|
|
СЕМЬЯ В ЦЕНТРЕ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ?
Ответственный редактор О.В.Синявская
М., Независимый институт социальной политики, 2009, 192
страницы
|
Половозрастное
распределение лиц активного репродуктивного возраста по желаемому
числу детей, % по столбцу (стр.22)
Возраст, лет
|
Желаемое число детей
|
Всего
|
Среднее желаемое
число детей, чел.
|
без детей
|
1 ребенок
|
2 детей
|
3 детей
|
4 и более детей
|
мужчины
|
18-19
|
-
|
1,4
|
0,6
|
0,8
|
-
|
0,7
|
1,97
|
20-24
|
-
|
10,2
|
10,8
|
9,2
|
6,7
|
9,9
|
2,24
|
25-29
|
15,0
|
21,8
|
25,4
|
20,8
|
7,7
|
22,6
|
2,13
|
30-34
|
15,0
|
21,3
|
25,4
|
23,3
|
19,2
|
23,8
|
2,21
|
35-39
|
40,0
|
24,5
|
18,7
|
25,8
|
27,9
|
22,0
|
2,33
|
40-44
|
15,0
|
14,8
|
15,7
|
15,6
|
25,0
|
16,2
|
2,32
|
45-49
|
15,0
|
6,0
|
3,5
|
4,4
|
13,5
|
4,9
|
2,48
|
Всего, % по строке
|
1,3
|
13,6
|
55,8
|
22,7
|
6,6
|
100
|
2,25
|
женщины
|
18-19
|
5,0
|
10,5
|
9,4
|
5,5
|
10,6
|
8,9
|
2,00
|
20-24
|
27,5
|
29,4
|
24,5
|
22,7
|
18,1
|
24,9
|
1,98
|
25-29
|
17,5
|
19,8
|
23,4
|
23,7
|
22,3
|
22,7
|
2,07
|
30-34
|
10,0
|
15,1
|
22,0
|
22,7
|
25,5
|
20,8
|
2,15
|
35-39
|
27,5
|
20,9
|
17,1
|
20,4
|
19,1
|
18,6
|
2,02
|
40-44
|
12,5
|
4,2
|
3,5
|
5,0
|
4,3
|
4,1
|
2,05
|
Всего, % по строке
|
1,6
|
18,2
|
60,3
|
16,2
|
3,8
|
100
|
2,05
|
Среднее число
детей и доля женщин, родивших ребенка за 2005-2007 гг. по
образовательным группам, чел. и % в группе (стр. 40)
Уровень образования в 2004 г.
|
Среднее число детей в 2004 г.
|
Среднее число детей в 2007 г.
|
Доля родивших первенца
|
Доля родивших второго и более
|
Начальное профессиональное и ниже
|
1,39
|
1,47
|
21,9
|
5,9
|
Среднее специальное
|
1,35
|
1,41
|
32,5
|
4,6
|
Высшее, включая незавершенное и послевузовское
|
1,07
|
1,17
|
21,4
|
8,2
|
Всего (N = 1812)
|
1,30
|
1,38
|
24,3
|
6,0
|
Потребление институциональных
услуг по уходу за детьми и их развитию домохозяйствами с детьми
до 14 лет по типам населенного пункта, % по строке (стр. 81)
Тип населенного пункта
|
Пользуются институциональными услугами
|
Не пользуются институциональными услугами
|
Всего
|
Областной центр
|
66,9
|
33,1
|
100,0
|
Город
|
71,8
|
28,2
|
100,0
|
ПГТ
|
65,9
|
34,1
|
100,0
|
СНП
|
54,6
|
45,4
|
100,0
|
Всего
|
64,6
|
35,4
|
100,0
|
Виды государственных
пособий гражданам, имеющим детей, в Российской Федерации по
состоянию на 1 января 2008 г. (стр. 129-130)
Виды пособий
|
Размер выплаты, в рублях
|
Источник финансирования
|
Место выплаты
|
1. Пособие по беременности и родам (140 календарных
дней)
|
Средний заработок (доход), стипендия, денежное довольствие
(максимальный размер пособия за полный календарный месяц
23 400 руб.)
|
ФСС РФ, федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ
|
По месту работы, службы, учебы
|
2. Единовременное пособие (дополнительно) женщинам,
вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки
беременности (до 12 недель)
|
300
|
ФСС РФ, федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ
|
По месту работы, службы, учебы, в органах социальной
защиты
|
3. Единовременное пособие при рождении ребенка
|
8000
|
ФСС РФ, федеральный бюджет
|
По месту работы, службы, учебы, в органах социальной
защиты
|
4. Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание
в семью
|
8000
|
Федеральный бюджет (субвенции бюджетам субъектов РФ
из ФФК)
|
В соответствии с законодательством субъектов РФ
|
5. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения
им возраста 1,5 лет:
- лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
- неработающим лицам
|
40% заработка (дохода, денежного довольствия), но не
выше 6000 руб.
1500 — при уходе за первым ребенком
3000 — при уходе за вторым и последующими
|
ФСС РФ, федеральный бюджет
|
По месту работы, службы, учебы, в органах социальной
защиты
|
6. Ежемесячное пособие бедным семьям на ребенка в возрасте
до 16 лет (на учащегося школ — до окончания обучения,
но не старше 18 лет), в том числе:
- на ребенка одинокой матери;
-на ребенка, родители которого уклоняются от уплаты
алиментов;
- на ребенка военнослужащего по призыву;
- другие категории
|
С 2005 г. размер и условия выплаты устанавливаются
субъектами РФ
|
Бюджеты субъектов РФ
|
В органах социальной защиты
|
7. Единовременное пособие беременной жене военнослужащего,
проходящего военную службу по призыву
|
14000
|
Федеральный бюджет
|
В органах социальной защиты
|
8. Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего,
проходящего военную службу по призыву
|
6000
|
Федеральный бюджет
|
В органах социальной защиты
|
|
В сборнике представлены аналитические статьи, подготовленные
по результатам научных исследований, проведенных НИСП и его партнерами
на основе данных статистики и социально-демографического обследования
"Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе"
(РиДМиЖ). В центре внимания - рождаемость, дети и семьи с детьми.
Авторы статей рассматривают современные тенденции в развитии семьи,
анализируют новые государственные инициативы в области семейной
политики и представляют оценки их результативности, как в плане
возможного повышения рождаемости, так и в отношении влияния на материально-имущественное
положение семей с детьми.
Публикация адресована исследователям-экономистам, социологам,
демографам - всем тем, кого волнуют вопросы динамики семьи, рождаемости,
семейной и социально-демографической политики. Авторы надеются,
что она окажется полезной политикам, представителям разных ветвей
власти, бизнес-сообщества и некоммерческих организаций, занимающихся
проблемами семьи, материнства и детства. Материалы можно использовать
в учебно-преподавательской деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Введение
РАЗДЕЛ 1. РОССИЙСКАЯ СЕМЬЯ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
И ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
О.В.Синявская, А.О.Тындик, Е.Б. Головляницина.
В каких семьях рождаются дети? Факторы репродуктивного поведения
в России
1. Сколько детей хотели бы иметь россияне?
2. Чем определялось желание родить ребенка в 2004 и 2007 гг.?
3. От чего зависело рождение ребенка в 2004-2007 гг.?
Основные выводы
И.И.Корчагина, Л.М.Прокофьева
Взаимоотношения родителей и детей: условия семейной социализации
1. Влияние взаимоотношений в родительском доме на семейную жизнь
респондента
2. Общая обстановка в семье и согласие родителей в вопросах воспитания
детей
3. Распределение обязанностей по уходу за детьми в семье
4. Проблема воспитания детей в неполных семьях
Основные выводы
О.В.Синявская, А.С.Сухова
Институциональные услуги по уходу за детьми: неравенство в доступе
1. Основные тенденции в развитии системы детских дошкольных учреждений
по данным статистики
2. Что влияет на потребление семьями институциональных услуг по
уходу за детьми?
3. Сколько тратят семьи на услуги для детей?
4. Как семьи компенсируют недостаток институциональных услуг?
Основные выводы
Л.Н.Овчарова
Проблема социального сиротства в России и пути ее решения
1. Сколько у нас детей-сирот?
2. Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
3. Основные проблемы сиротства
4. Профилактика семейного неблагополучия: рекомендации по модернизация
мер социальной политики
РАЗДЕЛ 2. СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ
СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ
А.Я.Бурдяк, И.И.Корчагина, Л.Н.Овчарова, Л.М.Прокофьева,
О.В.Синявская
Новые меры семейной политики и их влияние на материально-имущественное
положение семей с детьми
1. Новые меры поддержки семей с детьми
2. Как повлияли новые меры семейной политики на уровень жизни семей
с детьми?
3. Трудовые гарантии работников с детьми и влияние доступа к занятости
на доходы семей с детьми
4. Результативность других мер поддержки семей с детьми, принятых
на федеральном и региональном уровнях
Основные выводы
Е.Б.Головляницина, О.В.Синявская
Отношение населения к новым мерам семейной политики
1. Что думает население о повышении рождаемости?
2. Усиление государственной поддержки семей с детьми прошло незамеченным?
3. Кто будет поднимать рождаемость?
4. Кто и как готов откликнуться на политику?
5. Важны ли для населения меры поддержки работающих матерей?
Основные выводы
|