Широко известно, что в России две напасти: дороги и дураки. Корректно подсчитать, насколько одна проблема больше другой, не представляется возможным. Зато можно оценить, в какую сторону меняется соотношение между ними со временем. Предположим, что население России год от года не глупеет. Справедливости ради допустим, что и не умнеет тоже. Таким образом, примем, что число дураков в нашей стране изменяется пропорционально численности населения. В качестве индикатора дорожной проблемы возьмем протяженность дорог с твердым покрытием: чем таких дорог больше, тем дорожная проблема меньше. Составим условный коэффициент проблем (к), поделив численность населения (млн. чел.) на протяженность дорог с твердым покрытием (тыс. км). Чем этот коэффициент больше, тем больше и проблем. В настоящее время на 143 млн. россиян, по данным Росстата, приходится 740 тысяч км дорог с твердым покрытием, то есть k=0,19.10 лет назад на 148 млн. россиян приходилось 754 тысячи км дорог (k=0,20), 20 лет назад k=0,28, а 30 лет назад k=0,41. Таким образом, видно, что проблема с дураками и дорогами в России постепенно решается. Правомерен вопрос: за счет чего? В 1970-1980-е годы - исключительно за счет дорог, поскольку численность населения непрерывно росла. В последние годы в России сокращаются и население, и протяженность дорог. За последние пять лет число россиян сократилось на 2,7%, а протяженность дорог - на 1,8%. Таким образом, нынешнее решение совокупности двух извечных российских проблем обусловлено демографическим кризисом.
Павел ЧЕРНИКОВ. «Коммерсантъ-Власть», 2 октября 2006 года