Какие бы успехи ни были достигнуты в повышении рождаемости, на трудовом балансе страны они могут сказаться только со второй четверти нашего столетия. А в ближайшем будущем нас ожидает очень большое уменьшение численности рабочей силы. В рабочий возраст будет вступать малолюдное поколение, рожденное в последние 15 лет, а выходить из него – поколение многолюдное, рожденное после Великой Отечественной. Сначала ежегодная убыль трудовых ресурсов в официальных границах будет составлять около миллиона человек, потом – около полутора миллионов. Это хорошо видно из результатов Всероссийской переписи населения 2002 года.
Труд станет, видимо, главным дефицитом в экономике страны. Смягчить его можно только притоком населения в Россию из-за ее рубежей.
Если за время путинского правления практически ничего не было сделано ни для повышения рождаемости, ни для снижения смертности, что, кстати, признает и сам президент в своем послании, то в области миграции сделано было много. В результате чистый легальный приток населения в Россию, который был высоким в первой половине 90-х годов, практически прекратился.
Если в 1994 году миграционный прирост населения России составил 811 тысяч человек, то в 2000 году – 214 тысяч, в 2001-м – 72 тысячи, в 2004 – 39 тысяч. Практическое прекращение притока произошло в первый президентский срок В.В. Путина. При решающем воздействии на это администрации президента. Дума – с подачи администрации – приняла два ярко антимиграционных закона: о гражданстве РФ и о правовом положении иностранцев. Получение гражданства России было неимоверно затруднено.
На ПМЖ (постоянное местожительство) в Россию переселялись, вопреки утверждениям ксенофобов, главным образом русские (напомню, что по Всесоюзной переписи населения 1989 года в бывших союзных республиках проживало 25,3 миллиона русских). Среди взрослых переселенцев преобладали люди квалифицированные, с высоким уровнем образования, а возрастной их состав был заметно моложе, чем у населения России. Но российское государство «кинуло» своих соотечественников: объявив себя преемницей Советского Союза, Россия не пожелала признавать свои обязанности перед гражданами Союза. В мировой практике принято считать, что человек, родившийся в данной стране, имеет право на ее гражданство. Как и человек, родившийся у граждан этой страны. А решать, в каком из пятнадцати «осколков» Советского Союза, в бывшей союзной республике или России жить – это, конечно, должно быть правом самого гражданина бывшего Союза. Его этих прав лишили.
Россия упустила возможность существенно пополнить свое население и ослабить тем самым тот самый «демографический кризис», о котором теперь так много говорят и не знают, как его преодолеть.
Федеральная миграционная служба (ФМС), созданная в 1992 году первоначально для приема беженцев и вынужденных переселенцев в Россию (и многое для этого сделавшая), после тяжких пертурбаций была включена в МВД и стала по сути полицейским органом, занятым главным образом «войной с нелегалами». Милитаризация ФМС была тяжелой принципиальной ошибкой. В нынешней демографической ситуации этот орган должен бы был приглашать потенциальных переселенцев в Россию, помогать им в первоначальном устройстве, последующей экономической и социально-психологической адаптации к новым для них условиям, содействовать их всесторонней интеграции в российский социум. Нынешняя ФМС ни к чему этому не способна в принципе. Вдобавок ко всему милиция стала нагло паразитировать на несчастных нелегалах, главным образом – гастарбайтерах, по старой русской терминологии – отходниках (отход на заработки). Через околомилицейские фирмы можно получить (за хорошие деньги, разумеется) любой связанный с миграцией документ – от миграционной карты до заграничного паспорта. Бесконечны штрафные поборы с мигрантов. И с работодателей, эксплуатирующих этих несчастных нелегалов.
Усовершенствовать нынешнюю миграционную политику в части международной миграции и сложившуюся систему органов, реализующих эту политику, едва ли возможно. Ради оптимизации миграционных процессов их целесообразно коренным образом изменить. Создать иными принципиально: вместо того чтобы противодействовать въезду в Россию, они должны всячески поощрять такой въезд, вместо того чтобы многообразно отравлять жизнь прибывшим в Россию – способствовать их устройству и адаптации. Одним словом – нужен режим наибольшего благоприятствования мигрантам, прибывающим в Россию. Как на постоянное место жительства, так и на заработки.
Россия просто не сможет обойтись без большого чистого миграционного притока (перевеса въезда над выездом). По той простой причине, что вскоре начнется быстрая убыль собственных трудовых ресурсов. Сколько народу нужно России – большой вопрос для серьезных исследований. Думаю, что стране никак не нужно уменьшения ее населения – как всего, так и трудоспособного.
Кстати, предстоящая убыль населения России неизбежно вызовет большие перемены в распределении населения по территории страны. В последнее время сильно выражен дрейф населения с востока страны на запад, из ее громадной и слабозаселенной азиатской части – в южную половину относительно небольшой европейской. Дальний Восток теряет население в обмене со всеми другими федеральными округами, Сибирь – со всеми, кроме Дальнего Востока. Центральный федеральный округ собирает население из всех округов.
Главное правило миграции – население сдвигается туда, где уровень жизни выше, где условия жизни – лучше. Восточные районы страны очень сильно отстают от западных. Так было и раньше, но в постсоветское время различия сильно возросли. А на западе страны – самое старое в России население. Численность трудовых ресурсов здесь будет уменьшаться особенно быстро. И если эта убыль не будет компенсироваться трудовой миграцией из-за рубежа, восток двинется в западном направлении еще быстрее, чем до того.
Для разработки рациональной демографической политики в целом, миграционной – в частности и особенности, надо привлечь профессионалов. Странно все-таки, что миграционную политику определяют люди, далекие от понимания порученного им дела. Помощник президента РФ В.П. Иванов, руководитель Межведомственной рабочей группы по совершенствованию миграционного законодательства, в интервью немецкой газете «Вельт» недавно сказал: «Нас пытаются убедить компенсировать демографический дефицит за счет увеличения числа переселенцев. Я не сторонник этого». Удивительно все-таки, что ближайший сотрудник президента выступает с прямо противоположных ему позиций, изложенных на специальном заседании Совета безопасности, посвященном именно миграционной политике (март 2005 года).
За истекший год заметных перемен ни в миграционной реальности, ни в миграционной политике не произошло. По- прежнему нет государственной концепции миграционной политики, не проведена необходимая легализация «нелегалов» и т.д.
Но чем дальше откладывается решение насущных проблем, тем больнее они ударят и тем тяжелее их будет решать.
Виктор ПЕРЕВЕДЕНЦЕВ. «Новое время», 20 августа 2006 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)