаревич и др.13. Однако
по всему массиву городов в режиме online ее получить невозможно.
Поэтому мы использовали методику выявления уязвимости городов к
кризису на основе ряда показателей 2007 года, приняв, что основными
факторами уязвимости могут служить:
- Степень монофункциональности промышленности города,
определявшаяся по показателям доли ведущей отрасли в валовой продукции
промышленности и доли занятых в промышленности.
- Финансовое состояние как среднее из трех показателей:
бюджета на душу населения, доли федерального бюджета в бюджете
города и сальдированного финансового результата деятельности всех
предприятий и организаций.
- Розничный торговый оборот и платные услуги на душу
населения (с учетом прожиточного минимума) как подушка безопасности
при коллапсе промышленного производства.
Корреляция уязвимости городов к новым катаклизмам с
их прежним состоянием отрицательная, но не очень высокая – 0.45.
Восстановление общей «массы» экономики (ВВП) в 2000-х
годах не означало возврата к ее прежней структуре. Доля промышленности
еще в 1990-х годах всюду быстро падала, но в 1998 году в стране
оставалось еще немало промышленных регионов. Одни из них затем увеличили
производство и по составу ВВП даже стали гипериндустриальными, другие
превращались в индуcтриально-сервисные. В 2007 году в России насчитывалось
30 городов, в которых более 60% всех занятых в экономике было занято
в промышленности (из больших городов – только Новомосковск), 190
городов с долей занятых в промышленности от 40 до 60%. Здесь много
и больших городов, приведем лишь верхнюю часть их списка по мере
убывания доли занятых в промышленности: Северодвинск, Череповец,
Березники, Нефтекамск, Нижнекамск, Миасс, Новотроицк, Арзамас, Ковров,
Муром, Волжский, Старый Оскол, Невинномысск и другие. Еще 195 городов
имели примерно 30-40% работников промышленности. В общей сложности
промышленные и полупромышленные города все еще составляли почти
половину всех городов России.
Моноотраслевых промышленных городов по нашей методике,
основанной на доступных показателях, получилось в 2007 году 30%
всех принятых в учет городов, т.е. 317 (табл. 3). Из них 211 – малые
города. Моноотраслевые промышленные большие города (более 80% продукции
дает одна отрасль и более 40% занято в промышленности) – это Норильск,
Каменск-Уральский и Салават. К ним можно добавить моноотраслевые
большие города, где в промышленности занято 30-40% - это преимущественно
добывающие центры: Нижневартовск, Альметьевск, Ленинск-Кузнецкий,
Междуреченск. В России 27% городов, имеющих свыше 100 тысяч жителей,
– моноотраслевые промышленные, это очень много. Из них больше всего
металлургических центров (эти сильнее всего подвержены новому кризису),
12 машиностроительных центров и 10 центров добычи полезных ископаемых,
6 – центров химии и нефтехимии.
Таблица 3. Число моноотраслевых промышленных городов
в 2007 году
Города с населением
|
Число городов с долей ведущей отрасли в промышленном производстве
|
Всего моноотраслевых городов
|
Доля в числе городов, %
|
более 80%
|
50 – 80%
|
с долей занятых в промышленности
|
более
40%
|
30 – 40%
|
более
40%
|
30 – 40%
|
менее 50 тысяч
|
66
|
38
|
54
|
53
|
211
|
29
|
50-100 тысяч
|
13
|
7
|
20
|
20
|
60
|
39
|
более 100 тысяч
|
3
|
5
|
20
|
18
|
46
|
27
|
Всего городов
|
82
|
50
|
94
|
91
|
317
|
30
|
Источники: Паспорта городов РФ, 2007.
Бюджетные показатели также важны для устойчивости города
(табл. 4). Тем более что высокой удельной бюджетной обеспеченностью
(более 50 тысяч рублей на душу населения) в 2007 году отличались
всего 12 городов. И это отнюдь не Москва. Из больших городов – это
Грозный, из средних – Ханты-Мансийск и 10 малых, в основном, атомграды
и Нарьян-Мар. Зато с малыми бюджетами (менее 5 тысяч рублей на душу
в год) – 773 города, из них 545 – малые города. При этом 40% городов
имеют отрицательное или близкое к нулевому финансовое сальдо предприятий
и организаций. Среди них также очень много малых городов. Так что
и без нового кризиса ситуация была нелегкой. А тут еще трансферты
уменьшились в 2009 и особенно в 2010 году. Поэтому особенно важно
выявить города с повышенной долей федерального бюджета в общей бюджетной
обеспеченности. Таких городов тоже оказалось много: в 118 городах
доля федерального бюджета превышает 70%, в 112 – составляет 50-70%.
Таблица 4. Бюджетная обеспеченность городов, число городов
|
Бюджетная обеспеченность на душу населения, тыс. руб.
|
В т.ч. за счет федерального бюджета, %
|
Нулевое или отрицательное сальдо бюджета
|
Число городов
|
более 50
|
менее 5
|
более 70%
|
50 - 70%
|
Менее 50 тысяч
|
10
|
545
|
82
|
76
|
362
|
721
|
50-100 тысяч
|
1
|
123
|
15
|
13
|
32
|
155
|
100-500 тысяч
|
1
|
92
|
20
|
23
|
17
|
133
|
Более 500 тысяч
|
0
|
13
|
1
|
11
|
0
|
37
|
Всего городов
|
12
|
773
|
118
|
112
|
421
|
1046
|
Источники: Паспорта городов РФ, 2007
Как и при оценке благополучия, суммарные показатели
сведены к пятибалльной шкале. В табл. 5 и на рис. 11 для простоты
показаны три класса: наиболее уязвимые, средние и менее уязвимые
города. Высокая уязвимость характерна для 457 городов, в основном
малых. Поэтому живут там всего 13 млн. человек. Из них ровно половина
– это города, уже (или еще) депрессивные к 2008 году, чье состояние
может ухудшиться. Но в категорию уязвимых попали и 60 относительно
благополучных городов. Правда, больших – единицы (Норильск, Междуреченск,
Миасс, Каменск-Уральский, Салават, Новомосковск). Депрессивных городов
с низкой уязвимостью мало – разве что некоторые текстильные (Вичуга,
Шуя, Фурманов, Южа). А вот среди крупных городов с населением свыше
500 тысяч жителей весьма уязвимых просто нет.
Таблица 5. Доля городов с разной степенью уязвимости
к кризису 2008-2010 годов, %
Города с населением, тыс. чел.
|
Низкая уязвимость (1-2 балла)
|
Средняя уязвимость (3 балла)
|
Высокая уязвимость (4-5 баллов)
|
Всего
|
До 50
|
6
|
40
|
54
|
100
|
50-100
|
22
|
48
|
30
|
100
|
100-500
|
44
|
41
|
14
|
100
|
Свыше 500
|
81
|
19
|
0
|
100
|
Всего городов
|
16
|
41
|
43
|
100
|

Рисунок 11. Доля городов с разной степенью уязвимости
к кризису 2008-2010 годов, %
Уязвимость тесно связана с отраслевой структурой экономики.
Если смотреть промышленный профиль, то наиболее уязвимы моноотраслевые
металлургические центры, хотя их состояние в 2007 году было средним.
Добывающие центры – тоже уязвимы, но там ситуация, зависит от вида
сырья. А пищевым моноотраслевым центрам (обычно малым) хуже всех.
У них и базовая оценка в 2007 году была ниже, и уязвимость выше.
Введение в оценки состояния городов поправок на степень
уязвимости проводилось с использованием повышающих или понижающих
коэффициентов (для более тонкой настройки у нас не было возможностей).
Сравнение двух рядов показателей по всем городам (докризисных оценок
и оценок с учетом уязвимости) показало, что города с низкими базовыми
оценками (1 и 2 балла), как правило, рискуют еще немного потерять,
хотя "дно" и так близко (рис. 12). С ростом базовых оценок
диапазон вероятных реакций ширится, и, главное, в пользу шансов
на улучшение состояния.

Рисунок 12. Соотношение оценок (по оси У) базового состояния
городов на 2007 год (горизонтальными линиями от 1 до 5 баллов) и
оценок городов с учетом поправок на степень уязвимости к новому
кризису (от 0,6 до 7). Ось Х – число городов (кумулятивным итогом)
В общем, распространенная и отчасти разделяемая нами
гипотеза об устойчивости "слабых", которым и падать
вроде бы некуда, как минимум, сомнительна. Есть куда падать,
хотя бы до уровня самой нищей и натуральной деревни!
Таким образом, последний финансовый кризис внес коррективы
в общие тенденции развития городов. Его ожидаемый эффект - поляризация
городов, растягивание их ряда вниз и вверх. И это - несмотря
на возможное элементы временного "нивелирования вниз"
крупнейших центров, как уже было в начале 1990-х и в 1998 году.
Тем не менее, прежние диспропорции быстро восстанавливаются, и общая
тенденция поляризации городов сохранится при ухудшении состояния
большинства малых городов, и до кризиса переживавших тяжелую депрессию.
13 Влияние кризиса на регионы
России: мониторинг// http://www.socpol.ru/research_projects/projects.shtml;
Зубаревич Н.В. Территориальный ракурс модернизации// SPERO. Социальная
политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. № 10, М., 2009, сс.
33-55
|