|
|
Российские
студенты за рубежом |
|
Над темой номера работала Людмила ЛЕДЕНЕВА
|
Мировые тенденции студенческой мобильности
Данные ОЭСР и Института статистики ЮНЕСКО показывают,
что численность студентов, обучающихся за пределами страны, гражданами
которой они являются, стабильно растет, начиная с 1975 года, и со
значительным ускорением, начиная с 1995 года14.
Общее число иностранных студентов в мире выросло с примерно полумиллиона
в 1970-х годах до почти 1 миллиона в 1980 году, более 1,5 миллиона
в середине 1990-х, 2,7 миллиона в 2005 году и 2,9 миллиона в 2006
году (рис. 1).
Рисунок 1. Число иностранных студентов, обучающихся
за пределами страны своего гражданства, 1975-2006 годы, млн. человек
Источник: Education at a Glance. OECD 2008, р. 353.
Только за период с 2000 по 2006 год число иностранных
студентов в мире в целом и в странах ОЭСР, в частности, увеличилось
на 54,4% и 54,1%, соответственно (табл. 1 и 2)15.
В среднем, ежегодный прирост составлял 7,5%16.
Сегодня доля иностранных студентов в общей численности студенчества
мира составляет примерно 2%17.
Таблица 1. Число иностранных студентов в мире и в странах
ОЭСР, 2000-2006 годы
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
Всего в мире
|
1894792
|
1972111
|
2267627
|
2507931
|
2697759
|
2847536
|
2924679
|
В странах ОЭСР
|
1583744
|
1642676
|
1897866
|
2085263
|
2265135
|
2368931
|
2440657
|
Источник: Education at a Glance. OECD 2008, р. 373.
Таблица 2. Рост числа иностранных студентов в мире и
в странах ОЭСР, в %
|
2006 по отношению:
|
к 2005
|
к 2004
|
к 2003
|
к 2002
|
к 2001
|
к 2000
|
Всего в мире
|
102,71
|
108,41
|
116,62
|
128,98
|
148,30
|
154,35
|
В странах ОЭСР
|
103,03
|
107,75
|
117,04
|
128,60
|
148,58
|
154,11
|
Источник: Education at a Glance. OECD 2008, р. 373.
Рисунок 2. Прирост числа иностранных студентов в мире
и странах ОЭСР, %
Источник: Education at a Glance. OECD 2008, р. 373
Традиционно определяется восемь ведущих стран-реципиентов,
принимающих более 70% совокупного массива: США, на долю которых
приходится 20%, Великобритания – 13%, Франция – 8%, Германия – 8%
(в сумме эти четыре страны аккумулируют почти 50% иностранных студентов),
Австралия – 7%, Китай – 7%, Канада – 5%, Япония – 4% (рис. 3)18.
Рисунок 3. Глобальное распределение студенческой мобильности
(послешкольное образование), 2007 год
Источник: Институт международного образования (США)
Изучение долговременных тенденций на международном рынке
образовательных услуг (послешкольное образование) показывает расширение
спектра стран-реципиентов, появление новых “игроков” и усиление
их роли на фоне ослабления позиций традиционных лидеров: например,
за шестилетний период доля США, традиционно-предпочтительного направления
учебной миграции, снизилась с 25,1% до 20%.
Доля России в качестве страны-реципиента иностранных
студентов в последние годы колеблется на уровне 2,2-2,6%.
Еще раз подчеркнем, представленные выше результаты,
на основе которых строится представление о глобальных масштабах
студенческой мобильности и таким образом оценивается рост интернационализации
высшего (послешкольного) образования в мире, основаны на данных
об иностранных студентах, обучающихся в университетах стран-членов
ОЭСР, их партнеров, а также других государств, которые передали
сведения в ОЭСР и Институт статистики ЮНЕСКО. Охват стран, предоставляющих
данные, меняется со временем, как правило, в сторону расширения,
пропущенные сведения восполняются и, таким образом, более поздние
оценки числа иностранных студентов могут отличаться от опубликованных
ранее.
14 The Global Competition
for Talent: Mobility of the Highly Skilled. OECD 2008, p.
84-85.
15 Education at
a Glance. OECD 2008, р. 373.
16 Там же, р. 352.
17 Higher Education
to 2030 – Volume 1: Demography. OECD 2008, p.162-164.
18 Atlas of Student
Mobility, Institute of International Education [IIE][USA]. См.:
http://www.atlas.iienetwork.org
|