|
|
ПРОСТРАНСТВО, ЛЮДИ, ЭКОНОМИКА
ЮГРЫ
Социально-экономическая трансформация Ханты-Мансийского автономного
округа
Научные редакторы С.С. Артоболевский, О.Б.Глезер
М., Экономистъ, 2007, 415 страниц
|
Степень «зрелости» Ханты-Мансийского АО в качестве
субъекта Федерации, 2005 г. (стр. 32)
Показатели
|
Округ
|
Среднестатистический субъект Федерации
|
Площадь, тыс. кв. км.
|
523,1
|
191,9
|
Численность населения, тыс. человек
|
1478
|
1604
|
Плотность населения, чел./кв. км
|
2,8
|
8,3
|
Число городов
|
16
|
12
|
Младенческая смертность, ‰
|
7,3
|
11,0
|
Доля занятых в сфере услуг, %
|
56,1
|
59,6
|
Доля занятых в частном секторе, %
|
61,3
|
54,1
|
Доход на 1 жителя, тыс. руб.
|
17538
|
8023
|
ВРП, млн. руб.
|
1276184
|
163540
|
Доля сферы услуг в ВРП, %
|
18,5
|
49,0
|
Объем работ в строительстве, млн. руб.
|
68661
|
19233
|
Строительство жилья кв. м/1000 чел. в год
|
395
|
304
|
Инвестиции в основной капитал, руб./чел.
|
155026
|
24694
|
Число студентов, на 10000 человек
|
364
|
495
|
Посещение театров в год, на 1000 человек
|
90
|
196
|
Доходы консолидированного бюджета, млн. руб.
|
142732
|
33708
|
Структура расходов консолидированных бюджетов
трех субъектов Федерации в 2003 и 2006 гг. (стр. 91)
Виды расходов
|
Годы
|
В среднем по субъектам Федерации
|
Тюменская область
|
Ханты-Мансийский АО
|
Ямало-Ненецкий АО
|
Национальная экономика (промышленность, энергетика,
строительство, ЖКХ)
|
2003
|
13,5
|
15,4
|
32,3
|
27,8
|
2006
|
16,5
|
42,0
|
11,8
|
10,7
|
ЖКХ
|
2003
|
12,7
|
7,5
|
6,8
|
12,1
|
2006
|
15,8
|
8,5
|
16,2
|
25,6
|
Образование
|
2003
|
18,9
|
17,7
|
14,9
|
12,4
|
2006
|
22,1
|
10,5
|
23,8
|
22,3
|
Культура, искусство, СМИ
|
2003
|
2,3
|
3,1
|
1,9
|
1,2
|
2006
|
3,6
|
2,7
|
4,3
|
4,8
|
Здравоохранение и физкультура
|
2003
|
13,0
|
15,1
|
11,4
|
8,1
|
2006
|
16,4
|
9,0
|
20,2
|
12,2
|
Социальная политика
|
2003
|
9,1
|
6,9
|
5,8
|
8,6
|
2006
|
11,7
|
4,0
|
8,3
|
10,2
|
Структура занятых по отраслям экономики в 2004
г., % (стр. 194)
Регионы
|
Промыш-ленность
|
Сельское хозяйство
|
Строи-тельство
|
Транспорт и связь
|
Торговля, общественное питание,
информа-ционные и коммер-ческие услуги
|
ЖКХ
|
Социальная сфера
|
Управ-ление
|
Ханты-Мансийский АО
|
24,6
|
1,1
|
15,9
|
13,8
|
14,4
|
6,5
|
15,7
|
3,9
|
Ямало-Ненецкий АО
|
22,0
|
1,3
|
23,3
|
11,5
|
10,8
|
6,5
|
15,1
|
4,8
|
Тюменская область (без округов)
|
15,4
|
10,8
|
9,7
|
10,4
|
21,6
|
4,0
|
20,1
|
4,5
|
В среднем по России
|
21,5
|
10,4
|
7,9
|
8,0
|
20,3
|
4,8
|
18,0
|
4,8
|
|
Монографический сборник содержит анализ пространственных
социально-экономических трендов развития Ханты-Мансийского автономного
округа. Книга написана на основе официальных статистических данных
и материалов, полученных авторами во время экспедиционных исследований
на территории региона. Подробно освещены, прежде всего с точки зрения
трансформации территориальных структур, такие темы, как ресурсная
база, хозяйство, население и расселение, социальные проблемы и состояние
общества. Особое внимание уделено проблеме взаимоотношений Округа
с собственно Тюменской областью. Определены факторы пространственной
дифференциации региона и особенности его территориальной организации.
Намечены направления проблемного зонирования территории и внутриокружной
региональной политики.
Сборник предназначен для широкой аудитории - ученых,
преподавателей, студентов, политиков и всех интересующихся географией
и экономикой регионов современной России.
Содержание
Введение
1. Округ, не похожий на другие
1.1. Географическое положение
1.2. Ресурсный потенциал
1.3. Место Округа в стране и мире
1.4. Пространственная неоднородность
2. Экономическая база
2.1. Отраслевая и территориальная структуры экономики
2.2. Укрепление базового сектора как цель экономического развития
ХМАО
2.3. Сельское хозяйство и сельская экономика
2.4. Традиционная экономика - не товарная, а жизнеобеспечивающая
2.5. Инвестиционно-строительный комплекс: уйти от супернагрузки
на бюджет
3. Организационно-институциональные и бюджетные отношения
3.1. Крупный и малый бизнес в экономике
3.2. Бюджетная политика и межбюджетные отношения
3.3. Экономическая политика окружной власти
3.4. Международная и внешнеэкономическая деятельность ХМАО, ЯНАО
и Тюменской области
3.5. Нормативно-правовая база: взаимосвязи с социально-экономической
ситуацией
4. Инфраструктурная интегрированность территории
4.1. Транспортная связность и проницаемость территории
4.2. Развитие связи и телекоммуникаций
4.3. Товары, услуги и информация: география связей
5. Население и расселение
5.1. Демографическая ситуация, миграции, расселение
5.2. Влияние демографической ситуации и расселения на социальную
политику в ХМАО
6. Социальная сфера
6.1. Рынок труда и занятость
6.2. Доходы и уровень жизни населения
6.3. Социальная сфера и качество населения
6.4. Рыночные услуги
6.5. Социальная интегрированность Округа
7. Региональная идентичность и образ ХМАО в массово
сознании
7.1. Проблемы формирования региональной идентичности
7.2. Формирование образа ХМАО в массовом сознании: стереотипные
представления и их соответствие жизни Округа
8. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра и Тюменская
область
8.1. Особенности развития и взаимосвязи Округа и Области
8.2. История конфликта и сценарии на перспективу
8.3. Возможные негативные последствия создания единой Тюменской
области
9. Организация территории и возможности ее совершенствования
9.1. Территориальная неоднородность: роль корпоративного фактора
9.2. Физическое планирование
9.3. Проблемы реформы местного самоуправления
9.4. Система мезорайонов
9.5. Организация внутриокружной региональной политики
10. Перспективы развития Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры
10.1. Характер освоения и обживания Округа в 1960-1980-е гг.
и его последствия
10.2. Зарубежный опыт формирования расселения в северных регионах
10.3. Перспективы трансформации экономики: формирование новых
кластеров
10.4. Предложения по пространственной трансформации Округа
Заключение
Литература
Публикации, посвященные ХМАО (1991-2006)
Приложения
Об авторах
|