Низкая мобильность населения внутри страны создает экономические
и политические проблемы
Неравенство в социально-экономическом положении российских
регионов вовсе не предопределено наличием или отсутствием полезных
ископаемых на их территории. Многое зависит от проведения институциональных
реформ, которые могут сгладить изначальную разницу в условиях. К
такому выводу приходят авторы доклада Центра экономических и финансовых
исследований и разработок (ЦЭФИР).
Россия действительно страна контрастов. Например, по данным Росстата,
в декабре 2005 года денежные доходы на душу населения в Усть-Ордынском
Бурятском автономном округе составили 3395 рублей в месяц, а в Москве
- 39763,9 рубля. Темпы роста промпроизводсгва в 2004 году достигли,
по официальным данным, 35,5% в Дагестане, в то время как в Эвенкии
производство упало на 15,5%. Согласно исследованию Независимого
института социальной политики и Йельского университета, набор факторов,
влияющих на неравенство, одинаков для всех стран Восточной Европы.
Это тендерный состав, количество детей и пенсионеров, образование
и другие. Однако нигде значимость таких факторов, как "тип
поселения" и "регион", не является столь высокой,
как в России.
Региональное неравенство не только несет с собой политические риски,
но и подавляет экономику. Для динамичного развития стране нужен
быстрый переток работников из стагнирующих отраслей и регионов в
развивающиеся. Способствует такой переток и выравниванию уровня
жизни. Однако в России межотраслевая мобильность во многом совпадает
с межрегиональной, поскольку предприятия одной сферы часто группируются
территориально. В Сибири у нас добывается нефть, Тольятти является
центром автомобилестроения и т.д. Чтобы сменить сферу занятости,
работнику надо переехать в другой регион. И наоборот. В результате
жители депрессивных областей попадают в "ловушку бедности",
отмечают в ЦЭФИРе. Для переезда необходимы большие первоначальные
затраты - на жилье, поиски работы. Кроме того, в некоторых областях
"регионообразующие" предприятия пользуются своим монопольным
положением на рынке труда и искусственно привязывают к себе работников.
Например, выдают часть зарплаты в виде натуральных льгот. В краткосрочной
перспективе они снижают таким образом социальную напряженность,
а в долгосрочной - лишь усугубляют стагнацию.
По данным ЦЭФИРа, мобильность населения внутри страны упала по сравнению
с советскими временами (когда ее организовывало государство) в два
раза. По данным Центра демографии и экологии человека, внутрироссийская
миграция снизилась с 3,3 млн. человек в 1992 году до 2 млн. человек
в 2002-м. Появился риск формирования двух рынков труда: первый будет
включать в себя отдельные регионы с хорошо оплачиваемыми рабочими
местами, другой - оставшиеся области с низкооплачиваемыми вакансиями,
и переходы между ними практически прекратятся. Частично такая тенденция
подтверждается данными Росстата: в декабре лишь в двух регионах
душевой денежный доход превышал 30 тысяч рублей, в четырех находился
в диапазоне 20-30 тысяч, в то время как в остальных не превышал
20 тысяч.
Еще один риск усиления регионального неравенства вызван бюджетной
реформой. Она разрабатывалась, чтобы стимулировать губернаторов
к развитию собственной базы налогообложения. Однако, напоминает
экономист ЦЭФИРа Алексей Макрушин, с тех пор губернаторы стали назначаться.
Если со временем окажется, что ответственность перед президентом
слабее ответственности перед избирателями, то это скажется на развитии
региональных экономик.
В ЦЭФИРе называют три фактора "выравнивания". Это стимулирование
инновационных компаний, развитие малого бизнеса и привлечение иностранных
инвестиций. Действия в этих направлениях позволят создать рабочие
места. Так, например, в сфере малого бизнеса в развитых странах
занято от 45% до 75% населения, а у нас только в двух субъектах
федерации - Московской области и Петербурге - доля работников малых
предприятий превышает 30%. В качестве положительного примера ЦЭФИР
приводит Московскую область и Нижний Новгород, где доступ к земле
и помещениям был упрощен, что вывело регионы в лидеры по экономическим
показателям малого бизнеса и привело к росту инвестиций.
Еще один фактор, отпугивающий инвесторов, - наличие необоснованных
преференций для компаний, связанных с местной администрацией. По
данным мониторинга ЦЭФИРа, влияние бизнеса на местную власть росло
во времена Бориса Ельцина и практически не уменьшалось в период
правления Владимира Путина.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)