| Преступность в России сокращается третий год подряд
|
| Число убийств снижается, но в расчете на 100 тысяч жителей оно все еще более чем в 10 раз выше, чем в Европейском Союзе
|
| Несмотря на снижение числа ДТП, смертность от транспортных травм остается высокой
|
| 64% лиц, совершивших преступления в 2009 году, не имели постоянного источника дохода, 32% уже совершали преступления раньше
|
| В 2008 году по приговорам судов, вступившим в законную силу, было осуждено 925 тысяч человек, треть из них наказана лишением свободы
|
| На начало 2009 года в местах лишения свободы содержалось 888 тысяч человек, в том числе 13 тысяч несовершеннолетних
|
| См. также Архив выпусков Российского демографического барометра
|
|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Несмотря на снижение числа ДТП, смертность от транспортных
травм остается высокой
Значительное число дорожно-транспортных происшествий
(ДТП) и пострадавших в них людей (погибших и раненых) является одной
из серьезных социально-экономических проблем России.
В 2007 году число дорожно-транспортных происшествий
достигло 233,8 тысяч (на 14% больше, чем в 2003 году, и на 48% больше,
чем в 2000 году), в том числе из-за нарушения правил дорожного движения
водителями транспортных средств в состоянии опьянения - 15,6 тысячи
(на 35% меньше, чем в 2003 году). В последние два года число зарегистрированных
ДТП снижалось почти на 7% в год, составив в 2009 году 203,6 тысячи.
Число ДТП из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных
средств в состоянии опьянения снизилось в 2008 году до 13,6 тысячи
(на 13% по сравнению с 2007 годом).
Число погибших и раненых в результате нарушения правил
дорожного движения и эксплуатации транспортных средств резко возросло
во второй половине 1980-х годов, увеличившись с 22,7 тысячи человек
в 1985 году до 37,1 тысячи человек в 1993 году (рис. 7). К 1997
году оно снизилось до 27,7 тысячи человек, а затем вновь стало расти
- до 35,6 тысячи в 2003 году (в том числе 4 тысячи человек из-за
нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств
в состоянии опьянения), а всего за тот год от всех видов транспортных
травм умерло 43,4 тысячи человек (29,9 на 100 тысяч).
Начиная с 2004 года число погибших в дорожно-транспортных
происшествиях сокращалось (за исключением 2007 года, когда оно немного
увеличилось), а число раненых продолжало расти до 2007 года, после
чего также стало снижаться. При этом, если число пострадавших в
происшествиях с транспортными средствами юридических лиц постепенно
снижается, то число пострадавших в происшествиях с транспортными
средствами физических лиц быстро растет.
В 2009 году число погибших на автомобильных дорогах
и улицах снизилось до 26,1 тысячи человек, а число погибших в результате
всех видов транспортных травм до 30,0 тысячи человек (21,2 на 100
тысяч человек), в том числе в результате ДТП - 20,4 тысячи (14,4).
Число раненных в дорожно-транспортных происшествиях снизилось до
257 тысяч человек.
Для сравнения можно отметить, что в Европейском Союзе
(ЕС-27) в последние десятилетия было предпринято немало усилий для
сокращения смертности от ДТП (в течение 30 дней после происшествия),
в результате чего она снизилась с 16,2 на 100 тысяч человек в 1990
году до 8,7 в 2006 году7.
Рисунок 7. Численность пострадавших в дорожно-транспортных
происшествиях, 1980-2009 годы, тысяч человек
Число погибших в ДТП в последнее десятилетие снижалось
быстрее, чем число самих ДТП, в результате чего "летальность"
дорожно-транспортных происшествий постепенно снижалась (рис. 8).
Число погибших в транспортных происшествиях (то есть без учета умерших
впоследствии от полученных от травм) в расчете на 1000 ДТП сократилось
со 196 в 1995 году до 188 в 2000-2001 годах и 128 в 2009 году. Вместе
с тем устойчиво возрастало число раненых в результате ДТП, часть
из которых умирает в течение какого-то времени после происшествия.
Число раненых в расчете на 1000 зарегистрированных 1000 дорожно-транспортных
происшествий увеличилось с 1099 в 1995 году до 1262 в 2009 году.
Рисунок 8. Число погибших (ось слева) и раненных (ось
справа) на 1000 дорожно-транспортных происшествиях, 1995, 2000-2009
годы
Число регистрируемых дорожно-транспортных происшествий
и пострадавших в них заметно различается по регионам России. В 2008
году число ДТП в расчете на 100 тысяч человек постоянного населения
составляло от 28 в Чеченской Республике до 287 в Новгородской области
(рис. 9). Еще в 11 регионах оно превышало 200 ДТП на 100 человек
(в Республике Хакасии, Приморском крае, Еврейской автономной области,
Владимирской, Ивановской, Ленинградской, Липецкой, Магаданской,
Псковской, Сахалинской, Тверской областях), и только в 8 не достигало
100 (помимо Чечни, в республиках Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия
- Алания, Кабардино-Балкария, Чукотском автономном округе, Томской
и Ульяновской областях).
Однако при низком числе зарегистрированных ДТП их тяжесть
оказывается нередко на порядок выше, чем в регионах, где регистрируются
и менее значительные происшествия. Так, число погибших в транспортных
происшествиях в расчете на 1000 ДТП составляло от 65 в Москве, 67
в Мурманской области и 70 в Санкт-Петербурге до 584 в Чеченской
Республике. Несколько ниже было соотношение числа погибших и дорожно-транспортных
происшествий в республиках Ингушетия (352), Дагестан (323) и Тыва
(314). Ниже среднего по России (128) этот соотношение было в 27
регионах - субъектах федерации, в Алтайском крае соответствовало
ему, а в остальных 55 в той или иной степени превышало его.
Число раненых в дорожно-транспортных происшествиях в
расчете на 1000 ДТП варьировалось от 1096 в Ненецком автономном
округе и 1099 в Калининградской области до 1742 в республике Ингушетии.
Рисунок 9. Число дорожно-транспортных происшествий и
численность пострадавших в них по регионам - субъектам Российской
Федерации, 2008 год
7 - Highlights of the Panorama of Transport. //
Statistics in focus. Transport. 42/2009. P. 5. - http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KS-SF-09-042/EN/KS-SF-09-042-EN.PDF
|