|
Сельская Россия в начале XXI века (социальный аспект)
Л.В. Бондаренко1
(Опубликовано в журнале "Социологические исследования",
2005, №11, с. 69-76)
Российское крестьянство в XX веке прошло через ряд аграрных
преобразований, коренным образом менявших экономические условия
хозяйствования на земле, - Столыпинскую реформу 1906-1914 годов,
национализацию земли в 1918 году, продразверстку в 1919-1920 годах,
новую экономическую политику, проводившуюся с начала 1920-х годов,
насильственную коллективизацию 1929-1931 годов и, наконец, аграрные
преобразования 1990-х годов.
В настоящее время село переживает едва ли не самый драматичный
период в своей истории. Оно отброшено в развитии на десятилетия
назад. Усугубились негативные явления доперестроечного периода,
возникли и прогрессируют новые - безработица, массовая бедность,
недоступность образования, медицинской помощи, культурных, торговых,
бытовых услуг, социально-психологический стресс, порожденный отступлением
от ранее завоеванных позиций, неуверенностью в завтрашнем дне, "отсутствием
света в конце туннеля", нравственная деградация.
За пореформенные годы село в порядке естественной убыли
потеряло около 3-х млн. человек. В середине 1990-х годов оно немного
пополнялось за счет беженцев и вынужденных переселенцев из бывших
республик СССР. Теперь этот фактор себя исчерпал. С 2001 года сальдо
миграции на селе отрицательное, хотя ее интенсивность в расчете
на 1 тысячу сельского населения снижается, даже среди молодежи.
Если в 1990 году интенсивность выбытия из села составляла 44,3 человека
на 1 тысячу жителей, то в 2003 году -19,1 человека (в т.ч. 44% выбывших
- молодежь до 30 лет). На городском рынке труда сельчане не котируются,
не конкурентоспособны, не платежеспособны они и при поступлении
в высшие и средние профессиональные учебные заведения.
Усиливается несоответствие между численностью сельского
населения и громадными размерами территорий, что выражается в обезлюдении
села, измельчении поселенческой сети, росте экспансии со стороны
других государств на слабозаселенные и интенсивно теряющие сельское
население регионы (Дальний Восток, Республика Карелия) и, в конечном
счете, может привести к утрате контроля над территориями. За период
между последними переписями населения российское село утратило 10,7
тысячи населенных пунктов (7,5%). Число поселений, не имеющих постоянных
жителей, увеличилось на 40% и достигло 13,1 тысячи, доля поселений
с числом жителей до 10 человек возросла с 19,7 до 22,4%. Средняя
плотность сельского населения снизилась с 2,3 до 2,2 человека на
1 кв. км.
В обезлюдении сельских территорий все больший вес приобретает
естественная убыль. Если абстрагироваться от административно-территориальных
преобразований, то можно сказать, что в 2001 году вклад естественной
убыли в снижение численности сельского населения составил 76%, а
миграционного оттока — 24%. С 2003 года за счет превышения смертности
над рождаемостью село потеряло 89% своего людского ресурса и только
11% - за счет механического выбытия. Таким образом, "выморочный"
фактор обезлюдения села в 8 раз весомее миграционного.
Российскую деревню захлестнула безработица и бедность.
Официальный показатель сельской безработицы в последние годы балансирует
на уровне 11% (против 7-8% в городе), но ее реальный масштаб, по
расчетам, вдвое больше. Половина фактически безработных причисляется
статорганами к экономически неактивному населению, которое не ищет
работу. На самом деле эти люди не предъявляют спрос на работу не
потому, что довольствуются ведением личного подсобного хозяйства,
а в связи с бесполезностью этого занятия и трудностями при постановке
на учет в качестве безработного. В 2003 году из 1,8 млн. официально
учтенных сельских безработных только 498 тысяч (27%) были поставлены
на учет в государственных службах занятости, а пособие по безработице
получало еще меньше - 23% (табл. 1).
Таблица 1. Уровни общей и регистрируемой безработицы
среди лиц трудоспособного возраста (без Чеченской Республики, %)
|
Общая безработица
(на ноябрь)
|
Регистрируемая безработица
(на конец года)
|
2001
|
2002
|
2003
|
2001
|
2002
|
2003
|
Село
|
11,1
|
11,5
|
11,0
|
2,6
|
3,0
|
3,2
|
Город
|
8,4
|
7,8
|
7,2
|
1,6
|
1,8
|
1,7
|
В течение пореформенного периода, за исключением 1999
года, когда сельскохозяйственные товаропроизводители получили кратковременный
выигрыш от дефолта, идет процесс увеличения "ножниц" в
доходах горожан и сельчан. За последние три года этот процесс значительно
ускорился. Если в 2001 году увеличение разрыва в среднедушевых доходах
городского и сельского населения по отношению к предыдущему году
составляло 2,6 процентных пункта, то в 2002 году - 4,7, а в 2003
году - 7,5%. Всего же за трансформационный период разрыв в валовых
доходах на одного члена сельского и городского домашнего хозяйства
вырос с 15 до 65% (табл. 2).
Таблица 2. Соотношение валовых доходов сельских и городских
домохозяйств (в среднем на 1 члена домохозяйства в месяц, рублей)
Годы
|
Город
|
Село
|
Город в % к селу
|
1990
|
201
|
175
|
114,9
|
1997
|
756,8
|
532,2
|
142,2
|
1998
|
803,1
|
560,6
|
143,3
|
1999
|
1228,7
|
867,1
|
141,7
|
2000
|
1686,9
|
1120,4
|
150,6
|
2001
|
2334,2
|
1523,6
|
153,2
|
2002
|
3037,2
|
1926,1
|
157,9
|
2003
|
3885,2
|
2351,5
|
165,4
|
Современное российское село является сферой массовой
и застойной бедности. Правда, в последние годы, по мере стабилизации
и некоторого роста аграрной экономики она стала отступать, но этот
процесс идет крайне медленно; разрыв между городом и селом по этому
показателю увеличивается (табл. 3). За три последних года доля горожан,
проживающих за чертой бедности, снизилась на 20,4%, а соответствующая
доля сельчан - на 12,6, в результате разрыв в уровне бедности в
городе и на селе возрос с 1,2 до 1,5 раза. Это по благоприятному
варианту, при котором базой для сравнения с прожиточным минимумом
являются среднедушевые располагаемые ресурсы домохозяйства.
Таблица 3. Уровень бедности на селе и в городе
|
Доля населения с доходами ниже ПМ, в %
|
Среднедушевые денежные доходы
|
Среднедушевые располагаемые ресурсы
|
всего
|
из них в 2 и более раза
|
всего
|
из них в 2 и более раза
|
2000 год
|
Село
|
80,0
|
50,0
|
65,0
|
30,0
|
Город
|
58,0
|
20,0
|
55,0
|
18,0
|
2001 год
|
Село
|
75,6
|
43,7
|
61,1
|
22,4
|
Город
|
49,5
|
18,5
|
43,0
|
12,1
|
2002 год
|
Село
|
69,8
|
36,7
|
55,9
|
18,5
|
Город
|
46,4
|
13,9
|
40,0
|
8,9
|
2003 год
|
Село
|
65,6
|
33,0
|
52,4
|
16,8
|
Город
|
40,7
|
11,0
|
34,6
|
6,9
|
Сельская бедность, измеренная по денежному доходу, дистанцирует
от городской в 1,6 раза. Доля сельского населения, пребывающего
в крайней бедности (с располагаемыми ресурсами и денежными доходами
в 2 и более раза ниже ПМ), на селе выше, чем в городе, соответственно,
в 2,4 и 3 раза. В 2003 году за чертой бедности находилось: по располагаемым
ресурсам - 20,2 млн., а по денежным доходам - 25,2 млн. сельских
жителей. Это в первом случае 35, во втором - 37% всех российских
бедных. Распространение бедности в сельской России, по международным
маркам, в 5-6 раз превышает критический уровень, составляющий 10%.
Основная причина широкомасштабной бедности на селе - низкая доходность
сельскохозяйственной занятости. С 1994 года сельское хозяйство по
уровню оплаты труда находится на последнем месте среди отраслей
отечественной экономики, и межотраслевой разрыв увеличивается с
каждым годом. В 2003 году среднемесячная номинальная заработная
плата в сельском хозяйстве равнялась 2164 рубля (70 долларов США).
По отношению к заработной плате наиболее высокооплачиваемых работников
топливной промышленности она составляла 14%, а к уровню зарплаты
наименее оплачиваемых работников легкой и лесной промышленности,
соответственно, 78 и 66%. В среднем за 1 час работающий в сельском
хозяйстве получает 14 рублей, тогда как работающий в промышленности
- 50 рублей. Реальная заработная плата в сельском хозяйстве составляет
35% от уровня 1990 года. Более 2/3 работников сельскохозяйственных
предприятий имеют заработную плату на уровне или ниже прожиточного
минимума трудоспособного населения. Это означает, что в отрасли
абсолютно преобладают не экономические, а физические рабочие места,
не обеспечивающие физиологического выживания семьи и самого работника.
Структура потребления сельского населения в значительно большей
мере, чем городского, отклоняется от медицинских норм, разработанных
в нашей стране в 1980-е годы (табл. 4).
Таблица 4. Соотношение потребления продуктов питания
сельским и городским населением с медицинскими нормами, 2003 год
Продукты питания (в кг)
|
Медицинская норма, в: среднем на душу в год
(кг)
|
Уровень потребления в % к норме
|
сельское население
|
городское население
|
Хлебные продукты
|
107
|
126
|
93
|
Картофель
|
120
|
89
|
66
|
Овощи и бахчевые
|
145
|
59
|
57
|
Фрукты, ягоды
|
76
|
39
|
51
|
Мясо и мясопродукты
|
83
|
66
|
76
|
Яйцо, шт.
|
298
|
63
|
72
|
Молоко и молокопродукты
|
404
|
57
|
55
|
Рыба и рыбопродукты
|
23,7
|
59
|
60
|
Сахар и кондитерские изделия
|
40,7
|
74
|
59
|
Примечание: Медицинские (рациональные) нормы потребления
разработаны Институтом питания АМН, одобрены Минздравом СССР 30
июля 1986 года и Государственным Комитетом СССР по науке и технике
8.06.1987 года
Потребление продуктов питания у 10% наименее обеспеченных
семей характеризуется не только структурной несбалансированностью,
но и абсолютным дефицитом. "Стол" таких семей значительно
уступает даже официально утвержденному набору продуктов питания
в прожиточном минимуме. Так, в 2003 году наименее обеспеченные сельчане
недоели по сравнению с минимальными нормами в расчете на душу 49,6
кг хлебных продуктов (37,2%); 37,5 кг картофеля (32,6%); 51,2 кг
овощей (54%); 10,8 кг фруктов (51,4%); 8,2 кг мяса и мясопродуктов
(28,4%); 109,7 кг молока и молокопродуктов (48,6%); 51,1 штук яиц
(34%); 67,9 кг рыбы и рыбопродуктов (50,7%); 4,3 кг сахара и кондитерских
изделий (35,3%); 5,3 кг масла растительного (47,3%).
В крайне тяжелой ситуации находится социокультурная
сфера села. Создаваемый в течение многих десятилетий потенциал сельских
школ, детских садов, клубов, больниц, амбулаторий и т.д. сокращается
из года в год. За 1991-2003 годы село потеряло 19,8 тысячи детских
садов (49%); 8,2 тысячи начальных и основных школ (27,5%); 1,8 тысячи
участковых больниц (38%); 15,6 тысячи клубов (25%); 4,3 тысячи библиотек
(4,3%); 9 тысяч почтовых отделений (10%); практически полностью
разрушена система бытового обслуживания сельского населения. За
период между" двумя последними переписями обеспеченность сельских
поселений основными объектами социальной сферы значительно снизилась,
а радиус их доступности - повысился (табл. 5).
Таблица 5. Обеспеченность сельских поселений основными
объектами социальной сферы в средний радиус их доступности (км)
Объекты соцкультбыта
|
Число объектов на 1 тысячу сельских населенных пунктов
|
Средний радиус доступности объектов
|
1989
|
2002
|
1989
|
2002
|
Дошкольные учреждения
|
265
|
151
|
20,5
|
28,2
|
Школы
|
315
|
308
|
18,8
|
19,7
|
Больницы
|
36
|
27
|
55,4
|
66,2
|
Клубные учреждения
|
410
|
334
|
16,5
|
19,0
|
В результате реализации Федеральной целевой программы
"Социальное развитие села до 2010 года", утвержденной
Постановлением Правительства РФ (декабрь 2002 года) непроизводственное
строительство в сельской местности несколько оживилось, однако объемы
ввода по большинству объектов социальной и инженерной инфраструктуры
недостаточны для замещения выбывающих мощностей. За два года (2003-2004
годы) объем финансирования (выделенный лимит) ФЦП "Социальное
развитие села до 2010 года" из всех источников составил 34,1
млрд. рублей, в том числе 3,3 млрд. (9,7%) за счет федерального
бюджета. 16,1 млрд. (47,2%) за счет бюджетов субъектов РФ и 14,7
млрд. (43,1%) за счет внебюджетных источников2.
По отношению к объему финансирования, предусмотренному в ФЦП (в
ценах соответствующих лет), недофинансирование по всем источникам
составило 2,2 млрд. рублей (6%), в том числе из федерального бюджета
- 11%, внебюджетных источников - 14%. Финансирование из бюджетов
субъектов РФ превысило плановый объем на 4%. Погодичная тенденция
в финансировании реализации ФЦП складывается неблагоприятно. Уровень
фактического финансирования по отношению к заданию Программы снизился:
по федеральному бюджету - со 104,5 до 83%; по бюджетам субъектов
РФ - со 111,2 до 87,8%. По внебюджетным источникам этот уровень
несколько повысился, но остается самым низким - 77,2%. Внебюджетные
источники - это в основном средства населения, направляемые на жилищное
строительство и инженерное оборудование жилища. Инвестиционная
активность сельхозпредприятий в социальной сфере практически сведена
к нулю: в 2003 году их вложения в этот сегмент составили 195,4 млн.
рублей, из которых собственных средств только 0,1 млн. рублей. Федеральный
закон "О федеральном бюджете на 2005 год" закрепляет тенденцию
снижения участия ФБ в реализации программы социального развития
села. Плановое недофинансирование из этого источника по сравнению
с объемом, предусмотренным в ФЦП, составит 912,5 млн. рублей или
28,7%.
Уровень, качество и устойчивость жизни являются главными
факторами, определяющими социально-психологический климат в социуме.
Как показали полевые исследования, проведенные Центром всероссийского
мониторинга социально-трудовой сферы села в 2004 году в сельских
районах 18 субъектов Российской Федерации (опрошено 3 тысячи респондентов),
реформирование экономики не только не принесло положительных перемен
в социально-психологическом климате деревни, но обусловило рост
социальных разочарований, напряженности и угроз. В оценках сельским
населением изменений в жизни за последние 10-12 лет преобладают
негативные позиции: 42,6% респондентов считают, что жизнь ухудшилась,
в том числе 25,5% - сильно ухудшилась. Положительно оценивают перемены
29,6% сельчан, при этом значительное улучшение отмечают только 6,9%.
Более половины (54,1%) жителей села недовольны своим материальным
положением (в том числе 19,3% крайне недовольны); 1/3 - не очень
довольны и только 7,3% очень довольны. Таким образом, в картине
удовлетворенности материальным благосостоянием абсолютно преобладают
темные и полутемные тона. Преобладают они и в ожиданиях, которые
являются весьма важной детерминантой социально-психологического
климата. Только 1/3 сельчан надеется на улучшение материального
положения своей семьи в течение ближайшего года; 29,7% не рассчитывают
на какие-либо изменения, а 14,4% полагают, что семья станет
жить хуже. Закономерно встает вопрос, кто виноват в этой ситуации?
Менее всего сельчане склонны обвинять в своих трудностях
бога и других людей, так же как и приписывать им свои достижения.
Ответственность за низкий достаток семьи, как и заслугу, в случае
высокого достатка, они относят почти пропорционально на себя и действующую
власть. Об этом свидетельствуют ответы на вопрос "От кого,
по вашему мнению, в наибольшей степени зависит ваше материальное
положение?" (Следовало отметить один пункт). Ответы
"от меня и членов семьи" составили 47,5% к числу опрошенных;
"от других людей" - 2,7%; "от правительства"
-44,7%; "от бога" - 3,4%; "другое" - 1,7%.
Высокий удельный вес (47,5%) респондентов, считающих,
что их материальное положение в наибольшей степени зависит от них
самих, - их профессиональной квалификации, трудовой активности,
предприимчивости - свидетельствует о способности самокритично отнестись
к собственному положению. "Имеем то, что заслуживаем"
- считает 23,2% и "Живем лучше того, что заслуживаем"
- 5,5%. Но указывающих на несправедливость тяжелой ситуации, в какой
они оказались, почти вдвое больше - 57,4% ("Живем хуже того,
что заслуживаем").
Тяжелое материальное положение, неверие в скорые положительные
перемены и сознание социальной несправедливости сложившейся ситуации
вызывают морально-психологический дискомфорт. При дальнейшем ухудшении
положения социальный негативизм может превысить критическую массу,
за которой начинаются неуправляемые, разрушительные процессы. Респондентам
был задан вопрос: "Насколько вероятны в настоящее время массовые
выступления сельского населения против бедности и нищеты?".
По оценке 46% опрошенных такие выступления маловероятны; 13% считают,
что они вполне возможны; 2/5 - затруднились ответить определенно.
Казалось бы особых причин для беспокойства нет, российский крестьянин
терпелив и вынослив. Но ответы на вопрос: "Если выступления
против бедности и нищеты состоятся, то Вы лично примете в них участие?"
приводят к выводу, что ситуация не так уж безмятежна. Скорее всего
не примут участия в массовых выступлениях 32,6% сельчан; намерены
в них участвовать 30,2%; 37,2% находятся пока "на распутье".
Если ситуация не будет меняться к лучшему или ухудшится, протестный
потенциал вырастет до 67,4% (табл. 6).
Таблица 6. Распределение социально-экономических и демографических
групп сельского населения по готовности участия в массовых выступлениях
против бедности и нищеты (в % к числу опрошенных)
Категории респондентов
|
Ответили на вопрос об участии в выступлениях против бедности
и нищеты
|
положительно
|
отрицательно
|
затруднились с ответом
|
Все респонденты
|
30,2
|
32,6
|
37,2
|
в том числе:
|
работающие
|
29,4
|
33,7
|
36,9
|
безработные
|
31,8
|
29,5
|
38,7
|
пенсионеры
|
35,9
|
36,7
|
27,4
|
прочие
|
26,4
|
30,9
|
42,7
|
мужчины
|
30,4
|
31,5
|
38,1
|
женщины
|
29,6
|
33,8
|
36,6
|
В возрасте, лет:
|
16-20
|
27,2
|
33,1
|
39,7
|
21-30
|
24,2
|
32,0
|
43,8
|
31-40
|
29,6
|
32,1
|
38,3
|
41-59 (54)
|
31,5
|
32,6
|
35,9
|
60 (55) и старше
|
32,9
|
37,9
|
29,2
|
Имеющие образование:
|
начальное, без образования
|
36,2
|
36,8
|
27,0
|
основное общее (8-9 класс)
|
29,5
|
35,3
|
35,2
|
среднее общее (10-11 класс)
|
31,0
|
33,9
|
35,1
|
начальное профессиональное
|
35,3
|
25,5
|
39,2
|
среднее профессиональное
|
31,3
|
30,1
|
38,6
|
высшее и неполное высшее
|
25,7
|
36,8
|
37,5
|
Очевидно, что глухое недовольство может перерасти в
активные действия при появлении на политической, общественной арене
серьезной силы, способной организовать крестьянство на защиту своих
интересов. Сейчас такой силы нет, отсюда и неверие сельчан в возможность
массовых выступлений. Наблюдается определенная зависимость готовности
к участию в массовых выступлениях от рода занятий, возраста, пола,
уровня образования. По понятным причинам среди пенсионеров и безработных
лиц, настроенных на радикальные меры, больше, чем среди работающих.
Недовольство пенсионеров своим положением проявляется и в распределении
ответов в зависимости от возраста: если в группах 16-20 и 21-30
лет готовых участвовать в акциях протеста, соответственно, 27 и
24%, то среди лиц 60(55) лет - 33%. Более высокая политическая активность
молодежи в возрасте до 20 лет объясняется и юношеским экстремизмом,
и более высоким уровнем безработицы по сравнению со старшей группой
(21-30 лет), в которую входят лица, успевшие получить профессиональную
подготовку.
Протестный потенциал среди мужчин выше, чем среди женщин,
но ненамного. Уровень политической активности обратно пропорционален
уровню образования: в группе лиц, имеющих начальное общее и профессиональное
образование, 35-36% готовых участвовать в массовых выступлениях,
в то время как среди лиц с высшим образованием таких 26%. Очевидно,
что эта тенденция связана с закономерностью увеличения размера дохода
с ростом образовательного ценза работника и, следовательно, относительным
снижением числа недовольных.
Перспективы села во многом зависят от соотношения активной
и пассивной частей деревенского социума. Обследование показало,
что доля энергичных людей, способных преодолевать трудности, опираясь
на собственные силы, преобладает (54%), и это вселяет надежду, о
чем говорит распределение ответов на вопрос: "Что вы предпринимаете,
когда в вашей жизни складывается трудная ситуация?" (в % к
числу опрошенных. Следовало отметить не более 3-х пунктов). Ответ
"Нахожусь в растерянности, не знаю что делать" дали 33,9%;
"Я активен (на) и начинаю действовать, искать пути выхода из
трудной ситуации" - 53,9%; "Молюсь, надеюсь, бог поможет"
- 27,2%; "Пью спиртное" - 7,6%; "Успокаиваю себя
тем, что могло быть и хуже" - 55,0%; "Прошу у других людей
помощи и совета" - 45,3%; "Другое" - 5,9%. В трудной
ситуации сельчане менее всего полагаются на власть, особенно федеральную.
Поддержку в решении своих проблем они ожидают, в первую очередь,
от родственников, друзей и соседей.
Для современной деревни характерны довольно низкая самоорганизация
и неразвитость коллективных действий, что свидетельствует и об определенных
свойствах менталитета (замкнутость, скрытность, некоммуникабельность),
и о слабости местного самоуправления. Сообща сельчане действуют
в основном при решении вопросов, связанных с благоустройством территории
(44,7% респондентов), и оказании помощи соседям в трудной ситуации
(47,3%). Кооперируются с односельчанами в целях повышения собственных
доходов только 7% сельских жителей; 34% - не принимают участия ни
в каких коллективных действиях. Две пятых опрошенных считают, что
с односельчанами трудно договориться, чтобы действовать сообща,
однако столько же опрошенных с этим утверждением не согласны; 1/5
не смогла дать на этот счет определенный ответ. Неразвитость коллективных
действия объясняется также недооценкой сельчанами способности сотрудничать
в достижении перемен к лучшему с другими людьми, предпринимать совместные
усилия. Основное значение для жизненного успеха, по их мнению, имеют
личные трудовые усилия (51,6%) и наличие стартового капитала (48,7%).
Два других наиболее важных фактора - высокая профессиональная квалификация
(39,3%) и предприимчивость (38,5%). Понимание значительной частью
важности в достижении жизненного успеха стартового капитала и предприимчивости
является признаком формирования в деревенском социуме рыночного
менталитета. Важно, что этот менталитет имеет свойства цивилизованного
рыночного общества: абсолютное большинство людей осуждают тех, кто
разбогател нечестным трудом (74,3%). Считают, что деньги надо зарабатывать
честно, 49% респондентов; 1/5 придерживается жизненного принципа
"деньги не пахнут", остальные находятся в стане колеблющихся
между первым - моральным и вторым - аморальным подходами.
Деревня всегда была более религиозной, чем город, что
способствовало сохранению в сельском социуме нравственных принципов
и устоев. Обследование показало, что и сейчас преобладающая часть
населения (55%) считает себя верующими; атеисты находятся в абсолютном
меньшинстве (18%). При этом характерно, что если в советской деревне
прослойку верующих образовывало в основном старшее поколение, то
теперь и среди молодежи 54% верующих и еще 30% тех, кто "на
распутье" в религиозном вопросе. И тем не менее, налицо деградация
морального облика и исторически сложившихся устоев деревенского
общества. Более половины опрошенных (50,6%) практически оправдывают
воровство, полагая, что "сейчас крадут все, кто может",
не считают воровство грехом, "если нет работы, или заработок
не позволяет прокормить семью", 15,9% сельчан, и только 33,6%
непримиримы с этим пороком, "как бы тяжела не была жизнь".
К воровству по месту работы отношение более лояльное, чем к воровству
у соседа. Это можно объяснить исторически сложившимся отождествлением
коллективной собственности с личной ("все вокруг колхозное,
все вокруг мое"), задолженностью многих предприятий перед работниками
по зарплате ("возвращаю долг"), а также положением, когда
хозяйство рушится, отсутствует перспектива ("все равно все
пропадет, не возьму я, возьмут другие"). Несмотря на то, что
растаскивание коллективного имущества приобрело тотальный характер,
оно беспокоит только 14% сельского населения.
Один из ярко выраженных феноменов современной российской
деревни - широкое распространение пьянства, которое является одновременно
следствием и причиной экономической разрухи в АПК. В этой связи
некоторые представители высших эшелонов власти готовы списать наше
крестьянство как кормильца страны. По мнению 75% респондентов пьянство
за последние 10-12 лет увеличилось, а 58% из них считают, что оно
сильно возросло. Свыше 60% опрошенных относят алкоголизацию населения
к числу наиболее злободневных проблем современной деревни. Причин
широкомасштабного пьянства немало. Но главной, на которую указали
68% респондентов, является ощущение безысходности - "люди не
знают, как можно изменить свою жизнь к лучшему". Вторая по
значимости причина (61%) - это "распущенность, лень, нежелание
работать". Способствуют пьянству такие явления, как возможность
свободно купить дешевую поддельную водку (50%), самогоноварение
(48%), лояльность окружающих - "люди не осуждают пьяниц, как
те того заслуживают, не закрывают перед ними двери своего дома"
(23%).
Как известно, не обошли деревню и наркотики. Новое поколение,
растущее в среде с высоким удельным весом алкогольно и наркотически
зависимого населения, подвержено высокому риску поражения этими
пороками. Поэтому будущее подрастающего поколения вызывает серьезную
тревогу у сельчан: 53% опасаются, что их дети и внуки станут алкоголиками,
48% - станут наркоманами.
Не осталась деревня в стороне и от "сексуальной
революции". Общественное мнение, особенно среди молодежи, уже
не так, как прежде, нетерпимо к утрате девичьей чести, занятию проституцией
и т.д. Придерживаются жизненного правила, что девушка должна беречь
свою честь, 53% респондентов; более 1/4, а среди молодежи - 37,8%,
полагают, что понятие "девичья честь" устарело. Характерно,
что сторонников сохранения девственности до вступления в брак среди
мужчин больше, чем среди женщин. Отношение к проституции, напротив,
более непримиримо среди женщин. Считают, что заниматься проституцией
недопустимо ни при каких обстоятельствах 2/3 женщин и 53% мужчин.
Значительная часть мужчин (15%) допускает занятие проституцией,
если нет другой работы, а 5,4% рассматривают ее как доходный бизнес.
Среди женщин таких, соответственно, 10,6 и 1,8%. Прослеживается
четкая зависимость отношения к проституции от возраста респондента:
число категорически неприемлющих увеличивается с 52% в возрасте
до 25 лет до 77% среди населения старше 60 лет.
Для выработки эффективной аграрной и социальной политики,
определения приоритетов в развитии сельских территорий важное значение
имеет выявление мнений сельчан о наиболее важных проблемах современной
деревни. Опрошенным было предложено указать на четыре наиболее важные,
по их мнению, проблемы из перечня, включающего 20 наименований.
Результаты анкетирования показали, что с большим отрывом от прочих
лидируют следующие проблемы: безработица (на нее указали 72,5% респондентов),
алкоголизм (60,4%), бедность (51,5%), бездеятельность власти (32,2%).
Проблемы безработицы и алкоголизма больше всего беспокоят работников
социальной сферы (соответственно, 78,7 и 63,8%); бедность – пенсионеров
(54,4%) и работников сельскохозяйственных предприятий (55,3%). Среди
респондентов до 25 лет заметно больше по сравнению с другими возрастными
группами озабоченных недостаточными возможностями получения и повышения
профессионального образования (26,4%), недостатком развлечений (17%)
и тем, что на селе мало молодежи (17,5%).
Таким образом, трансформационный период, сопровождающийся
обострением материальных проблем сельчан, широким распространением
безработицы и бедности, снижением доступности социально-культурных
услуг, ухудшением здоровья и снижением продолжительности жизни,
нарастанием социально-экономического "водораздела" между
городом и селом, привел к ухудшению социального самочувствия в деревенском
обществе, нарастанию негативных настроений и формированию значительного
протестного потенциала. Под влиянием накапливающихся и длительное
время не находящих конструктивного решения проблем, а также негативного
влияния пропагандируемой средствами массовой информации западной
культуры идет деградация нравственных принципов и устоев российской
деревни. Масштабы нынешнего социального неблагополучия села таковы,
что делают невозможным устойчивое развитие страны, более того, они
ставят под угрозу само сохранение российской государственности.
Дальнейшее развитие негативных процессов в недалекой перспективе
приведет к утрате села как социально-экономической подсистемы, выполняющей
жизненно важную для общества функцию производителя продовольствия
и сырья для промышленности, а также другие общенациональные функции:
демографическую, социально-культурную, природоохранную, рекреационную,
социального контроля над территорией и т.д. Поэтому очевидна необходимость
безотлагательного принятия государством мер, направленных на стабилизацию
и устойчивый рост сельской экономики, повышение уровня и качества
жизни населения, снижение масштабов бедности, социально-психологическое
и нравственное оздоровление деревни.
1
БОНДАРЕНКО Людмила Васильевна- доктор экономических
наук, профессор, руководитель Центра всероссийского мониторинга
социально-трудовой сферы села ВНИИЭСХ.
2 Без
мероприятий по развитию сети автомобильных дорог в сельской местности,
финансируемых по федеральной программе "Модернизация транспортной
системы России (2002-2010 годы)".
|