Rambler's Top100

№ 253 - 254
21 августа - 3 сентября 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Депопуляция сельской местности и агропроизводство

Российский ландшафт против волюнтаризма власти

Сельская Россия в начале XXI века

Останется ли в России крестьянин?

Западносибирское село: иллюзии экономического роста и реалии занятости

Установки молодежи Башкортостана на жизнь в селе


Google
Web demoscope.ru

Установки молодежи Башкортостана на жизнь в селе

Р.Х. Казакбаев 1
(Опубликовано в журнале "Социологические исследования", 2005, №11 с. 77-81)

Аграрная реформа может добиться увеличения объемов и качества сельхозпроизводства, поддержания эффективности отечественного сельского хозяйства только при недопущении деградации сельского населения. Тема предлагаемой статьи нацелена на исследование установки молодых селян на проживание в городе или на селе как условия воспроизводства сельской социально-профессиональной структуры, которая в последние годы оказалась деформированной и не отвечает современным требованиям, что выражается в стагнации сельскохозяйственного производства, физической и нравственной деградации сельского населения, в неуклонном уменьшении доли квалифицированных кадров в возрасте от 22 до 40 лет.

В настоящее время господствующей является установка большинства молодых селян на проживание в городе, это касается и тех, кто нацелен на получение высшего и средне-профессионального сельскохозяйственного образования. Поэтому важно выявить долю тех, кто останется на селе, каков их предположительно социально-профессиональный состав, установить причины их "бегства" в город, а также условия возвращения в село после окончания учебы. По мнению А.Г. Здравомыслова, любые факты, которые характеризуют более или менее устойчивые условия общественного воспроизводства, исходят из определенных классификаций, основанных на представлениях о "нормальном" обществе2. Следовательно, в нашем случае при отсутствии "нормального" общества, необходимы критерии, определяющие стабильные условия воспроизводства сельской социально-профессиональной структуры. Ключевыми социально-профессиональной составляющей воспроизводства села как социально-территориальной общности, являются мотивации миграции сельской молодежи. Главные из них: 1) жизнеобеспечение проживающего там населения на уровне, предотвращающем его физическую и нравственную деградацию; 2) обеспечение продовольственной безопасности региона. Исходя из этого, мы исследуем установку молодых селян на будущее место прожива­ния по двум основным критериям, обусловленным уровнем и образом жизни селян, а также участие в обеспечении продовольственной безопасности региона.

В ходе социологических исследований сектора мониторинга в рамках Всероссийского мониторинга ВНИИЭСХ по Республике Башкортостан, проводимых в четырнадцати сельских советах четырех базовых районов, отобранных для изучения на основе репрезентативности по отношению к сельской местности региона в целом, проинтервьюировано 850 работников сельхозпредприятий различной организационно-правовой формы: 20 глав фермерских хозяйств; 200 выпускников 9 и 11 классов сельских школ, 150 студентов Башкирского государственного аграрного университета (БГАУ). Данные опроса о намерениях жить и работать на селе выпускников 9 и 11 классов сельских школ и БГАУ представлены в табл. 1.

Таблица 1. Установка на проживание в селе по окончании учебы студентов и выпускников сельских школ (в % к числу опрошенных)

Категории респондентов

Намерены жить и работать на селе

Намерены жить и работать в городе

Затрудняются с ответом

Студенты БГАУ

11,4

85,3

3,3

Выпускники 9 и 11 классов сельских школ

14,4

52,2

33,3

Из распределения ответов видно, что треть выпускников сельских школ не определились пока с выбором будущего места проживания, в то же время не определившихся студентов практически нет. Думается, что решающее влияние на окончательный выбор сельских старшеклассников окажут именно те обстоятельства, на которые указали студенты аграрного университета. На вопрос "При каких условиях поехали бы работать на село?" - 74,3% студентов назвали "достойную заработную плату"; 30,4% - "предоставление жилья" (можно было назвать несколько вариантов). Оценка размера приемлемой заработной платы вызвала расхождение у респондентов. Заработную плату 5-6 тысяч рублей посчитали достойной для себя 36,7% ответивших студентов; 7-9 тысяч рублей - 40%; 10-12 тысяч - 21,3%. У работников сельхозпредприятий, 86,7% которых выходцы из села, требования на этот счет несколько ниже по сравнению со студентами аграрного вуза: примерно половина из них назвали сумму 4-5 тыс. рублей как достойный размер оплаты труда. Однако между намерениями тех, кто готов поехать на село при условии обеспечения им желаемой заработной платы, и реальной готовностью это сделать, оказался большой разрыв. Лишь 7,6% собираются на деле выполнить свое намерение; 88,5% не собираются этого делать; 3,8% - затруднятся с окончательным решением. Те, кто условием своего возвращения на село видит предоставление жилья, практически все реально готовы там работать. Данное обстоятельство лишний раз подтверждает действенность проводимой в республике политики в области обеспечения молодых сельских семей собственным жильем, но также свидетельствует и о том, что будущие молодые специалисты сельского хозяйства не верят в то, что в ближайшем будущем осуществится позитивный прорыв в аграрной сфере. Характерно, что на село, судя по ответам респондентов, готовы вернуться лишь 2,3% из проинтервьюированных будущих агрономов; 11,1% ветврачей; 7% экономистов; 3,6% бухгалтеров; 9,1% будущих юрисконсультов. Ни один будущий сельский менеджер, инженер-землеустроитель, зоотехник не высказали желания жить и работать на селе.

А что показали результаты интервьюирования 200 выпускников сельских школ республики? На вопрос "Что намерен делать после школы?" - 26,1% респондентов ответили, что хотят поступить в вуз (сколько из них реально смогут себе позволить это - тема отдельного исследования); пойти в техникум, колледж изъявили желание 21,1%; в ПТУ- 11,1%; работать- 1,7; работать и учиться - 7,8; 30,6% девятиклассников продолжат обучение в 10-11 классах. Что касается будущей профессии, то ответы распределились следующим образом: 26,1% респондентов хотят быть специалистами сельского хозяйства; среди выбравших рабочие профессии преобладают будущие строители - 25,9%; третью позицию (14,8%) заняли будущие мастера по техобслуживанию машинно-тракторного парка (в республике воссозданы машинно-тракторные станции (МТС), где выплачивают стабильную высокую для села зарплату); мастерами лесного хозяйства, специалистами по мелиорации, животноводству намерены стать по 11% соответственно, 18,5% ориентируются на профессию юриста; 13% - бухгалтера; 11,1% собираются стать учителями.

Определенный интерес представляет вопрос о возможной связи между родом занятий, образованием родителей респондентов и их жизненными перспективами. Выяснилось, что хотят поступить в вуз 57,1% детей фермеров; 42,9% - из семей сельских предпринимателей; 38,6% из служащих; 30,2% детей работников сельхозпредприятий. Распределение образовательных предпочтений респондентов непосредственно связано с образованием родителей сельских старшеклассников, с их жизненными перспективами, о чем свидетельствуют материалы таблицы 2. Они показывают нацеленность на продолжение образования в 10-11 классах с последующим поступлением в вуз всех групп респондентов. Те, чьи родители имеют среднее профессиональное образование, в большей мере собираются пойти по стопам родителей, получить среднее профессиональное образование. Здесь наблюдается понятная тенденция: выпускники, чьи родители имеют высшее образование, в большинстве нацелены на воспроизводство этого уровня в своем поколении. У группы выпускников, чьи родители имеют среднее профессиональное образование, та же мотивация, плюс еще один нюанс: специалист со средним профессиональным образованием на селе занимает довольно высокое положение в профессиональной и социальной иерархии, по уровню доходов практически не уступает специалистам с высшим образование. Лицам, обладающим дипломом техникума, не говоря уже о высшем образовании, даже на селе не так много шансов достигнуть сколько-нибудь значительных успехов, особенно в карьерном продвижении на сельхозпредприятии. Поэтому многие родители из этой группы нацеливают детей на получение более высокого образовательного, профессионального и социального статуса, нежели обладают сами.

Таблица 2. Планы сельских старшеклассников на продолжение обучения в зависимости от образовательного уровня родителей (в % от числа ответивших)

Ответы

Категории респондентов-старшеклассников по уровню образования их родителей

Родители имеют высшее образование

Родители имеют среднее профессиональное образование

Родители имеют среднее общее образование

Буду поступать в вуз

21,1

26,8

29,8

Продолжу образование - в школе (9-ти, 10-классники)

52,6

19,5

35,1

Буду работать и учиться дальше

15,8

4,9

12,2

Пойду работать

10,5

1,2

5,3

Буду поступать в техникум, колледж

-

35,4

5,3

Буду учиться в ПТУ

-

12,2

12,3

Парадоксальная ситуация складывается с выбором будущей профессии, требующей высшего образования, и родом занятий родителей. Дети сельских служащих хотят быть бухгалтерами (33,3%), юристами (25%), агрономами (8,3%) и не желают становиться учителями, врачами, культработниками, землеустроителями, строителями. А дети работников сельхозпредприятий стремятся быть учителями (24%), строителями (16%), культработниками, юристами, бухгалтерами (по 12%); землеустроителями (8%); врачами (4%) и не желают становиться зоотехниками, ветеринарами. То есть, большинство детей сельских учителей, врачей, культработников и других категорий служащих не планируют пойти по стопам своих родителей, а перейти, по их мнению, на более высокий уровень - стать юристами, экономистами и т.д.

Для выпускников, чьи родители имеют лишь среднее общее образование, и, следовательно, занимающихся неквалифицированным сельскохозяйственным трудом, способ получения и размер зарплаты представителей сельской интеллигенции зачастую является ориентиром для их детей в будущем. Они полагают, что иного пути, кроме получения более высокого, нежели у них самих, образования, причем желательно напрямую не связанного с сельским хозяйством, для того, чтобы вырваться из нищеты и отсутствия достойных жизненных перспектив, у их детей попросту нет. Об этом свидетельствуют данные, представленные в таблице 3.

Таблица 3. Данные о желании старшеклассников жить в перспективе на селе в зависимости от уровня образования родителей (в % от числа опрошенных)

Ответы

Категории респондентов-старшеклассников по уровню образования их родителей

Родители имеют высшее образование

Родители имеют среднее профессиональное образование

Родители имеют среднее общее образование

Хочу жить на селе

2,5

12,2

24,6

Не хочу жить на селе

55,4

50,0

56,1

Еще не решил

42,1

37,8

19,3

Как видно, наблюдается взаимосвязь между уровнем образования родителей выпускников сельских школ с их ориентацией на будущее место проживания с тенденцией увеличения же­лающих остаться на селе при понижении образовательного уровня их родителей, при общей для всех доле (50-56%) молодых людей, не желающих жить в дальнейшем на селе. Это означает, что: 1) воспроизводство социально-профессиональной структуры сельского социума будет происходить, в первую очередь, за счет групп населения, имеющих среднее и среднее профессиональное образование; 2) в ближайшем будущем будут происходить процессы вертикальной социальной мобильности за счет рекрутирования в слой сельских специалистов и интеллигенции новых членов из низших социальных слоев села.

Таким образом, реально на село после окончания профильного вуза намереваются вернуться 11,3% его выпускников. Такой шаг готовы сделать практически все, кто условием ставит возможность приобретения на селе собственного жилья, и лишь 7,6% тех, кто в качестве условия выдвигает обеспечение им достойной заработной платы, размер которой существенно выше суммы, называвшейся работниками сельхозпредприятий республики, и почти в два раза выше получаемой. Запрашиваемая выпускниками БГАУ сумма их будущей заработной платы в 5-6 раз выше, чем та, на которую они могут рассчитывать, придя на сельхозпредприятие. Получается, что до тех пор, пока заработная плата в сельском хозяйстве не достигнет среднего уровня по промышленности, на возвращение свыше 90% выпускников рассчитывать не приходится. К тому же, если не модернизировать или, более того, свернуть программу помощи молодым сельским семьям на приобретение собственного жилья, то сельское хозяйство республики может лишиться притока и этих, последних 7-10% молодых специалистов, выпускаемых ежегодно Башкирским государственным аграрным университетом. Кстати, по мнению многих специалистов, для сельского хозяйства даже этого количества специалистов вполне достаточно для удовлетворения нужд республиканского агропрома. Тем более, что в последние 10-15 лет ситуация в сфере обеспечения кадрами сельского хозяйства практически не менялась, но агропредприятия приспособились довольно сносно функционировать и в этих условиях. Хотя, что вполне закономерно, с таким уровнем кадрового обеспечения наш агропром никакого прорыва в ближайший период в области агротехнологий не совершит.

Оттока поступающих в аграрные и другие вузы и ссузы сельских жителей не ожидается, поскольку налицо стремление селян, не имеющих среднего профессионального и высшего образования, обеспечить его получение своим детям. У селян с высшим образованием, судя по ответам их детей - старшеклассников, также наблюдается стремление к повышению социально-профессионального статуса в следующем поколении через преимущественное получение более престижного, по сравнению с собственным, образования. Другое дело, что заметно стремление молодых людей, чьи родители имеют высшее образование, покинуть село. В то же время, наряду с процессом суженного самовоспроизводства, обозначается тенденция рекрутирования в ряды селян лиц из более низких социально-профессиональных слоев, хотя по окончании школы более половины ее выпускников не желают жить и работать на селе, а к моменту окончания вуза их количество еще более увеличивается. Для этого, кроме названных выше, есть другие объективные и субъективные причины, выявленные при анализе ответов молодых селян, весьма важные для закрепления молодежи на селе. Почти все респонденты в качестве отрицательных сторон сельской жизни назвали отсутствие достойной работы и возможностей проведения досуга, нормальных развлечений. Эти же обстоятельства они назвали в качестве позитивных для жизни в городе. По этим причинам в большей мере на се­ле процветает алкоголизм, преступность и другие формы девиантного поведения, что, в свою очередь, еще более толкает молодых людей в город.

Немаловажным условием возвратности молодежи на село является состояние медицинского обслуживания. Опрос сельской молодежи напрямую не выявил их озабоченности по данному вопросу, но он "присутствует" в ответах более взрослых респондентов как один из злободневнейших. Реалии пока таковы, что по уровню цен лекарственные препараты и наиболее значимые для здоровья человека медицинские услуги не доступны основной массе не только сельского, но и городского населения, что может привести к весьма негативным последствиям для здоровья нации в целом. Установки на внедрение платности услуг в учреждениях здравоохранения Республики Башкортостан, как это наблюдается со второй половины 1997 года, не принимают во внимание недопустимо низкий уровень доходов основной массы сельского населения, игнорируют принцип доступности медицинских услуг всем нуждающимся в такой помощи вне зависимости от их платежеспособности. Эффективность медицинских услуг, рассчитанных лишь на извлечение прибыли, зачастую противоречит интересам перспективы развития страны. Следует учесть, что учреждения здравоохранения, действующие на коммерческой основе, специализируются на узком наборе медицинских технологий, выбирая наиболее дорогостоящие из них.

Основным звеном оказания медицинской помощи в сельской местности остаются фельдшерско-акушерские пункты. Медицинское обслуживание на селе слабо учитывает особенности труда селян. Санитарно-гигиенические условия труда (освещенность, температурный режим, шум и вибрация на рабочем месте) респонденты оценивают следующим образом: плохие - 21,3%; средние - 40,3%; хорошие - 19,5%. Продолжительность рабочего дня составляет: 10 часов и более у 21,2% респондентов; 9 часов - 9,6; 8 часов - 27,3; 5-7 часов - 28,7; менее 5 часов - 1,9%. Нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что труд в домашнем хозяйстве сельского жителя (уход за домашним скотом, работа в ЛПХ) занимает в среднем до 8 часов в сутки (по сравнению с 3 часами в сутки у городского жителя). Большинство сельского населения из-за низкой оплаты труда, чтобы выжить, вынуждено перерабатывать и трудиться в условиях, которые нарушают физиологически нормальный режим жизнедеятельности человека. Все это не только способствует, но и усугубляет проблему закрепления молодежи на селе. Существуют и другие обстоятельства, прямо или косвенно способствующие миграции молодежи в город (качество образования, бытовые условия, торговая и сервисная инфраструктура, рынок труда и т.д.), деградации села в целом.

Для закрепления молодых квалифицированных кадров на селе необходимо: а) комплексное решение проблем сельского хозяйства и развития социальной инфраструктуры села России в целом; б) взвешенная государственная политика, направленная на закрепление молодых специалистов в сельском хозяйстве путем принятия специальных программ; в) государственное регулирование заработной платы в разрезе "город-село"; г) стимулирование развития образовательной и рекреационной индустрии на местах.

Социология сегодня может посильно помочь в решении этой злободневной и весьма болезненной для села проблемы, но без практической реализации научно-производственных проектов она не в силах реально включиться в этот процесс как полноценный участник.


1 КАЗАКБАЕВ Рустам Хабилович - кандидат социологических, наук, заведующий сектором мониторинга социально-трудовой сферы села Башкирского НИИ сельского хозяйства.
2 Здравомыслов А.Г. Социология российского кризиса. М: Наука, 1999. С. 205-206.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.