Rambler's Top100

№ 411 - 412
22 февраля - 7 марта 2010

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Гендер по-нашему  

Соблазн неодолимый зваться "мать"

«Женский» психоанализ: Карен Хорни и материнство

Диалектика пола


Google
Web demoscope.ru
Ольга ИСУПОВА

Рубрику ведет Ольга ИСУПОВА

 

Рубрику поддерживает германский Фонд Генриха Белля в рамках большой программы "Гендерная демократия"

Соблазн неодолимый зваться "мать"

"Когда начинаешь проводить сеансы психоанализа у мужчин после достаточно долгой практики среди женщин, сперва просто поражаешься, как сильна зависть мужчин к беременности, деторождению и материнству, к женской груди и кормлению грудью"
Хорни К. Женская психология.

СПб., 1993. С. 31.

В 2010 году исполняется 125 лет со дня рождения Карен Хорни, известной последовательницы Зигмунда Фрейда и одной из первых исследовательниц, подвергших его теории если не феминистской, то гуманистической интерпретации.

Карен Хорни (урожденная Даниельсен) (1885-1952) была психоаналитиком норвежско-голландского происхождения. Ее отец был капитаном корабля, человек авторитарным и религиозным. Хотя в детстве они плохо понимали друг руга, отец по-своему пытался наладить с дочерью контакт и даже брал ее с собой в морские путешествия на корабле. С 9 лет девочка стала проявлять амбиции и "неженское" стремление к достижениям - она решила, что не будет красивой, зато станет "умной" (хотя окружающие всегда считали ее достаточно симпатичной внешне). Получая медицинское образование, она вышла замуж и впоследствии родила троих дочерей, именно в это время решив профессионально сконцентрироваться на психоанализе.

Для многих философов, с древности до наших дней, прежде всего материнство, а не пассивность женской сексуальности, определяло специфику женской "судьбы", ее привязанность к миру природы, а не культуры (последний практически полностью доставался мужчине, как биологически более "свободному").

Например, для Аристотеля ("Политика") женщина - существо, обладающее душой более низкого порядка, чем мужская. Женщина - это материя, мужчина - душа. Шопенгауэр убежден, что "назначение женщины исчерпывается назначением ее служить распространению человеческого рода".

Вот и для Зигмунда Фрейда, как известно, также все психологические и в конечном итоге социальные свойства человека следовали из его биологии ("Анатомия - это судьба"). И хотя это правда и для мужчины, и для женщины, но женщина оказывалась неполноценной, обреченной на вечную зависть к мужской анатомии, в его, мягко говоря, андроцентрическом мироощущении.

Карен Хорни оспаривала некоторые взгляды Фрейда, прежде всего его теорию сексуальности, инстинкта и генетической психологии. В частности, она не соглашалась с идеей Фрейда о женской "зависти к пенису", выдвигая обратное ей утверждение, что, напротив, это мужчины завидуют женской анатомии, "матке", способности вынашивать и рожать детей. В этом ее убедили многочисленные сеансы психоанализа с пациентами-мужчинами. А если женщины и испытывают зависть к чему-то мужскому, так это к власти над миром, достигнутой этим полом. При этом свойственное мужчинам стремление к преодолению трудностей и к достижениям вообще может быть всего лишь компенсацией их неспособности рожать детей.

Женщины же, вследствие того, что так организованы все известные ей общества, традиционно приобретают социальную "ценность" только через своих детей, сами будучи поставлены в положение "ребенка" по отношению к мужу.

Хотя людям с "начала времен", в общем-то, очевидно то, что женская роль в воспроизведении человеческого рода несоизмерима с мужской (гораздо больше), мужчины-мыслители, действительно, очень долго как будто специально создавали почву для интерпретаций Карен Хорни (о зависти к женской способности рожать детей и "вытеснении" ее с помощью символического "присвоения" материнства себе и/или принижении значения женской репродуктивной способности).

И если бы не Карен Хорни (и некоторые другие "непослушные" последователи основателя психоанализа), позволившие себе оспорить видение мэтра прямо изнутри созданной им традиции, психоанализ, возможно, так и остался бы еще одним учением, авторитетно указующим женщине, в том числе и как матери, ее традиционно подчиненное, вторичное "место".

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.