|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
В 2004 году в дорожно-транспортных происшествиях погибло
и ранено 286 тысяч человек
Среди погибших от преступных посягательств значительную
часть составляют погибшие в результате дорожно-транспортных происшествий.
Число погибших и раненых на дорогах и улицах резко увеличилось во
второй половине 80-х годов прошлого века, а к середине 90-х годов
несколько снизилось. С конца 90-х наблюдается устойчивый рост числа
погибших и особенно раненых в происшествиях с автомобильным транспортом
(рис. 5), в 2004 году их общее число составило почти 286 тысяч человек.
При этом если число пострадавших в происшествиях с транспортными
средствами юридических лиц постепенно снижается, то число пострадавших
по вине в происшествиях с транспортными средствами физических лиц
быстро растет.
Рисунок 5. Число пострадавших в происшествиях с автомобильным
транспортом, 1980-2004 годы, тысяч человек
Аварийность на автомобильном транспорте в России очень
высока. Число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и пострадавших
в них людей (погибших и раненых) ежегодно возрастает. В 2004 году
эти показатели увеличились, по сравнению с 2003 годом, соответственно
на 2,1% и 2,3%, хотя число погибших за год несколько снизилось -
на 1,1 тысячи человек, или на 3,1%.
Степень тяжести последствий ДТП, которую характеризует
количество погибших на 100 пострадавших, постепенно снижается, но
все еще остается высокой. В 2004 году этот показатель составил 12,1
человека против 12,7 в 2003 году. В 2000-2001 годах он достигал
14 человек.
Вместе с тем возрастает количество погибших на 100 тысяч
человек населения, характеризующее уровень риска для человека погибнуть
в ДТП (коэффициент личной безопасности). В 2004 году этот коэффициент
достигал 24,0 (в 2003 году - 24,6, в 2000 году - 20,2).
Несомненно, определенное влияние на эту ситуацию оказывает
быстрый рост автомобилизации населения России, заметно опережающий
развитие дорожной сети. Общее количество автомобилей в стране за
последние 9 лет (по сравнению с 1995 годом) увеличилось на 10,1
миллиона, или на 51,7%, в том числе легковых - на 9,5 миллиона,
или на 64,4%. А протяженность автомобильных дорог общего пользования
с твердым покрытием за это время возросла лишь на 12,9%.
Рост количества ДТП в 2004 году зарегистрирован в половине
регионов страны (в 45). Наиболее неблагополучными, с точки зрения
аварийности на автомобильных дорогах и улицах, были Тульская область
(рост количества ДТП по сравнению с 2003 годом на 41,8%), Чеченская
Республика (на 35,9%), Усть-Ордынский Бурятский автономный округ
(на 30,4%), Камчатская область (на 26,0%), Республика Алтай (на
22,5%), Воронежская область (на 21,3%), Республика Хакасия (на 20,7%),
Хабаровский край (на 13,2%), Свердловская область (на 11,8%), Вологодская
область (на 11,4%), Еврейская автономная область (на 10,8%), Санкт-Петербург
(на 10,1%).
Число погибших увеличилось в 29 регионах страны, и особенно
значительно в Еврейской автономной области (на 48,6%), Агинском
Бурятском автономном округе (на 48,0%), Усть-Ордынском Бурятском
автономном округе (на 26,5%), Республике Алтай (на 15,2%), Курской
области (на 13,5%), Чеченской Республике (на 12,2%), Ставропольском
крае (на 10,3%), Республике Марий Эл (на 10,2%), Республике Дагестан
(на 9,6%), Вологодской области (на 9,2%).
Большинство ДТП (78,8%) связаны с нарушениями Правил
дорожного движения водителями транспортных средств. Из общего количества
таких ДТП 69,4% приходится на долю водителей легковых автомобилей,
10,2% - мототранспорта, 7,9% - грузовых автомобилей, 2,9% - автобусов.
Удельный вес погибших по вине водителей транспортных средств в общем
количестве погибших в ДТП составляет 79,9%.
Из всех ДТП, совершенных вследствие нарушения Правил
дорожного движения водителями транспортных средств, 82,4% приходится
на водителей транспорта, принадлежащего физическим лицам. Количество
таких ДТП за 2004 год увеличилось на 4,1%, число раненых в них -
на 4,9%, а число погибших сократилось на 2,7%.
Преобладание этой категории водителей среди виновников
ДТП непосредственно связано с быстрым ростом обеспеченности населения
легковыми автомобилями. За последние 9 лет она увеличилась более
чем в полтора раза: если в 1995 году на 1000 человек населения приходилось
92 автомобиля, то в 2004 году - уже 159 автомобилей. При этом нередко
владельцы легковых автомобилей становятся участниками дорожного
движения, не получив для этого должной подготовки.
Аварийность на автотранспорте, принадлежащем юридическим
лицам, в 2004 году несколько снизилась: количество ДТП сократилось
по сравнению с 2003 годом на 1,9%, погибших в них - на 5,1%, раненых
- на 2,4%. Однако ДТП с транспортом юридических лиц характеризуется
более тяжелыми последствиями - 13 человек погибших на 100 пострадавших
против 11 человек - в ДТП с транспортом, принадлежащем физическим
лицам.
Принятый в июле 2004 года Федеральный закон № 93-ФЗ,
ужесточающий предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных
правонарушениях меры ответственности за управление транспортным
средством в состоянии опьянения, оказал определенное положительное
влияние на ситуацию с аварийностью. Количество ДТП по вине водителей
транспортных средств в нетрезвом состоянии в 2004 году уменьшилось
по сравнению с предыдущим годом на 9,5%, в том числе допущенных
нетрезвыми водителями индивидуальных автомобилей - на 9,1%. Однако
количество происшествий по вине водителей, находящихся в нетрезвом
состоянии, все еще очень велико. В 2004 году было зарегистрировано
21,6 тысячи таких происшествий, повлекших гибель 3,6 тысячи и ранение
30,4 тысячи человек (соответственно 90,2% и 91,1% к уровню предыдущего
года).
Более 3,7 тысячи несчастных случаев на автодорогах (1,8%
от общего количества ДТП) произошло из-за технической неисправности
транспортных средств.
Степень потенциальной опасности для человека транспортных
средств, участвующих в дорожном движении, характеризуется количеством
погибших на 10 тысяч транспортных средств. В 2004 году этот показатель
составил 10 человек (в 2000 году - 9 человек). Наиболее опасными,
с точки зрения аварийности, являются автобусы: в 2004 году на 10
тысяч автобусов пришлось 63 дорожно-транспортных происшествия. За
ними следуют легковые автомобили (47) и грузовые автомобили (27).
Наезд на пешехода является самым распространенным видом
дорожно-транспортных происшествий (43,5% от общего количества ДТП)
и характеризуется тяжелыми последствиями. Если в среднем по России
число погибших на 100 пострадавших в 2004 году в ДТП составило 12
человек, то при наездах транспортных средств на пешеходов из 100
пострадавших погибает 15 человек. Из общего числа людей, пострадавших
в ДТП, на долю пешеходов приходится более трети.
По вине пешеходов в 2004 году было допущено 25,1% от
общего количества ДТП, в результате которых погибло 8,8 тысячи и
ранено 45,9 тысячи человек; при этом 16,9% таких происшествий произошло
по вине нетрезвых пешеходов.
Детский дорожно-транспортный травматизм в 2004 году
несколько снизился (на 2,5%), но его уровень остается недопустимо
высоким. За прошлый год в 24,3 тысячи ДТП с участием детей до 16
лет погибло 1,4 тысячи (90,0% к 2003 году) и ранено 24,7 тысячи
(97,6%) детей и подростков, что составило соответственно 4,1% и
9,8% от общего количества погибших и раненых.
|