В России есть средства для увеличения детских пособий
Российские парламентарии убеждены, что в стране не существует проблемы с изысканием источников средств, необходимых для увеличения пособий по беременности и родам. По их мнению, для этих целей можно задействовать огромные золотовалютные запасы и стабилизационный фонд. При этом, считают парламентарии, необходимо произвести точные, арифметически выверенные расчеты, чтобы нововведение было выгодно женщинам и с большой, и с маленькой зарплатой. Кроме того, политики высказали мнение, что исходить нужно из минимального прожиточного уровня ребенка, а не из зарплаты, которую женщина получала до беременности, чтобы не ставить в дискриминационное положение большинство жительниц страны, имеющих низкую оплату труда.
Как ранее сообщали REGIONS.RU, Конституционный суд РФ признал не соответствующей Конституции норму закона, ограничивающую максимальный размер пособия по беременности и родам. Норма, сохранявшаяся в законах о бюджете Фонда социального страхования (ФСС) на протяжении пяти лет, по сути лишала обеспеченных трудящихся женщин равноценного возмещения заработной платы в период декрета.
Через полгода, по решению КС, утратит силу первая часть статьи 15 закона "О бюджете Фонда социального страхования на 2002 год", впервые установившая планку среднемесячного дохода, которую не могут превышать декретные выплаты. За это время правительству России и Госдуме предстоит поправить и действующее законодательство. Соответствующий законопроект, снимающий ограничения на размер ежемесячного пособия по беременности и родам, будет внесен в Госдуму в течение ближайших полутора недель, и до конца весенней сессии планируется его принять.
Основанием для разбирательства стала жалоба в КС жительницы города Саров Нижегородской области Татьяны Баныкиной, которая обратилась в суд с жалобой на нарушение конституционных прав всех хорошо зарабатывающих женщин на соцгарантии государства в период вынашивания ребенка. В оглашенном постановлении судья заявил, что указанные законы "несоразмерно ограничивают размер пособия по беременности и родам для застрахованных женщин, чей средний заработок превышает предусмотренную в нем предельную сумму".
В 2002 году размер ежемесячного пособия по беременности и родам определялся в размере среднего заработка и не превышал 11700 рублей. С 2002 года "материнский максимум" неоднократно повышался и к 2007 году порог поднялся до 16125 рублей. Однако и эта сумма далеко не для всех россиянок является стопроцентной компенсацией среднегодового заработка.
Вместе с тем, у многих экспертов вызывает сомнения, что государство в ближайшее время начнет на 100 процентов возмещать доходы беременных и молодых мам.
Конституционный суд ссылается на документы Международной организации труда (МОТ), в которых говорится о том, что предпочтительно доводить размер декретных выплат до 100% средней оплаты труда. Как пояснила представитель Совета Федерации в КС Елена Виноградова, таким образом, ограничения по размеру сохранятся, а насколько будут увеличены пособия, пока сложно сказать.
По словам представителя Госдумы в КС Елены Мизулиной, правительству и Думе предстоит предусмотреть "какой-то иной механизм" выплат, поскольку в Фонде социального страхования может не хватить средств. Не исключено, что часть сумм будет доплачивать работодатель.
По мнению юриста НКО "Центр социально-трудовых прав" Анны Гвоздицких, работодатели вряд ли положительно оценят такое нововведение. Сегодня пособия будущим и молодым мамам выплачиваются полностью из страховых сумм, при этом работодатели часто необоснованно считают, что женщины им обходятся дороже, чем мужчины.
Специалист Экономической экспертной группы Елена Лебединская выразила сомнение, что увеличение пособий возможно в ближайшее время. "В социальном фонде и так хронически не хватает средств. За счет ЕСН, который был снижен, размер пособий однозначно не поднимешь", - отметила эксперт. Напомним, что в 2002 году в связи с реформой единого социального налога (ЕСН) было отменено стопроцентное возмещение заработка женщин, средний доход которых выше размера пособия. С тех пор декретный лимит увеличился лишь до 16125 рублей.
Как считает полномочный представитель правительства в Конституционном, Верховном и Арбитражном судах Михаил Барщевский, "Конституционный суд мотивировал свое решение желанием создать благоприятные условия для повышения рождаемости". "Мне кажется, что КС вышел за пределы своих полномочий. Вопросы демографической политики относятся к компетенции законодательной и исполнительной власти", - заявил Барщевский.
Корреспондент REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратилась к представителям верхней и нижней палат парламента с вопросом: "Насколько реально найти средства для увеличения материнских пособий в ближайшее время? Не уменьшатся ли выплаты тем женщинам, которые получали зарплату меньше фиксированного пособия?"
"Раз Конституционный суд принял это постановление, значит, мы как законодатели должны найти способ, чтобы его исполнять", - заявил председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, представитель в СФ от администрации Коми-Пермяцкого АО Оганес Оганян. "Безусловно, это большой шаг вперед в демографической программе", - подчеркнул сенатор.
"Источники средств можно изыскать, только нужно посчитать точно необходимое количество денег для реализации этой программы, чтобы определить, из какого источника брать средства", - считает глава комитета. "Нужные средства можно будет выделить из трансформированного стабилизационного фонда, который будет разделен на 2 части – резервный фонд и фонд будущих поколений. В частности, средства на реализацию можно взять из фонда будущих поколений", - предложил О.Оганян.
"Существуют самые различные способы нахождения средств для увеличения пособий по беременности и родам, сейчас эти пособия выплачиваются из фонда социального страхования, есть и другие возможности", - считает председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, представитель в СФ от администрации Эвенкийского АО Юрий Шарандин. "Процесс реализации решения КС, внесение изменений в законодательство займут достаточно длительное время, за этот период вполне возможно найти способы изыскания средств", - отметил сенатор.
Однако, по мнению главы комитета, в этом решении существует один "подводный камень". "Женщина может получать зарплату, например, 10 тысяч, а за 3-4 месяца до родов ей сделают зарплату 20 тысяч, чтобы она получила больше пособие, всегда есть возможность таких манипуляций", - считает парламентарий. Поэтому, подчеркнул Шарандин, "во избежание таких случаев, этот вопрос требует точных, арифметически выверенных расчетов".
"Вопроса, где взять деньги, в России не существует, так как есть огромные золотовалютные запасы и стабилизационный фонд", - заявил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, представитель в СФ от администрации Ивановской области Владимир Гусев. "К сожалению, деньги стабилизационного фонда переводятся в ценные бумаги зарубежных банков, которые на этом хорошо зарабатывают", - подчеркнул сенатор.
Главное в вопросе о выплатах пособий, считает зампред комитета, привести точные расчеты в конкретных цифрах. "Это хорошо, что верхняя планка снята, но это выгодно для тех, у кого большие зарплаты, а если они маленькие, что делать?" - задался вопросом парламентарий. Поэтому, убежден В.Гусев, "должно быть рассчитано, какие выплаты будут с зарплатой до 5 тысяч, до 10, до 20 и так далее". "Когда будут приведены конкретные цифры, тогда станет яснее, выгодно это или нет", - отметил сенатор.
"Пока этот вопрос обсуждается, но когда будет принят этот закон, хотелось бы, чтобы были улучшения особенно для тех, у кого маленькая зарплата", - заключил зампред комитета.
"Если женщина получала зарплату меньше фиксированного размера пособия по беременности и родам, то правительство должно подумать о минимальных планках выплат, которые действительно помогут ей в уходе за ребенком", - заявила первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска.
По мнению парламентария, "эта должна быть определенная цифра, от которой возможно будет отталкиваться в сторону увеличения пособия". При этом, отметила вице-спикер, "к сожалению, никто не помнит и не думает об инфляции, съедающей все прибавки, получаемые женщинами".
"Дополнительные средства для выплаты пособия высокооплачиваемым женщинам можно будет взять из стабилизационного фонда, который разделили на резервный фонд и фонд будущих поколений. Эти деньги можно будет тратить как перераспределение для выплаты дополнительных средств по пособию". "Не стоит забывать и о том, что бюджет страны уже несколько лет с профицитом", - подытожила Любовь Слиска.
"Пособие по беременности и родам должно соответствовать той зарплате, которую получала женщина", - заявила председатель Комитета Госдумы по делам женщин, семьи и детей Екатерина Лахова. Депутат отметила, что "ограничение максимального размера пособия вовсе не означало, что всех женщин подводили под одну общую фиксированную планку с одинаковым пособием". "Все выплаты происходят дифференцированно, и ограничение в 16 тыс. рублей было для определенной категории женщин – высокооплачиваемых", - подчеркнула председатель комитета.
По словам парламентария, "у нас несовершенная система страхования. Сейчас обсуждается, каким образом повысить единый социальный налог, чтобы в фонд соцстрахования было больше поступлений". "Поэтому мы сейчас рассматриваем по-новому все формы страхования", - заключила Е. Лахова.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Александр Чуев считает, что решение Конституционного суда об отмене ограничений максимального размера пособия по беременности и родам было правильным. "Теперь Конституционному суду стоит заняться не только максимальной величиной пособия, но и минимальной, поскольку она сегодня совершенно безобразное", - заявил депутат.
По мнению парламентария, "выплата пособия по беременности и родам должна соответствовать стопроцентной зарплате". "Это было бы правильно и уважительно по отношению к женщине", - убежден зампред комитета. "Несмотря на уже утвержденный бюджет на следующий год, в него можно будет внести изменения, и ничто нам не мешает это сделать", - подчеркнул Александр Чуев.
Член Комитета Госдумы по бюджету и налогам, экономист Сергей Глазьев считает, что "вопрос выплаты детских пособий – это вопрос государственный, а не вопрос работодателя". "Исходить нужно из минимального прожиточного уровня ребенка, а не из зарплаты, которую женщина получала до беременности, чтобы не ставить в дискриминационное положение большинство жительниц страны, имеющих низкую оплату труда", - заявил он.
По мнению депутата, "госбюджет должен выплачивать женщинам детские пособия. А учитывая, что в большинстве регионов дефицит бюджета, брать на себя это бремя должна именно федеральная власть". "Все другие схемы выплат должны быть предметом трудовых соглашений, то есть государство должно обеспечить детское пособие и декретный отпуск на уровне не менее 3,5 тысячи рублей в месяц, а если женщина в коллективном или индивидуальном договоре фиксирует дополнительные выплаты, привязанные к зарплате, то они должны идти в дополнение к основному пособию", - считает экономист.
Касаясь вопроса изыскания дополнительных средств в бюджете для выплаты пособия высокооплачиваемым женщинам, парламентарий отметил, что "в нашем бюджете огромный профицит, который надо просто уменьшить, а также меньше денег давать американцам на войну в Ираке". "Наше правительство предпочитает кредитовать военные расходы США вместо того, чтобы дать возможность реально выходить ребенка", - подытожил Сергей Глазьев.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)