|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Трое из десяти жителей ЕС - моложе 25 лет: некоторые
данные об их учебе и экономической занятости
К Саммиту молодежи, проведенному 24-25 марта 2007 года
в Риме, Евростат подготовил подборку статистических данных о положении
молодежи в Европейском Союзе.
Каждые трое из десяти человек в Европейском Союзе моложе
25 лет. В 2006 году в Европе-27 проживало более 78 миллионов детей
в возрасте до 15 лет и свыше 62 миллионов молодых людей в возрасте
от 15 до 24 лет. Это составляет, соответственно, 15,9% и 12,7% от
общей численности населения Европейского Союза. В целом население,
не достигшее возраста 25 лет, насчитывает 28,6%, варьируя среди
стран Европейского Союза от 24,5% в Италии до 35,7% в Ирландии (рис.
13).
Наиболее высока доля детей в возрасте до 15 лет в Ирландии
(20,5%), а кроме того, в Дании (18,7%) и Люксембурге (18,6%). Ниже
всего удельный вес данной возрастной группы в населении Болгарии
(13,6%), Германии, Италии и Словении (по 14,1% в каждой). Польша
отличается самой высокой долей молодежи 15-24 лет (16,2%). Чуть
ниже она в Словакии (15,9%) и на Кипре (15,8%), в то время как самые
низкие показатели характерны для Италии (10,4% в 2005 году), Дании
(11,2%) и Люксембурга (11,6%).
Рисунок 13. Доля молодежи в населении стран Европейского
Союза в 2006 году4, % общей численности
По данным 2005 года, уровень образования более 77% молодежи
20-24 лет был не ниже высшей ступени среднего образования (upper
secondary education)5, тогда как среди населения 25-64 лет людей
с таким уровнем образования лишь 69%.
Этот показатель среди молодежи 20-24 лет выше, чем среди
представителей старших поколений, во всех странах Европейского Союза,
кроме Германии, Дании, Латвии и Эстонии (рис. 14).
Но если в четырех странах Европейского Союза - Словакии,
Чехии, Польше и Словении - более 90% молодежи 20-24 лет достигли
данного уровня образования, то в Португалии и на Мальте - лишь около
50%.
Рисунок 14. Доля населения с уровнем образования не
ниже высшей ступени среднего образования среди молодежи и взрослых
в странах Европейского Союза в 2005 году, % численности соответствующей
возрастной группы
В 2004 году 20% студентов, завершающих свое обучение
по программе высшего образования, специализировались в области бизнеса
и менеджмента, 14% - в области здравоохранения и социальной работы,
13% - по инженерному делу, по 11% - в области образования и гуманитарных
наук и искусства, по 10% - в области естественных и социальных наук,
6% - в области юриспруденции, 4% - в сфере услуг (личных, транспортных,
по защите окружающей среды и обеспечению безопасности), 2% - в сельском
хозяйстве и ветеринарии. В Бельгии, Великобритании, Германии, Дании,
Италии и Швеции больше всего выпускалось специалистов в области
здравоохранения и социальной работы, в Австрии и Финляндии - по
инженерному делу, в Чехии и Португалии - в области образования,
в Греции - в области естественных наук, математики и информатики
(рис. 15).
Рисунок 15. Распределение студентов, завершающих высшее
образование, по основным группам специальностей в странах Европейского
Союза в 2004 году6, %
Экономическая занятость молодежи 15-24 лет, естественно,
значительно ниже, чем старших поколений, поскольку многие молодые
люди еще продолжают обучение или не работают по другим причинам.
По данным выборочного обследования рабочей силы за 2-й квартал 2006
года, в целом по Европе-27 в экономике было занято 36% населения
в возрасте от 15 до 24 лет против 64,3% среди населения 15-64 лет
(рис. 16).
Наиболее высока экономическая занятость молодежи 15-24
лет в Нидерландах (66,2%), Дании (63,7%), Австрии (52,3%) и Великобритании
(52,2%). А самые низкие уровни экономической занятости людей в возрасте
15-24 лет характерны для Венгрии (21,2%), Болгарии (23,0%), Польши
(23,5%) и Литвы (23,9%).
Рисунок 16. Экономическая занятость населения в целом
(15-64 лет) и молодежи (15-24 лет) в странах Европейского Союза,
2-й квартал 2006 году7, %
Несмотря на то, что за последние годы уровень безработицы
среди молодежи снизился - с 19,2% в январе 2004 года до 16,8% в
январе 2007 года, - он по-прежнему вдвое превышает общий уровень
безработицы (7,5% экономически активного населения, состоящего из
экономически занятых и безработных). Безработица среди молодежи
почти втрое превышает уровень общей безработицы в Румынии (соответственно,
23,4% против 7,5% в январе 2007 года) и Италии (20,1% и 6,7%), но
в других странах они различаются менее, чем в два раза (рис. 17):
в Нидерландах - 6,9% против 3,6%, Германии - 14,9% против 7,7%,
Латвии - 11,7% против 6,0%, Австрии - 8,8% против 4,5%, Дании -
6,5% против 3,3%, Литве - 12,4% против 6,3%.
Рисунок 17. Безработица среди населения в целом (15-64
лет) и молодежи (15-24 лет) в странах Европейского Союза, январь
2007 года8, %
В 2006 году 73% людей в возрасте 16-24 лет пользовались
Интернетом в среднем не реже одного раза в неделю. В целом, среди
людей 16-74 лет таких постоянных пользователей Интернета не более
47%. Наиболее широко пользуется Интернетом молодежь в Нидерландах
(96% заходят в него, как правило, не реже раза в неделю), Дании,
Финляндии и Швеции (по 94% в каждой). Ниже всего доля постоянных
пользователей Интернета среди молодежи некоторых стран Южной Европы
- Мальты (40%), Болгарии и Греции (по 47%).
Что касается навыков работы с компьютерной техникой,
то среди молодежи 16-24 лет к числу квалифицированных пользователей9
можно отнести до 39% против 22% среди населения 16-74 лет. Наиболее
высокая доля квалифицированных пользователей компьютерной техникой
зафиксирована среди молодежи Словении (65%), Люксембурга (61%),
Дании и Австрии (по 58%).
Рисунок 18. Использование Интернета и компьютерной техники
молодежью 16-24 лет в странах Европейского Союза, 2006 год, %
Источник: Статистический комитет Европейского Союза - Eurostat
Eurostat News release - 44/2007 - 23 March 2007. // 24-25 March:
Youth Summit in Rome. Young Europeans through statistics. -
4 - Италия - 2005 года; Франция - без заморских
территорий.
5 - Для международных сопоставлений используется
Международная стандартная классификация образования 1997 года (ISCED
1997- см.:http://www.uis.unesco.org/TEMPLATE/pdf/isced/ISCED_R.pdf),
которая предусматривает выделение следующих уровней:
- уровень 0 - доначальное (дошкольное) образование, начинается
после достижения ребенком возраста 3 лет;
- уровень 1 - начальное образование (первый этап базового образования),
начинается с возраста 4-7 лет и продолжается, как правило, 5-6
лет; обязательно во всех странах;
- уровень 2 - первый этап среднего образования (второй этап базового
образования); завершение этого этапа обучения обычно совпадает
с завершением программы обязательного образования;
- уровень 3 - второй этап среднего образования; необходимым условием
является завершение образовательных программ низшего уровня; начинается,
как правило, с возраста 15-16 лет и продолжается от 2-х до 5-ти
лет;
- уровень 4 - высший этап среднего образования (подготовка к обучению
по программам уровня 5 или непосредственно к выходу на рынок);
- уровень 5 - первый этап высшего образования (подготовка специалистов
с академической или профессиональной ориентацией);
- уровень 6 - второй этап высшего образования (подготовка специалистов
высшей или "продвинутой" квалификации - Ph.D, doctorate).
6 - Мальта, Финляндия, Франция - 2003 год; Бельгия
- без сообщества, говорящего на немецком языке.
7 - Люксембург - 2-й квартал 2005 года.
8 - Великобритания - декабрь 2006 года, Греция и
Италия - 3-й квартал 2006 года.
9 - Квалифицированными пользователями в обследовании,
результаты которых приводятся здесь, считались те, кто отметил владение,
по крайней мере, пятью из следующих навыков:
- копирование или перемещение файла или директории;
- использование инструментов копирования и вставки для размножения
или перемещения информации внутри документа;
- применение основных арифметических действий (сложение, вычитание,
умножение, деление) в электронных таблицах;
- сжатие файлов;
- подключение и установка новых устройств (принтера, модема и
т.п.);
- написание компьютерных программ с использованием специальных
языков программирования.
|