|  | 
               
                |  |   ЭКОНОМИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ В РОССИИ Составители: Xана Зарубова-Росс, Самина Шарифф 
                    и Анна Гилмор Париж, Международный Союз борьбы с туберкулезом и заболеваниями 
                    легких, 2008, 56 страниц  |  http://www.tobaccofreecenter.org/files/ru/pdf/Tobacco_Economics_Russia_full_ru.pdf 
               
                | Употребление табака приводит к значительному спаду 
                    средней продолжительности жизни российских мужчин, показатель 
                    которой упал с 64 лет в 1989 году до 59 лет в 2007 году. Если 
                    не будет предпринято каких-либо действий, направленных на 
                    улучшение текущего состояния общественного здравоохранения, 
                    по прогнозам Всемирного банка средняя продолжительность жизни 
                    российских мужчин, в конечном итоге, упадет до 53 лет. В качестве 
                    сравнения, мужчины, проживающие в странах Западной Европы, 
                    в среднем проживают до 11 лет. Согласно данным российского 
                    исследования курение укорачивает общую продолжительность жизни 
                    россиян на 6,7 года для мужчин и на 5,3 года для женщин. К 
                    тому же, помимо сокращения продолжительности жизни, курение 
                    также приводит к существенному ухудшению состояния здоровья, 
                    понижая уровень жизни и производительности. Согласно оценкам, 
                    заболевания, вызванные употреблением табака, укорачивают здоровые 
                    годы жизни на 13,6 года как среди курящих мужчин, так и среди 
                    курящих женщин в России. Стр. 5.  Макроуровневые данные в области предпочтительности 
                    изделия подтверждают гипотезу в отношении того, что масштаб 
                    чувствительности к цене в России подвергается влиянию широкого 
                    спектра выбора цен. Как было показано выше, потребители могут 
                    выбрать между тремя основными категориями цен: высокая, средняя 
                    и низкая цены. В начале 1998 г. доли продаж в этих трех ценовых 
                    категориях были соответственно 20%, 30% и 50% от общего объема 
                    продаж. Экономический кризис, последовавший за событиями в 
                    1998 г., существенно изменил предпочтения потребителей в плане 
                    этих ценовых категорий. В 2000 г. 10% рынка состояли из дорогих 
                    брендов; 15% - из брендов, продаваемых по средней цене; и 
                    75% - из дешевых брендов. Как только страна начала выходить 
                    из экономического кризиса в 2001 г., потребители среагировали 
                    путем переключения на более дорогие сигареты. В 2002 г. сигареты, 
                    продаваемые по высокой, средней и низкой ценам, составляли 
                    соответственно 23%, 55% и 22% от объема продаж; к 2006 г. 
                    сигареты, продаваемые по высокой, средней и низкой ценам, 
                    представляли соответственно 31%, 49% и 20% от объема продаж. Стр. 17. Виды налогов на табак (стр. 21)  
                     
                      | процент от цены (взимается на основе оптовой или розничной 
                          цены) | 
                           
                            Возможное увеличение 
                              различий в ценах, делая дорогие бренды сравнительно 
                              более дорогими. Позволяет промышленности 
                              контролировать уровень налога путем удерживания 
                              цен на низком уровне (промышленность может понизить 
                              свои цены в ответ на повышение налога). |   
                      | Спецналог: индивидуально определенный налог 
                          на  сигареты | 
                           
                            Уменьшает различия 
                              в ценах путем добавления индивидуально определенного 
                              налога к каждой сигарете вне зависимости от ее цены. 
                            Более эффективен 
                              в плане внешних факторов, ассоциируемых с курением, 
                              интерпретируя любого рода сигареты как в равной 
                              степени вредные для здоровья. 
                            Ценовая политика 
                              промышленности не влияет на налоговые обязательства, 
                              таким образом позволяя правительствам делать более 
                              точные прогнозы доходов от налогов. 
                           
                            Обычно приветствуется 
                              производителями более дорогих сигарет, так как это 
                              улучшает их конкурентоспособность в сравнении с 
                              более дешевыми брендами. Более высокая прибыль, 
                              в свою очередь, позволяет осуществлять более интенсивную 
                              маркетинговую деятельность и финансирование лоббирования. |  Оценки потребления сигарет на территории России 
                    (стр. 29)  
                     
                      |   | Кол-во курящих мужчин (млн) | Мужчины - кол-во потребляемых сигарет 
                          на человека за год | Кол-во курящих  женщин (млн)1 | Женщины -кол-во потребляемых сигарет 
                          на человека  за год | Общий уровень потребления (млн)* | Данные о потреблении, основанном 
                          на производстве и торговле (млн)** | Разница (млн) | Контрабанда как % от легальных продаж |   
                      | 1992 | 30,2 | 5840 | 4,3 | 2920 | 188924 | 193352 | 4428 | 2,3 |   
                      | 1993 | 32,1 | 5840 | 4,8 | 2920 | 201480 | 185275 | -16205 | -8,7 |   
                      | 1994 | 31,4 | 5840 | 5,7 | 2920 | 200020 | 174733 | -25287 | -14,5 |   
                      | 1995 | 32,8 | 5840 | 5,8 | 2920 | 208488 | 200591 | -7897 | -3,9 |   
                      | 1996 | 33,3 | 5840 | 6,3 | 2920 | 212868 | 205083 | -7785 | -3,8 |   
                      | 1998 | 33,2 | 5840 | 6,8 | 2920 | 213744 | 270000 | 56256 | 20,8 |   
                      | 2000 | 33,8 | 5840 | 7,5 | 4015 | 227505 | 280000 | 52496 | 18,7 |   
                      | 2001 | 34,4 | 5840 | 9,1 | 4015 | 237433 | 283000 | 45568 | 16,1 |   
                      | 2002 | 34,9 | 5840 | 9,1 | 4015 | 240353 | 290000 | 49648 | 17,1 |   
                      | 2003 | 34,7 | 5840 | 9,8 | 4015 | 241995 | 303700 | 61705 | 20,3 |   
                      | 2004 | 34,0 | 5840 | 9,9 | 4015 | 238309 | 308600 | 70292 | 22,8 |  Примечания:  
                    Данные для 1997, 1999, 2005 гг. и позже 
                      не могут быть представлены, потому что данных РПИМ 
                      о распространенности курения для тех лет не существует. 
                      * Используемая для подсчета формула: количество курящих 
                      мужчин х количество потребляемых сигарет на человека за 
                      год для мужчин + количество курящих женщин х количество 
                      потребляемых сигарет на человека за год для женщин. ** Получено 
                      из World Cigarettes 1. The 2007Survey. Volume 3 - Central 
                      & Eastern Europe. Suffolk, England: EEC Group Ltd; 2007. Воздействие повышения налогов на табак на смертность, 
                    связанную с употреблением табака, и доходы правительства (стр. 
                    38)  
                     
                      |   | Текущие уровни | Будущие показатели |   
                      | Средняя розничная цена за пачку (в руб.) | 15,55 | 16,17 | 20,84 | 28,92 | 34,68 |   
                      | Налог в % от розничной цены | 33% | 35% | 50% | 64% | 70% |   
                      | Повышение розничной цены в % |   | 4% | 34% | 86% | 123% |   
                      | Снижение кол-ва курящих людей (тыс.) | 43900 |   |   |   |   |   
                      | Ценовые эластичности * |   |   |   |   |   |   
                      | -0,10 |   | 79,6 | 741,2 | 1883,1 | 2698,7 |   
                      | -0,20 |   | 159,2 | 1482,4 | 3766,2 | 5397,4 |   
                      | Предотвращенные случаи смерти от заболеваний, связанных 
                          с употреблением табака (тыс.) | 21,950 |   |   |   |   |   
                      | -0,10 | Высокий (50%)** | 39,8 | 370,6 | 941,5 | 1349,3 |   
                      |   | Низкий (25%)** | 19,9 | 185,3 | 470,8 | 674,7 |   
                      | -0,20 | Высокий (50%) | 79,6 | 741,2 | 1883,1 | 2698,7 |   
                      |   | Низкий (25%) | 39,8 | 370,6 | 941,5 | 1349,3 |   
                      | Кол-во продолжающих курить людей (тыс.)  | - |   |   |   |   |   
                      | -0,10 |   | 43820,4 | 43158,8 | 42016,9 | 41201,3 |   
                      | -0,20 |   | 43740,8 | 42417,6 | 40133,8 | 38502,6 |   
                      | Дополнительный доход от акцизного налога (в млн руб.) | 48,800 |   |   |   |   |   
                      | -0,10 |   | 5347,7 | 46598,4 | 111570,2 | 152950,5 |   
                      | -0,20 |   | 5150,5 | 43264,4 | 96521,1 | 124668,6 |   
                      | Дополнительный доход от акцизного налога (в млн дол. 
                          США) | 1,909.5 |   |   |   |   |   
                      | -0,10 |   | 209,3 | 1823,4 | 4365,7 | 5985,0 |   
                      | -0,20 |   | 201,5 | 1692,9 | 3776,9 | 4878,3 |   
                      | Повышение дохода от акцизного налога в % |   |   |   |   |   |   
                      |   |   | 11,0%  | 95,5%  | 228,6%  | 313,4%  |   
                      |   |   | 10,6% | 88,7% | 197,8% | 255,5% |  Примечания:  
                    * При условии 50%-ного воздействия на уровень распространенности 
                      и 50%-ного воздействия на уровень потребления (Evans W, 
                      Earreliy M. The Compensating Behavior of Smokers: Taxes, 
                      Tar, and Nicotine. The RAND Journal of Economics, 1998;29:578-595.)** Предполагая, что от 25% до 50%  курильщиков умрут 
                      от заболеваний, связанных употреблением табака, и те, кто 
                      не бросят курить, подвергнут свое здоровье смертельном у 
                      риску, как и до повышения налогов. (World Bank. Curbing 
                      the Epidemic: Government and the Economics of Tobacco Control. 
                      Washington DC: World Bank, 1999:23.)
 Округление может привести к незначительным различиям.
 Формула для подсчета процентного повышения доходов: [(кол-во 
                      случаев повышения налога) Х(1 –процентный спад в потреблении/100))-1]Х100
 |  В отчете содержится обзор экономики табачных изделий 
              в России. Также в рамках анализа налогообложения табачных изделий 
              как общественного политического инструмента в России обсуждаются 
              несколько вариантов повышения налогов. Согласно представленному 
              отчету, повышение акцизов на табачные изделия поможет предотвратить 
              дальнейшее распространение эпидемии курения в России и привнесет 
              доходы в национальный бюджет.  Текущая ставка налога на табачные изделия в России очень 
              низкая - от 33% до 43% от розничной цены. Это самый низкий показатель 
              в Европе.  Авторы отчета рекомендуют повысить налоговую ставку 
              по меньшей мере до 70% от розничной цены. А от российских органов 
              власти требуется усиление администрирования налогообложения и обеспечение 
              исполнения норм налогообложения с целью предотвращения потенциального 
              уклонения от налогов.  Повышение налоговой ставки поможет спасти жизни людей, 
              повысить уровень охраны здоровья россиян и стимулировать экономику 
              страны.  Повышение налогов на табачные изделия рекомендуется 
              Всемирной организацией здравоохранения в рамках пакета мер по сокращению 
              потребления табака. Этот пакет рекомендаций, под названием "MPOWER", 
              содержит решения по вопросу борьбы с табачной эпидемией и обеспечению 
              защиты граждан от вредного воздействия курения. Содержание Краткий обзор  I. Вступление  II. Данные и методы  III. Спрос на табачные изделия и налоговая политика 
              в отношении табака   
              Распространенность и интенсивность употребления табака; вид потребляемых 
                табачных изделий Цена и доступность сигарет; эластичность цен
 Расходы, связанные с табачными изделиями, и стоимость курения
 Уровень налогообложения табака и структура налогообложения
 IV. Снабжение табачными изделиями и положения, регулирующие 
              промышленность   
              Производство, импорт и экспорт Структура табачного рынка
 Механизм сбора налогов, установленных на табачные изделия, и доходы 
                от налогов
 Положения, регулирующие промышленность, ее политическое влияние 
                и образ
 V. Варианты налоговых политик в отношении табачных изделий, воздействие 
              таких политик на потребление сигарет и доходы от налогов VI. Другие последствия налоговых политик в отношении 
              табачных изделий  
              Контрабанда и замена продукции Трудоустройство и бедность
 Экономический рост, торговля и иностранная валюта
 Обсуждение и рекомендации
 Приложения  Признательность   
              
             |