|
|
Российские
студенты за рубежом |
|
Над темой номера работала Людмила ЛЕДЕНЕВА
|
В Германии россияне теперь учатся чаще, чем в США
Помимо роста численности российского студенческого контингента
за рубежом итоги прошедших 10-15 лет выявились и новую тенденцию
в глобальном распределении потока российской образовательной миграции
– смену страны-лидера по приему россиян.
Так, в середине 1990-х годов большинство - свыше 10
тысяч человек или около 80% от общего числа российских студентов
за рубежом - обучались в университетах всего лишь четырех стран:
США, Германии, Франции, Великобритании. Безусловным лидером в 1990-х
годах были США, которые в середине прошлого десятилетия принимали,
по меньшей мере, до 40% российских студентов-мигрантов. Число молодых
россиян, обучавшихся в американских университетах с 1992/1993 по
1999/2000 учебный год, выросло более чем в 10 раз: с 654 до 7025
человек, достигнув, таким образом, максимума. Затем последовало
значительное снижение уровня – до 4856 человек в 2006/2007 учебном
году (рис. 5), произошедшее на фоне общего сокращения числа иностранных
студентов в США, обусловленного как ужесточением их визовой политики,
так и усилением конкурентной борьбы между ведущими странами-реципиентами
за приток иностранных студентов19.
Рисунок 5. Число российских студентов в США, человек
Источники: составлено по данным ОЭСР, Института статистики
ЮНЕСКО, Института международного образования (США)
Начиная с 2001/2002 учебного года, Германия, являющаяся
одним из главных игроков на глобальном рынке услуг высшей школы,
становится ведущей страной-реципиентом для россиян, ориентированных
на получение заграничного образования (рис. 6). В 2003-2007 годах
Российская Федерация в германском списке стран выхода иностранных
студентов стабильно занимает 4-5 место, доля студентов-россиян в
общей численности иностранных студентов в немецких университетах
колеблется на уровне 4-5%. За период с 1999 по 2007 год их число
более чем удвоилось, поднявшись с 5360 до 12047 человек.
Рисунок 5. Число российских студентов, обучающихся за
рубежом, по главным странам-реципиентам, тысяч
Источники: составлено по данным ОЭСР, Института статистики
ЮНЕСКО, Института международного образования (США)
Высокие показатели Германии заставляют обратить дополнительное
внимание на сбор информации, поскольку есть некоторые опасения,
что на них могла повлиять имевшая место в недалеком прошлом массовая
иммиграция российских немцев. Германия принадлежит к числу стран,
которые предоставляют статистическую отчетность в ОЭСР по двум критериям:
в ее случае это число студентов, не являющихся ее гражданами, и
число студентов, прошедших предыдущую ступень образования в другой
стране.20 По первому
критерию соответствующий ряд данных выглядит так: 2004 год - 11462
человек, 2005 год - 12158 человек, 2006 год - 12643 человек. По
второму, соответственно, 10893, 11619 и 11974 человек. Расхождения
не очень велики, на уровне 500-700 человек, среди которых, возможно,
и присутствуют дети мигрировавших российских немцев, сохранившие
российское гражданство. Таким образом, первенство Германии в привлечении
в свои университеты молодых россиян, пересекающих границы именно
с целью обучения, неоспоримо. Очевидно, что успехи Германии в рекрутировании
иностранных студентов (не только российских),21
в первую очередь объясняются проведением целенаправленной и многоплановой
государственной политики22.
Что касается потока российских учебных мигрантов, то немаловажную
роль играет также географический фактор – территориальная близость
к России.
В целом, по версии Института статистики ЮНЕСКО, по состоянию
на 2007 год, определяется следующая официальная картина обучения
граждан России в ведущих странах-реципиентах: Германия – 12047 студентов-россиян
(28% от всей совокупности), США – 4856 (11%), Франция – 3219 (7,5%),
Великобритания – 2580 (6%). В сумме эти четыре государства-лидера
охватывают 52,5% российских студентов за рубежом. Детальное распределение
числа студентов-россиян за 2004-2007 годы по странам-членам ОЭСР
представлено в табл. 2.
Таблица 2. Число студентов-россиян по странам-членам
Организации экономического сотрудничества и развития, человек
Страны
|
Годы
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
Австралия
|
476
|
447
|
442
|
530
|
Австрия
|
338
|
370
|
418
|
522
|
Бельгия
|
476
|
210
|
458
|
132
|
Великобритания
|
1878
|
2027
|
2187
|
2580
|
Венгрия
|
231
|
212
|
238
|
208
|
Германия
|
11462
|
12158
|
12643
|
12047
|
Греция
|
136
|
151
|
211
|
299
|
Дания
|
339
|
388
|
432
|
72
|
Ирландия
|
80
|
122
|
101
|
70
|
Исландия
|
30
|
17
|
20
|
25
|
Испания
|
350
|
411
|
562
|
136
|
Италия
|
512
|
600
|
793
|
930
|
Канада*
|
1325
|
|
1581
|
|
Корея
|
166
|
185
|
254
|
243
|
Люксембург**
|
|
|
7
|
|
Нидерланды
|
293
|
511
|
501
|
184
|
Новая Зеландия
|
174
|
203
|
251
|
272
|
Норвегия
|
674
|
750
|
772
|
798
|
Польша
|
381
|
452
|
456
|
488
|
Португалия
|
37
|
55
|
65
|
85
|
Словакия
|
30
|
31
|
27
|
21
|
США
|
5532
|
5299
|
4971
|
4856
|
Турция
|
662
|
625
|
604
|
556
|
Финляндия
|
1140
|
1127
|
1114
|
1182
|
Франция
|
2597
|
2672
|
3083
|
3219
|
Чехия
|
407
|
609
|
782
|
1088
|
Швейцария
|
571
|
609
|
656
|
798
|
Швеция
|
738
|
778
|
745
|
65
|
Япония
|
365
|
382
|
366
|
375
|
ВСЕГО по странам- членам ОЭСР
|
31400
|
31401
|
34740
|
31781
|
ВСЕГО по странам, предоставившим отчетность
|
37476
|
38808
|
41161
|
42881
|
* Данные за 2005 и 2007 гг. отсутствуют.
** Данные за 2004, 2005 и 2007 гг. отсутствуют.
Источники: составлено по данным ОЭСР, Института статистики
ЮНЕСКО, Института международного образования (США).
В последние годы в группу лидеров по привлечению россиян
в свои университеты стремительно врывается Китай: РФ занимает 6-е
- 8-е место в ряду стран-доноров, увеличив свою долю в общей численности
иностранных студентов в Китае с 1,5% в 2003 году до 3,1% в 2007
году23. К сожалению,
официальные данные о числе студентов-россиян в китайских университетах
в абсолютном выражении отсутствуют.
При анализе числа студентов-россиян, обучающихся за
пределами РФ, нельзя ограничиваться странами-реципиентами, представляющими
традиционное зарубежье, и игнорировать страны СНГ. Так, нельзя не
упомянуть заметное присутствие студентов-россиян в вузах Казахстана,
которое Институт статистики ЮНЕСКО показывает на уровне 2177 человек
в 2004 году, 2516 человек в 2005 году и 2880 человек в 2006 году24.
Если в 2008 году отмеченные выше тенденции, безусловно,
сохранялись, то в 2009 году, в связи с началом международного финансового
кризиса, статистическая отчетность, по всей вероятности, покажет
сокращение потоков международной учебной миграции россиян, возможно,
по всем направлениям, вследствие неизбежных изменений в различных
аспектах обучения (платы за обучение, дорожных расходов, грантовой
поддержки, возможностей получения образовательных кредитов, возможностей
частного (семейного) финансирования курса обучения и т.д.). Тем
не менее, в перспективе, исходя из того, что инновации и компетенция
являются ключевыми факторами экономического роста, логично ожидать
возобновления и усиления интенсивности интеллектуальной, включая
учебную, миграции.
19 International
Migration Outlook. SOPEMI - 2008 edition. OECD 2008, p. 117-118.
20 См.: http://stats.oecd.org;
Higher Education to 2030 – Volume 1: Demography. OECD 2008, p. 162-164.
21 Больше всего
в ФРГ учится китайцев: только с 2002 по 2003 год их число увеличилось
на 50%, главным образом за счет прибытия в этом году почти 7000
студентов из КНР. В 2007 году китайцы составляли примерно 11% от
всех иностранных студентов в Германии. (Atlas of Student Mobility,
Institute of International Education [IIE][USA]. См.: http://www.atlas.iienetwork.org)
22 Более подробно
о политике Германии в отношении привлечения иностранных студентов
см.: Л.
Ходов. Обучение иностранцев - выгодный бизнес / “Современная
Европа”, №2, 2005.
23 Atlas of Student
Mobility, Institute of International Education [IIE][USA]. См.:
http://www.atlas.iienetwork.org
24 См.: http://www.uis.unesco.org
|