Rambler's Top100

№ 227 - 228
19 - 31 декабря 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Россияне умирают слишком рано

Добиться роста продолжительности жизни пока не удается

Главная проблема - высокая смертность мужчин и женщин средних возрастов

Регионы все более неравны перед лицом смерти

Чаще всего гибнут от внешних причин в Сибири, а реже всего – на юге страны

Почему Москва выделяется на общем фоне?

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Андрей Пашкевич. Обманутая Россия. Andrey Pashkevich. Deceived Russia

Россияне умирают слишком рано

Над темой номера работали

Евгений АНДРЕЕВ Екатерина КВАША Татьяна ХАРЬКОВА

Евгений АНДРЕЕВ

Екатерина КВАША

Татьяна ХАРЬКОВА

Почему Москва выделяется на общем фоне?

В некоторых регионах страны динамика смертности в тех или иных аспектах заметно отличается от общероссийской. И в первую очередь к ним относится российская столица.

На общероссийском фоне положение со смертностью в Москве выглядит относительно благополучным. Ожидаемая продолжительность жизни здесь в 2003 году была даже выше, чем в 1990. Как и везде, продолжительность жизни в Москве существенно снизилась к 1994 году, затем увеличивалась вплоть до 1998 года. Однако рост смертности после 1998 года в Москве, в отличие от России в целом, был непродолжительным, а в последние годы продолжительность жизни устойчиво растет. Не связано ли это с особенностями расчета показателей московской смертности?

Численность населения столицы по итогам переписи 2002 года оказалась существенно (на 1,8 млн. человек) выше, чем по предпереписным оценкам. Рассчитанные до переписи населения показатели продолжительности жизни, были заметно выше, чем в большинстве областей России, но все же после 1998 года заметно ухудшались (рис. 13).

Рисунок 13. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Москве, лет

На рис. 14 и 15 представлена ожидаемая продолжительность жизни мужчин и женщин в возрасте 0 лет и 15 лет в населении Москвы, городском населении Московской области и городском населении семи областей, окружающих Московскую область2, в 1989-1991 и 2001-2003 годах.

Рисунок 14. Ожидаемая продолжительность жизни новорожденного в Москве, в городском населении Московской области и семи соседних областей (лет)

Рисунок 15. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин и женщин в возрасте 15 лет в Москве, в городском населении Московской области и семи соседних областей (лет)

В первый из этих двух периодов Москва по ожидаемой продолжительности жизни - как при рождении, так и в возрасте 15 лет - если и отличалась от соседних регионов, то не очень сильно, и не всегда это отличие было в пользу Москвы. Во втором же периоде она резко оторвалась от соседних регионов, определенно опередив их.

Хотя статистические данные говорят о том, что социально-экономическое положение большинства столичных жителей заметно лучше, чем прилежащих областей, а московские службы здравоохранения, несомненно, мощнее, чем в других регионах России, и, казалось бы, это может объяснить и ее более благоприятные показатели смертности, все же некоторые сомнения возникают. Ведь и в прошлом Москва выделялась и уровнем жизни, и качеством медицинской помощи, но разрыв в продолжительности жизни был существенно меньшим.

Представленное на рис. 16 и 17 сопоставление стандартизованных коэффициентов смертности по причинам смерти в возрасте 15-59 лет в Москве и соседних регионах еще более усиливают недоверие к данным статистики.

Рисунок 16. Соотношение стандартизованных коэффициентов смертности мужчин в возрасте 15-59 лет по причинам смерти в Москве и в городском населении соседних регионов (Москва = 1)

Рисунок 17. Соотношение стандартизованных коэффициентов смертности женщин в возрасте 15-59 лет по причинам смерти в Москве и в городском населении соседних регионов (Москва = 1)

Различия между Москвой и соседними регионами (точнее, их городским населением) существовали всегда, они хорошо видны на графике для 1989-1991 годов. Но тогда эти различия были не слишком велики и далеко не всегда в пользу Москвы. Стандартизованный коэффициент смертности от всех причин в Москве для мужчин был ниже, а для женщин - выше, чем у ее соседей. Такая же неоднозначность была и по отдельным группам причин. Например, смертность от болезней системы кровообращения в Москве была выше, а от внешних причин - ниже, чем у горожан в Московской области и семи окружающих ее областях.

В 2001-2003 годах картина совершенно иная. Различия между Москвой и соседними регионами становятся неправдоподобно большими или, во всяком случае, трудно объяснимыми.

Почему, например, могли возникнуть такие различия в смертности от новообразований? В 1989-1991 годах смертность мужчин от этой причины в Москве была такой же, как в Московской области и на 7% ниже, чем в семи областях. В 2001-2003 годах она ниже на 26 и 30 процентов, соответственно. Однако известно, что уровень смертности от новообразований - весьма стабильный показатель. Она почти не менялась даже в годы антиалкогольной кампании. Да и вклад ее в динамику продолжительности жизни в последний период - минимален. Что могло вызвать подобные различия в стандартизованных коэффициентах? Да и по другим причинам смерти различия очень велики.

Одно из предположений заключается в том, что переписная численность населения Москвы завышена, что привело к завышению знаменателя при расчете показателей смертности и, соответственно, к занижению этих показателей.

Другое трудно проверяемое объяснение столь низкой смертности в Москве может быть связано с недоучетом смертности мигрантов. Сравнение данных переписей 1989 и 2002 годов по Москве показывает, что не менее 20% жителей столицы - 1,3 млн. живущих в Москве мужчин и 0,9 млн. - женщин - прибыло в нее после переписи 1989 года.

Весьма вероятно, что многие вновь приехавшие на работу или учебу на длительный срок (и, по критериям переписи, включенные в постоянное население города), все еще сохраняют другое постоянное место жительства, так сказать основной дом. Весьма вероятно, что в случае тяжелой и длительной болезни они уезжают из Москвы и что вообще какая-то часть смертей мигрантов регистрируется по месту их постоянного жительства, что уменьшает числитель при расчете показателей смертности. Проверить эту гипотезу можно только с помощью специальных обследований. Однако, если она верна, то она также может объяснить завышение уровня продолжительности жизни москвичей.


2 - Тверская, Ярославская, Владимирская, Рязанская, Тульская, Калужская и Смоленская области.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
ЮНЕСКО - 2001, 2005


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.