… о региональных аспектах
монетизации льгот
|
Богатые тоже платят
|
На отношение к монетизации в регионах больше влияет
политика, чем экономика
Что нам в итоге оставят - льготы или деньги? Ответ столь
же лукав, как в советские времена на вопрос "будут ли деньги
при коммунизме?" Как известно, оппортунисты считали - что да,
ортодоксы - что нет, а истинные партийцы подходили к делу гибко
- у кого будут, а у кого - уж извините...
Все повторяется. По итогам монетизации льгот эксперты сделали вывод:
в масштабах России полностью (и даже наполовину) заменить льготы
деньгами так и не удалось. Но как ни парадоксально, причиной тому
вовсе не экономические факторы, не сила - слабость и бедность -
богатство регионов. Как правило, дело в "субъективных факторах",
в позиции властей, то есть в политике.
На дискуссии в Институте экономики города в очередной раз обсуждался
"региональный аспект монетизации льгот". "Вместо
монетизации есть немного измененная система натуральных льгот по
категориальному принципу", - считает Анастасия Александрова,
под чьим руководством эксперты подготовили объемный доклад и даже
вывели "индекс монетизации" в регионах. В "передовиках"
процесса к марту 2005 года оказались Тверская, Тюменская и Вологодская
области и Татарстан, в "саботажниках" - Чукотка, Чувашия,
Дагестан, Новгородская и Ульяновская области.
При этом, естественно, учитывался и "вес" льготы - одно
дело 22 копейки при оплате радиоточки и совсем иное - проездной
билет. Любопытно и другое. Эксперты сравнили желаемое и действительное
- намерение регионов что-либо монетизировать в декабре 2004 года
и реальные результаты к марту. Выяснилось, что сделали больше ожидавшегося
Башкирия, Приморский край, Курганская область и Ямало-Ненецкий АО.
Наоборот, отказались от слишком уж глобальных планов на этот счет
Вологодская, Ленинградская и Сахалинская области. Может, повлияли
массовые протесты граждан? - спросили себя эксперты. Выяснилось,
что прямой зависимости тут нет.
Не сказались на итоговых результатах и экономические показатели
регионов. Скорее, можно говорить о попытке регионов так или иначе
выстроить отношения с центральной властью. Ту же Ленинградскую область,
по мнению Лилии Овчаровой (Независимый институт социальной политики),
"никто не похвалил" за монетизацию - и сразу последовал
откат на прежние позиции. А протесты граждан стали хорошим уроком
для политических партий и отдельных деятелей: если после пикета
"невесть откуда" сваливаются 90 миллиардов рублей - надо
запомнить и при случае повторить.
Одна из причин, по которой российское общество неприязненно отнеслось
к монетизации льгот, убеждена Лилия Овчарова, - неожиданное неравенство
"федеральных" и "региональных" льготников, раньше
пользовавшихся практически одинаковыми правами. С ней вполне согласен
Евгений Гонтмахер (Центр социальных исследований и инноваций), добавив,
что в неравном положении оказались также льготники больших городов
и малых - последние представляют собой чистой воды "забытый
полк".
Положение граждан, обеспечивать льготами которых после принятия
122-го Закона обязаны регионы, действительно непростое. Всего насчитывается
11 категорий "региональных" льготников, причем, если три
наиболее значительные из них (ветераны труда, труженики тыла и жертвы
репрессий) удостоены вниманием властей, то с остальными (среди них
малоимущие граждане и простые пенсионеры) в большинстве регионов
все обстоит довольно непросто.
Главный вопрос, на который сейчас ищут ответ во многих регионах:
компенсировать льготы деньгами или оставить их в натуральном виде?
Судя по мартовским исследованиям Института экономики города, монетизация
проводится активнее всего в регионах, не испытывающих особых материальных
трудностей и при этом имеющих большой процент льготников от общей
численности населения. Причем чаще всего компенсируются маловажные
льготы. Жилищно-коммунальные услуги трогать не решаются практически
нигде. Исключение составляет Татарстан: там имеющие право на льготы
сначала платят за квартиру полную сумму, после чего половину этой
суммы им возмещают из регионального бюджета.
А что лучше для самих льготников: льготы или компенсация? Да, возможность
получить "живые деньги" для многих привлекательна. Однако
специалисты опасаются, что, потратив деньги на текущие нужды, льготники
могут отказаться, например, от необходимых лекарств. Но и оставлять
натуральные льготы не имеет смысла. Ведь до принятия 122-го Закона
40 процентов ветеранов труда вообще не имели возможности использовать
положенное им по закону, утверждает Лилия Овчарова. Поэтому зачастую
выбор диктуется одним: спокойнее оставить натуральные необеспеченные
льготы, чем задерживать компенсационные выплаты.
Население тоже относится к этой замене неоднозначно. Опрос 1600
человек в 46 регионах выяснил, что 42 процента россиян поддерживают
монетизацию, 47 процентов - нет, остальные затруднились ответить.
Екатерина ДОБРЫНИНА, Татьяна ЕФРЕМЕНКО.
"Российская газета", 28 апреля 2005 года
|