|
|
В.Н.Архангельский, Н.В.Зверева
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА РЕГИОНАЛЬНОЙ
СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
М., МАКС Пресс, 2009, 220 страниц
|
Мониторинг демографической ситуации и демографического
поведения - это постоянное отслеживание изменения численности
и состава населения, динамики демографических процессов и
демографического поведения. Мониторинг демографической ситуации
- один из важнейших процессов управления социально-экономическим
развитием. Он необходим не только для мониторинга социально-демографической
политики, но и для обеспечения наиболее полного учета демографических
факторов социально-экономического развития, для разработки
аналитических и функциональных прогнозов, для объяснения степени
обратного влияния социально-экономических процессов на воспроизводство
населения. В то же время мониторинг демографической ситуации
выступает основой оценок ее изменения, а также расчета степени
влияния на нее социально-демографической политики. Иначе говоря,
мониторинг социально-демографической ситуации - относительно
самостоятельная область научных разработок. В то же время
для мониторинга демографической политики он выступает основой,
частью области научно-практических разработок, оценок, с точки
зрения определенных критериев эффективности демографической
политики.
Страница 10
Таблица 4.1.1. Расходы
на выплату семейных и материнских пособий (по данным баланса
денежных доходов и расходов населения) (стр. 105)
|
2000
|
2005
|
2006
|
2007
|
Расходы на выплату семейных и материнских пособий,
млн. руб.
|
27042
|
46736
|
57811
|
120073
|
в том числе:
|
по беременности и родам
|
3675
|
14403
|
19109
|
29410
|
при рождении ребенка
|
1533
|
8192
|
11047
|
12246
|
по уходу за ребенком до 1,5 лет
|
1757
|
5632
|
7607
|
54306
|
по уходу за детьми-инвалидами
|
141
|
374
|
424
|
779
|
ежемесячное пособие на ребенка
|
19936
|
18135
|
19624
|
23332
|
Удельный вес семейных и материнских пособий, %:
|
|
|
|
|
в ВВП
|
0,4
|
0,2
|
0,2
|
0,4
|
в общем объеме денежных доходов населения
|
0,7
|
0,3
|
0,3
|
0,6
|
Изменение расходов на выплату семейных и материнских
пособий, в % к предыдущему году
|
86,9
|
92,1
|
112,8
|
190,5
|
В основу методологии выявления и выбора признаков, которые
могут использоваться в качестве критериев эффективности демографической
политики могут быть также положены различные интересы и потребности
разного уровня, удовлетворяемые при проведении демографической
политики:
а) по сфере выявления результатов - демографические, экономические,
геополитические, социальные, этнокультурные, гендерные, экологические
и т.п.;
б) по срокам достижения целей и реализации мер — ближайшие,
краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;
в) по виду интересов - государственные, общественные, групповые,
семейные, личные;
г) по территориальному масштабу реализации программ и конкретных
мер - федеральные, региональные, местные.
Страница 125
|
Книга посвящена вопросам мониторинга социально-демографической
политики. В ней рассматриваются теоретические и методические аспекты
мониторинга демографической ситуации, определена система включаемых
в него показателей, даны методические рекомендации по их использованию.
Особое внимание уделено чрезвычайно важной и крайне мало разработанной
проблеме - оценке эффективности социально-демографической политики.
Определены критерии и показатели для этой оценки.
Издание адресовано демографам, экономистам, социологам,
специалистам-практикам в области социально-экономической и демографической
политики. Она может быть использована в практической работе по разработке,
реализации и корректировке социально-демографической политики, а
также в преподавании курсов по экономике народонаселения и социально-демографической
политике для студентов экономических вузов и факультетов.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Раздел 1. Мониторинг демографической ситуации как методологическая
основа мониторинга эффективности социально-демографической политики
Глава 1. Цели, задачи и уровни проведения мониторинга
демографической ситуации
1.1. Значение и цель мониторинга демографической ситуации и демографического
поведения
1.2. Задачи мониторинга
1.3. Уровни проведения мониторинга - федеральный, субъектов Федерации,
муниципальный
Глава 2. Показатели и источники информации
2.1. Показатели мониторинга
2.2. Статистическая информация
2.3. Социологическая информация
Глава 3. Методические рекомендации по использованию
показателей мониторинга
3.1. Численность и состав населения
3.2. Рождаемость и семья
3.3. Смертность и продолжительность жизни
3.4. Естественный прирост и воспроизводство населения
3.5. Миграция
Раздел 2. Проблемы мониторинга эффективности региональной
социально-демографической политики
Глава 4. Содержание, критерии и показатели эффективности
социально-демографической политики
4.1. Основные понятия
4.2. Оценка степени влияния мер современной демографической политики
на рождаемость в развитых странах
4.3. Оценка степени влияния новых мер демографической политики
на рождаемость в России
4.4. Критерии оценки эффективности демографической политики
4.5. Минимальные государственные (федеральные и региональные)
социальные стандарты как объективная основа мониторинга эффективности
демографической политики
Глава 5. Методика расчета системы показателей эффективности
демографической политики
5.1. Источники данных и основные показатели мониторинга эффективности
демографических программ
5.2. Расчет критериев оценки эффективности демографической политики
5.3. Оценка эффективности Программ
5.4. Организация процесса мониторинга эффективности реализации
региональных программ демографического развития
Приложения
Литература
|