|
|
СОЦИАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ "ИННОЧЕНТИ",
2006 ГОД.
Анализ детской бедности в Юго-Восточной Европе
и Содружестве Независимых Государств
ЮНИСЕФ, 2006, 137 страниц
|
http://www.unicef-icdc.org/publications/pdf/ism06_rus.pdf
Масштабы и показатели детской бедности и депривации
(стр. 19)
Области благополучия / депривации
|
Показатели, относящиеся к домохозяйству
|
Показатели, относящиеся к конкретному ребенку
|
Бедность по доходам
|
- Потребление домохозяйства в денежном выражении
|
|
Депривация по сферам:
Здравоохранение
|
|
- Младенческая и детская смертность
- Недостаточность питания
- Иммунизация
|
Образование
|
|
- Охват школьным образованием/школьная посещаемость
- Результаты обучения по итогам международных тестов
|
Жилье
|
- Перенаселенность
- Доступ к воде
- Доступ к "чистым" видам топлива
|
|
Родительское попечение
|
|
- Дети, живущие в неполных семьях
- Дети, живущие и воспитывающиеся в интернатных учреждениях
или патронатных семьях
|
Относительные изменения в уровне бедности в разбивке
по составу домохозяйств, 1998-2003 годы (в процентах) (стр.
31)
|
Учетный период
|
Относительные изменения в уровне бедности по числу
детей в домохозяйстве
|
Нет детей
|
1 или 2 ребенка
|
3 ребенка или более
|
Болгария
|
2001-2003
|
-33,3
|
-28,6
|
-22 2
|
Румыния
|
1998-2003
|
0
|
-28,3
|
9,3
|
Беларусь
|
1998-2002
|
-85,7
|
-80,0
|
-61,5
|
Молдова
|
1998-2003
|
-48,1
|
-30,9
|
-18,1
|
Россия
|
1998-2002
|
-33,3
|
-35,7
|
-15,6
|
Армения
|
1998/99-2003
|
-15,0
|
-14,3
|
-3,0
|
Грузия
|
1998-2003
|
30,0
|
18,6
|
20,3
|
Казахстан
|
2001-2003
|
-44,4
|
-32,0
|
-14,8
|
Кыргызстан
|
2000-2003
|
-50,0
|
-11,1
|
-3,2
|
Таджикистан
|
1999-2003
|
-36,1
|
-27,4
|
-15,2
|
Узбекистан
|
2000/01-2003
|
-25,0
|
-9,5
|
-11,1
|
Данные относятся к лицам, живущим в домохозяйствах,
в которых подушевое потребление составляет менее 2,15 долл.
по ППС в день. В таблице показано изменение уровней бедности
за учетный период в виде процента от первоначального значения.
Коэффициенты смертности детей в возрасте до пяти
лет и уровни детской бедности (стр. 43)
|
Коэффициенты смертности детей в возрасте до пяти
лет (на 1000 живорождений)
|
Уровни детской бедности
|
Годовой средний уровень изменения коэффициента смертности
детей до пяти лет (в процентах)
|
1990
год
|
1995
год
|
2000
год
|
2003
год
|
2001-2003 годы
|
1995-2000 годы
|
2001-2003 годы
|
Туркменистан
|
97
|
89
|
99
|
102
|
н/д
|
2,2
|
1,0
|
Таджикистан
|
119
|
113
|
101
|
95
|
76
|
-2,2
|
-2,0
|
Азербайджан
|
105
|
98
|
93
|
91
|
н/д
|
-1,0
|
-0,7
|
Казахстан
|
63
|
67
|
73
|
73
|
28
|
1,7
|
0,0
|
Узбекистан
|
79
|
75
|
71
|
69
|
50
|
-1,
|
-0,9
|
Кыргызстан
|
80
|
74
|
70
|
68
|
80
|
-1,1
|
-1,0
|
Грузия
|
45
|
45
|
45
|
45
|
57
|
0,0
|
0,0
|
Армения
|
60
|
49
|
37
|
33
|
54
|
-5,5
|
-3,7
|
Молдова
|
37
|
36
|
33
|
32
|
53
|
-1,7
|
-1,0
|
Албания
|
45
|
34
|
25
|
21
|
30
|
-6,0
|
-5,6
|
Россия
|
21
|
22
|
21
|
21
|
13
|
-0,9
|
0,0
|
Румыния
|
32
|
25
|
22
|
20
|
21
|
-2,5
|
-3,1
|
Украина
|
22
|
24
|
21
|
20
|
2
|
-2,6
|
-1,6
|
Беларусь
|
17
|
18
|
17
|
17
|
3
|
-1,1
|
0,0
|
Босния и Герцеговина
|
22
|
19
|
18
|
17
|
6
|
-1,1
|
-1,9
|
Болгария
|
19
|
19
|
16
|
17
|
8
|
-3,4
|
2,0
|
Сербия и Черногория
|
26
|
19
|
16
|
14
|
7
|
-3,4
|
-4,4
|
БЮР Македония
|
33
|
25
|
14
|
11
|
6
|
-10,9
|
-7,7
|
Хорватия
|
13
|
11
|
8
|
7
|
н/д
|
-6,2
|
-4,4
|
Уровни детской бедности, относящиеся к детям в
возрасте 0-15 лет, живущим в домохозяйствах, в которых подушевой
уровень потребления составляет менее 2,15 долл. США по ППС
в день. Страны расположены в порядке снижения уровня коэффициента
смертности детей в возрасте до пяти лет в 2003 году.
Государственные ассигнования на социальное обеспечение
и социальную помощь в виде доли всех государственных расходов,
с 1996-1998 годов по 2001-2003 годы (в процентах) (стр. 69)
|
1996-1998
|
2001-2003
|
Болгария
|
24
|
22
|
Албания
|
32
|
37
|
Беларусь
|
26
|
27
|
Молдова
|
21
|
24
|
Россия
|
18
|
25
|
Украина
|
30
|
36
|
Азербайджан
|
30
|
21
|
Грузия
|
20
|
22
|
Кыргызстан
|
27
|
30
|
Таджикистан
|
18
|
14
|
Туркменистан
|
15
|
18
|
Узбекистан
|
29
|
25
|
Данные по социальному обеспечению и социальной
помощи включают все государственные расходы на денежные выплаты.
Там, где возможно, приведенные в таблице данные являются средними
показателями за трехлетний период.
|
В настоящем издании представлено исследование детской
бедности, подготовленное исследовательским центром "Инноченти"
Детского фонда ООН (UNICEF). Оно относится к быстро меняющемуся
региону Юго-Восточной Европы и СНГ. С 1998 года почти во всех странах
этого региона отмечаются признаки оживления экономики. Число людей,
живущих в бедности по доходам, сократилось, уровень жизни в целом
повысился, и многие дети в регионе получили более широкие возможности.
Это знаменует поворотный, переломный момент в тенденции резкого
ухудшения социально-экономических условий, которое ощутили в начале
1990-х годов большинство детей данного региона.
Тем не менее, сохраняется серьезный риск того, что этот
процесс не затронет часть детей из новых поколений, родившихся после
начала переходного периода. Исследование показывает, что не все
дети пользуются плодами экономического роста и что правительства
стран региона должны уделять в своей политике гораздо более пристальное
внимание решению проблемы социального неблагополучия и депривации,
выпадающих на долю детей.
В плане содействия осуществлению прав детей в настоящем
исследовании предпринята попытка количественной оценки и углубленного
анализа характера и масштабов детской бедности в отличие от бедности
взрослых; высвечивается серьезное неравенство в степени благополучия
детей, сложившееся в этот период экономического роста между странами,
между областями внутри стран и между семьями; указываются пути,
с помощью которых правительства стран региона могли бы более эффективно
решать проблему маргинализации и неравенства среди детей.
В Социальном мониторинге "Инноченти", 2006
год, приводятся практические примеры методов, позволяющих уделять
адресное внимание детям и более широко знакомить общественность
с их положением при анализе бедности и определении политических
приоритетов. Наряду с этим подчеркивается необходимость усовершенствовать
сбор данных и расширить доступ к ним, что позволит проводить эффективную
оценку воздействия проводимой политики на положение детей и вносить
в нее необходимые коррективы.
СОДЕРЖАНИЕ
Резюме
1. Трудности в анализе детской бедности
2. Дети, живущие в бедности, вызванной низким уровнем доходов
3. Дети и социальные услуги
4. Социальные денежные выплаты и дети
5. Борьба с детской бедностью в ЮВЕ/СНГ: политические рекомендации
Примечания
Библиография
Статистическое приложение
Технические примечания и глоссарий
|