|
|
ЖИЗНЬ С ВИЧ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ И СНГ: ПОСЛЕДСТВИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ
ПРООН, 2008, 106 страниц
|
Скачать доклад можно по адреса: http://europeandcis.undp.org/rhdr.aids2008/;
http://www.undp.ru/index.phtml?iso=RU&lid=2&cmd=publications1&id=81
Региональный обзор эпидемиологической ситуации
(данные ЮНЭЙДС) (стр. 7)
|
2001
|
2007
|
Страны Восточной Европы и СНГ
|
Взрослые и дети, живущие с ВИЧ
|
0,63 млн.
[0,49-1,1 млн.]
|
1,5 млн.
[1,2-2,1 млн.]
|
Вновь диагностированные случаи ВИЧ у взрослых и детей
|
230000
[98000-340000]
|
150 000
[70000-290000]
|
Распространенность ВИЧ-инфекции среди взрослых (%)
|
0,4%
[0,3%-0,6%]
|
0,9%
[0,7%-1,2%]
|
Число смертей от СПИДа среди взрослых и детей
|
8000
[5500-14000]
|
55000
[42000-88000]
|
Западная и Центральная Европа
|
Взрослые и дети, живущие с ВИЧ
|
0,62 млн.
[0,5-0,87 млн.]
|
0,76 млн.
[0,6-1,1 млн.]
|
Вновь диагностированные случаи ВИЧ у взрослых и детей
|
32 000
[19000-76000]
|
31000
[19000-86000]
|
Распространенность ВИЧ-инфекции среди взрослых (%)
|
0,2%
[0,1%-0,3%]
|
0,3%
[0,2%-0,4%]
|
Число смертей от СПИДа среди взрослых и детей
|
10000
[<15 000]
|
12000
[<15 000]
|
Критерии определения стадии эпидемии ВИЧ (стр.
7)
Эпидемии с низким показателем распространенности
|
Уровень распространенности ВИЧ среди всего населения
и групп повышенного риска <1%
|
Концентрированная эпидемия
|
Уровень распространенности ВИЧ среди всего населения
<1%, а в группах повышенного риска >5%
|
Генерализованная эпидемия
|
Уровень распространенности ВИЧ среди всего населения
>1%; поддерживается, главным образом за счет передачи
инфекции половым путем
|
Примеры гендерно-обусловленных процессов, связанных с риском
ВИЧ-инфекции на разных этапах жизни (стр. 43)
Возрас-тная группа
|
Женщины
|
Мужчины
|
0-4
|
Девочки могут подвергаться дискриминации и не получать
того питания и ухода, что которые получают их братья
Предпосылки для более низкого уровня образования; на
девочек оказывают давление, чтобы они раньше бросили
школу, особенно в сельской местности, где на их обучение
может выделяться меньше средств, чем на обучение мальчиков.
Ограниченное и неадекватное обучение девочек правилам
гигиены и поддержания сексуального здоровья, включая
информацию о беременности и рождении ребенка, и инфекциях,
передаваемых половым путем.
Представления о том, что женщина должна заботиться о
семье.
Традиционное табу, касающиеся обсуждения сексуальных
отношений; это способствует неправильному толкованию
и умалчиванию вопросов, связанных с ВИЧ и инфекциями,
передающимися половым путем.
|
Мальчики сталкиваются с культурными стандартами того,
что приемлемо для мальчика, а что позволяется только
девочкам
Мальчики сталкиваются со стереотипами традиционно приемлемого
сексуального поведения. Акцент на половой потенции и
превосходстве для мальчиков, девственности и подчинению
- для девочек.
В некоторых неразвитых сельских местностях на мальчиков
оказывается давление, чтобы они раньше бросили школу
и начали работать, чтобы содержать семью.
Традиционное табу в связи с обсуждением сексуальных
отношений; Это способствует неправильному толкованию
и умалчиванию вопросов, связанных с ВИЧ и инфекциями,
передающимися половым путем.
|
15-24
|
Сексуальные и репродуктивные права женщин не поощряются.
Женщины усваивают идеи подчинения мужским сексуальным
желаниям и интересам70.
Нежеланные или насильственные браки и даже похищение
невесты без ее согласия по- прежнему практикуются в
некоторых странах.
Жертвы контрабанды людьми: за последнее десятилетие
увеличилась незаконная торговля женщинами по всему региону.
Отженщин требуют сохранить девственность до вступления
в брак.
|
Под давлением тендерных стереотипов юноши стремятся
всеми способами доказать свою мужественность, что приводит
к рискованным формам поведения в сексуальной сфере,
к употреблению наркотиков и т.д.
Распространенная схема трудовой миграции. Мужчины много
времени проводят вдали от дома и семьи, что способствует
возникновению рискованных сексуальных связей и потреблению
наркотиков.
|
Взрослые люди
|
Насилие в семье.
Экономическая зависимость.
Приоритезация нужд других членов семьи по отношению
к своим собственным нуждам
Затрудненный доступ к ресурсам, рынкам, имуществу, обучению,услугам
и информации или активам.
Недостаточное использование презервативов, особенно
при сексуальных отношениях с супругом.
Женщин понуждают рожать и воспитывать детей.
Неэффективное применение законов по защите прав женщин.
|
Необходимость содержать семью способствует сезонной
трудовой миграции.
Тендерные нормы препятствуют тому, чтобы мужчина прибегал
к чьей-то помощи, они способствуют возникновению нездоровых
способов борьбы со стрессом, включая алкоголь, наркотики
и даже насилие.
Социальные нормы, поощряющие мужчин к применению насилия
в семье.
|
Пожилые люди
|
Ожидается, что женщина должна заботиться о большой
семье, и выступать в роли хранительницы очага, особенно,
когда мужчины находятся в отъезде.
Ожидается, что женщина должна заботиться о сиротах.
|
|
Чтобы быть действительно эффективной, согласованная
национальная политика реагирования на ВИЧ должна основываться
на глубоком понимании особенностей местной эпидемии, включая
изменения тенденций в том, что касается новых случаев заражения,
рискованного поведения, а также норм и отношений, связанных
с ВИЧ. Информация, получаемая по данным исследований и систем
надзора, должна интерпретироваться с учетом достижения целей
всеобщего доступа к профилактике, образованию, тестированию
и лечению и использоваться при принятии решений по распределению
имеющихся ресурсов. Учитывая далеко идущие цели программы
всеобщего доступа, необходимым условием их достижения является
межотраслевое сотрудничество и совместная работа; устойчивый
успех невозможно обеспечить за счет реализации одного вмешательства
или мер, предпринимаемых в рамках одного сектора.
Конкретные рекомендации в этой области.
- Все страны должны своевременно предоставлять всесторонние
отчеты ССГА ООН, соблюдать обязательства, закрепленные в
Дублинской декларации, и определить масштабные цели всеобщего
доступа, обеспечивающие охват населения, необходимый для
достижения результата. Такие региональные органы, как Координационный
совет СНГ по СПИДу, должны продолжать играть свою роль в
укреплении координации и в обмене опытом между странами.
- Национальные ответные меры должны основываться на точных
и современных данных, необходимых для «знания особенностей
своей эпидемии», разработки политики в области ВИЧ и выделения
ресурсов, с учетом важности вопроса о доступности услуг
для групп населения, которым грозит повышенный риск. Главным
необходимым условием является введение или расширение систем
эпиднадзора второго поколения в дополнение к дозорному эпидемиологическому
надзору и регистрации случаев инфицирования.
- Для обеспечения долгосрочного бесперебойного финансирования
с учетом долговременного характера эпидемии, в дополнение
к укреплению «триединого принципа» на национальном уровне,
государства должны обеспечить интеграцию программ по ВИЧ
в национальную программную деятельность в области развития.
Интеграция программ по ВИЧ в планы страны обеспечит надежные
«благоприятные условия» для их реализации. Необходимо также
знать существующие пробелы в потенциале на отраслевом, организационном
и индивидуальном уровнях, которые могут затруднять реализацию
программ. Представление об этом можно составить посредством
всесторонней оценки потенциала (см. Приложение 4).
- Необходимо заметно повысить поддержку со стороны политического
руководства в вопросе справедливого отношения к людям, живущим
с ВИЧ, и другим основным группам населения, которым грозит
повышенный риск, включая потребителей инъекционных наркотиков,
работников секс-бизнеса, мужчин, имеющих половые контакты
с мужчинами, этнические меньшинства, женщин и мигрантов,
но не ограничиваясь этими группами.
- Необходимо поддерживать принцип значимого участия людей,
живущих с ВИЧ (принцип РУЛС/ЗУЛС), обеспечивая такую ситуацию,
чтобы люди, живущие с ВИЧ, имели возможность участвовать
в процессах принятия решений на национальном уровне. Особое
внимание следует обратить на то, чтобы люди, живущие с ВИЧ,
работали на официальных должностях в государственных организациях,
ответственных за разные аспекты государственного реагирования.
- Учитывая, что потребление инъекционных наркотиков играет
доминирующую роль в распространении ВИЧ в регионе, программы
по снижению вреда должны быть включены в любые национальные
программы противодействия эпидемии ВИЧ в тех странах, где
ПИН являются основной группой населения, подверженной высокому
риску. Сюда относится расширение программ обмена игл и заместительной
терапии там, где они уже действуют, оценка возможности их
осуществления и пилотное тестирование там, где еще таких
программ нет.
- Необходимо внедрять подходы, при которых поведение, приводящее
к риску заражения ВИЧ, вместо криминализации и преследования,
рассматривается как проблема общественного здравоохранения.
Стр. 65-66
|
Распространение ВИЧ создает серьезные трудности как
в сфере обеспечения прав отдельной личности, так и инклюзивного
социально-экономического развития во всех странах мира. Это справедливо
и в отношении региона Восточной Европы и Центральной Азии, где не
только продолжает расти число людей, живущих с ВИЧ, но и ширятся
масштабы и последствия социальной изоляции.
В данном специальном региональном докладе Программа
развития ООН (ПРООН) делает попытку пролить свет на жизненный опыт,
мысли и поступки людей, живущих с ВИЧ. В то же время в докладе учитываются
и мнения людей, которым в силу своих профессиональных занятий приходится
сталкиваться с проблемой эпидемии ВИЧ как бы с "другой стороны"
в трех основных секторах: здравоохранение (врачи, медсестры и прочий
медицинский персонал), образование (руководители и преподаватели)
и работа (работодатели и сотрудники).
Основываясь на результатах специально проведенных качественных
исследований в шести странах региона (Россия, Украина, Грузия, Эстония,
Узбекистан, Турция), доклад призывает к осуществлению конкретных
мер, способных обеспечить действенное и эффективное решения этих
проблем
Доклад не ограничивается простым описанием и анализом
существующих проблем, но также предлагает конкретные решения на
основе успешной практики и проверенного опыта стран и сообществ,
где профилактика и лечение ВИЧ/СПИДа, в сочетании с усилиями по
преодолению стигмы и дискриминации, дали реальные результаты.
Содержание
Введение: Регион, живущий с ВИЧ
Глава 1: Эпидемия в числах - группы населения повышенного
риска
Знать свою эпидемию
Концентрированная или генерализованная?
Пути передачи ВИЧ в странах Восточной Европы и Содружества Независимых
Государств
Инъекционное потребление наркотиков
Гетеросексуальная передача
Секс-бизнес
Секс между мужчинами
Ситуация в тюрьмах
Передача ВИЧ через инфицированную донорскую кровь
Вертикальная передача
Мобильность и уязвимость к ВИЧ
Заключение
Глава 2: Эпидемия глазами людей: последствия заболевания
и проблема социальной уязвимости
ВИЧ как угроза человеческому развитию
Демографические и экономические последствия
Стигма и социальная изоляция, связанные с ВИЧ
Стигма и усилия, направленные на развитие инклюзивного общества
Основополагающие причины стигмы и социальной изоляции людей, живущих
с ВИЧ
Oбщественная польза от интеграции лиц, подвергающихся социальной
изоляции
Люди, открыто живущие с ВИЧ
Уязвимость вследствие ВИЧ
Уязвимость в сфере здравоохранения
Уязвимые места в секторе образования.
Уязвимые места в секторе трудоустройства
Заключение
Глава 3: Основы эффективного регионального реагирования
Глобализованные структуры и национальная политика
"Исключительность" СПИДа в региональном контексте
Руководящие принципы реагирования в структуре прав человека
Национальное законодательство в области ВИЧ и его исполнение
Области, требующие приоритетного внимания
Программы по снижению вреда для людей с наркотической зависимостью
Доступ к добровольному ВИЧ-консультированию и тестированию
Доступ к антиретровирусным препаратам
Профилактика, лечение, уход и поддержка ВИЧ-положительных заключенных
Неприкосновенность частной жизни и конфиденциальность медицинских
услуг
Образование и информация
Профилактика передачи ВИЧ от матери ребенку (ППМР)
Значимое участие людей, живущих с ВИЧ
Группы населения, заслуживающие приоритетного внимания
Интеграция гендерного подхода в стратегии противодействия ВИЧ
Заключение
Заключение. Перспективы: формирование структурных элементов
национальной политики и адвокации
Общие параметры национальных структур по реагированию
Укрепление политического руководства, знание особенностей своей
эпидемии и всеобщий доступ
Создание надежных государственно-частных партнерств для преодоления
стигмы и оказания услуг
Осуществление прав
Ответ с учетом гендерного фактора
Рекомендации по снижению уязвимости в разных секторах
Рекомендации для сектора здравоохранения
Рекомендации для сектора образования.
Рекомендации для сектора занятости
Подведем итоги
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1: Права человека, имеющие наибольшую актуальность для
людей, живущих с ВИЧ
Приложение 2: Список дополнительной литературы по рекомендациям,
представленным в главе "Заключение"
Приложение 3: ВИЧ/СПИД и права человека. Международные руководящие
принципы
Приложение 4: Развитие потенциала в контексте ВИЧ
Приложение 5: Методология исследования
Приложение 6: Список партнеров из НПО и социологических институтов,
участвовавших в исследовании
Приложение 7: Библиография
|