Московские улицы и дворы стали убирать дворники-призраки
Управление федеральной миграционной службы Москвы объявило о намерении проверить соблюдение миграционных законов в системе столичного ЖКХ. Скорее всего, к этому решению чиновников подтолкнула ситуация с московскими дворниками. Любому жителю мегаполиса прекрасно известно, что львиную долю столичных дворов приводят в надлежащий вид южане-мигранты.
Однако проведенное редакцией расследование показало, что по спискам сотрудников РЭУ и фирм-подрядчиков на должностях дворников «трудятся» якобы исключительно коренные россияне. На оплату их труда из бюджета города выделяются очень серьезные деньги. В то же время, по утверждению экспертов, настоящие дворники-мигранты за свой труд получают гроши. Куда девается разница, остается только догадываться.
Корреспондент «НИ» обзвонил несколько десятков столичных РЭУ и фирм-подрядчиков, на территории которых, как точно было известно, трудятся дворники-таджики. Практически все коммунальщики утверждали, что мигрантов у них в штате нет, а все их дворники – исключительно легальные россияне. На вопрос «НИ», что за южан в спецовках и с лопатами в руках москвичи годами наблюдают в своих дворах и даже многих знают по именам, коммунальщики грубо обрывали разговор или говорили, что «вы что-то перепутали» и «такого просто не может быть». Изучив жизнь таджикских мигрантов, «НИ» выяснили, что в Москве трудятся десятки тысяч бесправных рабов, которые получают мизерные зарплаты, ютятся с семьями и детьми в подвалах, питаются и одеваются с помоек, платят оброк землякам-рэкетирам и различным коррупционерам.
В кабалу – с радостью
Таджикистан считается беднейшей страной СНГ. Средняя зарплата в этой стране за последние семь лет не превышает 15 долларов, а пенсия – четыре доллара. Отправиться на заработки в Россию и тем более Москву считается удачей. При населении страны в шесть млн. человек, по оценке правозащитной общественной организации «Народная лига «Таджики», в России находится около 1,5 млн. таджиков. Из них в столичном регионе трудятся более 270 тысяч человек. «По нашим данным, в системе ЖКХ Москвы заняты 18 тысяч таджиков», – рассказал «НИ» глава «Народной лиги «Таджики» Каромат Шарипов.
Желающие перебраться в Москву таджики попадают в кабалу еще на родине. Они не могут купить билет до России, и поэтому идут к своим землякам, которые охотно, но не безвозмездно решают проблему. «Я жил в маленьком горном кишлаке, где ни у кого нет работы и денег, – рассказал «НИ» дворник Бахтиер. – Одни ребята купили мне билет в Москву, а здесь меня встретили их друзья. Они устроили меня дворником и купили регистрацию, но теперь я должен каждый месяц отдавать им часть зарплаты».
Недоплата – миллионы
О закрытом мире дворников-мигрантов и бизнесе на их рабском труде «НИ» рассказала инженер по благоустройству одного из ДЭЗов на севере Москвы, попросившая сохранить ее анонимность.
Уборка оплачивается из бюджета города, поэтому этой деятельностью могут заниматься только фирмы-подрядчики, победившие на тендерах районных управ и префектур.
По словам собеседницы «НИ», большинство тендеров носят условный характер, а за многими фирмами стоят сами чиновники. «Подрядчикам невыгодно нанимать легальных дворников, ведь тогда им придется платить реальную зарплату и соблюдать трудовое право», – призналась инженер ДЭЗа.
Как оказалось, если москвичи и становятся дворниками, то соглашаются обслуживать лишь 1–1,5 дома. Даже в этом случае они ежемесячно могут заработать до 12 тысяч рублей. Но коммунальщики предпочитают оформлять на ставки дворников подставных людей и родственников, а вместо них отправлять убирать улицы бесправных нелегалов. На одного нелегала коммунальщики обычно «вешают» объекты, которые по документам обслуживают несколько фиктивных работников: два-четыре дома, двор и несколько точек по сбору мусора. Иногда «секретные дворники» даже заменяют труд спецтехники и тракторов, которые подрядчики также фиктивно привлекают для уборки. Чтобы успеть обслужить все объекты, таджикский дворник выходит на участок уже в 3.00, работает по 14–16 часов.
По негласному сговору подрядчиков, средняя зарплата нелегала-дворника в Москве составляет четыре тыс. рублей в месяц. Между тем уборка каждого объекта и участка оплачивается из бюджета отдельной ставкой. «Если сложить все ставки и доплаты, которые обычно «закрывает» таджик, то ему должны платить более 30 тысяч рублей в месяц», – рассказала «НИ» инженер ДЭЗа.
Экономят подрядчики и на уборке снега с крыш. Для этой опасной работы они обязаны нанимать дорогостоящих и лицензированных верхолазов, но делают это лишь на бумаге. В реальной жизни скользкие крыши чистят все те же таджики. От внимания коррупционеров не уходят даже мелочи. «Дворникам покупают самую дешевую рабочую спецовку, а в документах «проводят» ее как дорогую», – рассказала собеседница «НИ».
Все эти махинации, по уверению инженера ДЭЗа, позволяют подрядчикам ежемесячно оставлять в своем кармане огромные суммы. Все районы города разбиты на участки, в каждом из которых может быть до ста домов. На уборку одного участка РЭУ ежемесячно получают из бюджета до 1,5 млн. рублей. По словам инженера ДЭЗа, территорию одного участка легко обслуживают 20–30 таджиков с общей зарплатой в 100 тысяч рублей, а все остальные деньги могут стать зарплатой их виртуальных коллег.
«По нашим данным, таджикам, работающим в Москве, работодатели, в том числе и государственные структуры ежегодно «забывают» заплатить около 14 млн. рублей», – добавляет глава «Народной лиги «Таджики» Каромат Шарипов.
Жизнь в подвалах
Условия, в которых живут дворники-нелегалы, подчас еще ужаснее и тяжелее, чем их работа. Как выяснилось, практически повсеместно они живут с семьями и детьми в подвалах домов и зданий. «В каждом районе города есть специальные общежития для рабочих, но места в них обычно продают торговцам с рынков, – призналась «НИ» инженер ДЭЗа. – Таджиков отправляют в подвалы, где они живут, рожают и воспитывают детей, готовят пищу, моются в тазах и питаются среди труб». Место в подвале тоже стоит: для россиянина – 400 рублей, для жителей СНГ – 500 рублей. «В одном подвале могут жить до 50 человек, но жители дома даже не догадаются об этом, поскольку таджики соблюдают строжайшую конспирацию», – призналась собеседница «НИ». Нелегалы закрывают подвалы на железные двери и замки, и посетить подпольное общежитие можно, лишь зная условный кодовый стук, который регулярно меняется. Днем таджики предпочитают не покидать свой подвал, поскольку даже посещение ближайшего магазина превращается в опасное мероприятие: можно «нарваться» на милицию или местную молодежь. Таджикские правозащитники говорят, что ежедневно отправляют из Москвы в Таджикистан два-четыре гроба с телами погибших земляков возрастом от 15 до 36 лет. «Каждая третья таджикская семья уже получила из России инвалида или труп своего родственника», – утверждает Каромат Шарипов.
В сырых подвалах нелегалы постоянно болеют, но, однако, из-за своего статуса они не могут обратиться к врачам. «Я сама много раз вызывала к ним в подвал «Скорую», давая деньги врачам из своего кармана», – рассказывает инженер. Что касается питания дворников-нелегалов, то обычно их рацион состоит из хлеба, «китайской» лапши и дешевого чая.
Помимо этих бед, часть таджиков обложена данью со стороны своих же земляков-рэкетиров. «Выхожу на днях во двор и вижу такую картину: стоит старая «восьмерка», около которой двое молодых таджиков в кожаных куртках ругаются на своем языке с двумя «нашими» дворниками, – рассказал «НИ» житель района «Чертаново Северное» Анатолий Вершов. – Увидев меня, все таджики зашли за «ракушку», и вдруг слышу оттуда звуки драки. Я побежал туда и увидел, как «наши» таджики бьют кулаками и ногами своих земляков. Оказалось, они расправились с приехавшими за очередным оброком».
«Хотим работать, но – легально»
Руководители таджикской диаспоры и правозащитники знают о том, что происходит во дворах столицы, но самостоятельно изменить ситуацию не в силах. Они даже упрекают власти своей страны и посольство Таджикистана в Москве, которые «отправили сюда людей, бросили в рабство и забыли о них».
Правительство столицы тоже не считает проблему таджиков своей. «РЭУ, ДЭЗы и другие эксплуатирующие организации подчиняются местным управам и префектурам, поэтому мы не являемся их «начальниками» и не можем их контролировать», – рассказала «НИ» пресс-секретарь Департамента жилищно-коммунального хозяйства Москвы Марина Орлова. Не видят проблемы и в контролирующем ДЭЗы и РЭУ органе – Контрольно-счетной палате Москвы. «Мы регулярно проверяем правильность расходования средств ДЭЗами и РЭУ, однако не замечали махинаций с дворниками, – сообщил «НИ» начальник инспекции КСП Москвы Анатолий Курденков. – Впрочем, мы проверяем только правильность составления договоров и расходования средств. Кто работает в фирмах – это уже не наша компетенция».
Судя по всему, разобраться с узаконенным рабством в системе ЖКХ намерена Федеральная миграционная служба. На прошлой неделе в мэрии Москвы состоялось заседание городского штаба по вопросам миграции. На нем начальник УФМС по Москве Федор Карповец заявил, что, помимо наведения порядка на рынках и стройках, его подчиненные планируют начать «зачистку» системы ЖКХ. Когда намерены – не сказали. Пока же представители ФМС РФ предлагают мигрантам самим улучшить свое положение. «С января этого года в России упростилась система оформления трудовых мигрантов, они сами должны обратиться в территориальные органы ФМС и оформить все документы и разрешения, – рассказал «НИ» один из сотрудников ФМС РФ. – Что касается работодателей, то я напоминаю им, что штраф за привлечение на работу нелегального мигранта составляет до 800 тысяч рублей за одного человека».
Вмешательство властей тревожит правозащитников. Они боятся, что представители ЖКХ, боясь проверок, начнут избавляться от дворников-нелегалов. Такое развитие ситуации ударит в первую очередь по москвичам, которые могут оказаться наедине с грязными улицами и подъездами. Тем временем сами таджики говорят, что, несмотря на все тяготы, они все равно готовы чистить российские улицы и дома. Выходом стал бы перевод дворников-невидимок на официальные контракты.
Виктор ТКАЧЕВ. «Новые известия», 6 марта 2007 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)