Rambler's Top100

№ 197 - 198
4 - 17 апреля 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Читайте книги

Избранные демографические труды А. Вишневского. Том I

Русский или прусский?

Этнодемографические процессы в Казахстане и сопредельных территориях. Часть I

Этнодемографические процессы в Казахстане и сопредельных территориях. Часть II

Население и кризисы: национальный вопрос в России и СНГ и этносоциологические проблемы иноземных диаспор

Проблема незаконной миграции в России: реалии и поиск решений

Мигранты, миграция и Украинское государство

По страницам журналов «Народонаселение» и «Вестник Евразии»

Содержание журнала «Population and Development Review»

ПРОБЛЕМА НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ: РЕАЛИИ И ПОИСК РЕШЕНИЙ (ПО ИТОГАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ)

Москва, Гендальф, 2004, 520 страниц


Причины незаконной миграции с точки зрения мигрантов и представителей госструктур (стр. 40)

Место (по частоте ответов)

Причины незаконной миграции согласно ответам

незаконных мигрантов

представителей госструктур

Псковская область

1

Приезд в Россию из-за трудного экономического положения только на время занятости

Нежелание иммигрантов легализовать свои статус в силу временного характера пребывания

2

Ситуация выезда не дала возможности собрать необходимые документы для легального пребывания

Отсутствие для мигрантов информации о процедуре легализации

3

Боязнь обратиться в госструктуры

Слабое законодательное регулирование в области возможной легализации иммигрантов

4

Изначально не имели никаких документов для въезда и пребывания

Боязнь мигрантов обратиться в госструктуры

Оренбургская область

1

Незнание действующих российских законов, правил въезда и пребывания

Недостаточно эффективная деятельность пограничных и миграционных служб

2

Изначально не имели никаких документов для въезда и пребывания

Слабое законодательное регулирование в области возможной легализации иммигрантов

3

Приезд в Россию из-за трудного экономического положения только на время занятости

Въезд иммигрантов по экономическим мотивам

4

Боязнь обратиться в госструктуры

Существование каналов перевозки мигрантов в Россию

5

 

Отсутствие для мигрантов информации о процедуре легализации

Распределение мигрантов по странам выезда, % (стр. 93-94)

Страна

С.-Пете-рбург

Саратов

Став-рополь

Улан-Удэ

Хаба-ровск

Влади-восток

В среднем по шести регионам

Украина

19,5

11,1

2,7

-

3,5

3,8

6,2

Белоруссия

8,0

3,0

0,9

-

-

-

1,6

Молдавия

-

4,0

-

-

2,0

-

1,0

Грузия

0,9

6,1

29,2

3,2

5,0

-

6,5

Армения

0,9

14,1

20,9

4,2

21,4

5,2

11,8

Азербайджан

2,7

5,1

10,0

8,4

6,0

6,6

6,4

Казахстан

18,6

26,3

6,4

-

2,5

2,0

7,7

Киргизия

1,8

2,0

0,9

2,1

1,0

0,5

1,2

Таджикистан

5,3

9,1

1,8

-

2,5

4,2

3,8

Туркмения

-

7,1

-

-

-

-

0,9

Узбекистан

5,3

12,1

5,5

1,1

4,0

7,1

5,8

Латвия

0,9

-

2,7

-

-

1,0

0,7

Эстония

-

-

0,9

-

-

-

0,1

Итого СНГ и Балтия

63,9

100,0

81,9

19,0

47,9

30,0

53,7

Китай

9,8

-

2,7

68,3

50,1

61,7

37,0

Монголия

-

-

-

2,1

-

-

0,2

Вьетнам

3,6

-

5,4

-

1,5

7,1

3,4

Камбоджа

-

-

-

1,1

-

-

0,1

Индия

3,5

-

-

-

-

-

0,5

Шри-Ланка

3,5

-

-

-

-

-

0,5

Пакистан

0,9

-

-

-

-

-

0,1

Палестина

1,7

-

-

-

-

-

0,2

Афганистан

0,9

-

7,4

-

-

-

1,1

Корея

1,7

-

0,9

9,5

-

-

1,5

Франция

1,7

-

-

-

-

-

0,2

Турция

-

-

-

-

0,5

-

0,1

Эфиопия

-

-

0,9

-

-

-

0,1

Бурунди

0,9

-

-

-

-

-

0,1

Замбия

1,7

-

-

-

-

-

0,2

Камерун

0,9

-

0,9

-

-

-

0,2

Кения

0,9

-

-

-

-

-

0,1

Австралия

0,9

-

-

-

-

-

0,1

Боливия

1,7

-

-

-

-

-

0,2

Колумбия

0,9

-

-

-

-

-

0,1

США

-

-

-

-

-

1,0

0,2

Ямайка

0,9

-

-

-

-

-

0,1

Всего

100

100

100

100

100

100

100

Распределение оценок работы в целом, заработков, жилья и бытовых условий, питания, медицинского обслуживания, отношений между соотечественниками, отношения местного населения, отношения со стороны российских властей, семейно/личной жизни мигрантов, баллов (стр. 143)

Оценка по пятибальной шкале (5 – отлично, 1 – плохо)

С.-Пете-рбург

Саратов

Став-рополь

Улан-Удэ

Хаба-ровск

Влади-восток

В среднем по шести регионам

Работы в целом (удовлетворенность) в России

3,43

3,34

3,31

3,92

3,4

3,86

3,53

Заработки

3,11

3,05

3,3

3,67

3,54

3,49

3,35

Жилье и бытовые условия

3,66

3,28

3,21

4,04

3,5

3,75

3,59

Питание

3,58

3,96

3,38

3,97

3,9

4,1

3,79

Медицинское обслуживание

3,24

3,58

2,39

2,95

2,81

3,19

3,01

Отношение между соотечественниками

4,16

4,33

3,88

4,26

4,14

4,45

4,19

Отношение местного населения

3,45

3,88

3,12

3,64

3,62

3,32

3,5

Отношение со стороны российских властей

2,93

3,36

2,46

3,02

2,96

2,89

2,93

Семейная/личная жизнь

3,5

4,31

3,48

3,06

3,67

3,82

3,63

Ответы на вопрос: "Какие из указанных стратегий в отношении незаконной иммиграции кажутся Вам целесообразными в настоящее время?", человек (стр. 191-192)

Стратегия

Это необхо-димо и реально

Это нужно, но пока нереально

Этого нельзя делать

Усиление контроля на границах

64

15

1

Введение визового режима со странами СНГ

40

21

9

Ужесточение визового режима с Китаем и другими странами – поставщиками незаконных мигрантов

55

15

5

Ужесточение контроля на территории, быстрая депортация нарушителей миграционного законодательства

45

29

-

Введение миграционной полиции

45

23

4

Ужесточение санкций к работодателям, незаконно предоставляющим работу иностранцам

62

15

3

принятие мер, направленных на легализацию части иммигрантов, способных принести пользу региону

51

19

9

Упростить/удешевить процедуры получения разрешения на наем иностранных работников для работодателей

18

10

43

Упростить/удешевить процедуры получения разрешения/подтверждения на право работать для мигрантов

25

17

29

Взгляды вьетнамцев на близкие отношения с россиянами, % (стр. 403)

Ответ

Москва

Владивосток

С.-Петербург

«Вы хотели бы вступить в брак с гражданином (гражданкой) России?»

Уже состою в браке с гражданином (гражданкой) России

6,7

6,3

7,1

Да, хочу

19,2

28,8

7,1

Нет, не намерен(а)

37,5

22,5

35,7

Не задумывался(лась) над этим

25

23,8

38,1

Я против таких браков

9,6

7,5

7,1

Не дали ответа

1,9

11,3

4,8

«Если кто-либо из Ваших родственников заключит брак с гражданином (гражданкой) России, как Вы к этому отнесетесь?»

Мне это безразлично

28,8

33,8

50

Это было бы желательно

21,2

27,5

4,8

Я был бы против

18,3

5

14,3

Нет определенного мнения

30,8

30

31

Не дали ответа

1

3,8

0

«Хотели бы Вы, чтобы Ваши дети поселились в России?»

Да

28,8

42,5

19

Нет

23,1

5

11,9

Не задумывался(лась) над этим

43,3

52,5

54,8

Приехал учиться (временно работать)

3,8

0

11,9

Не дали ответа

1

0

2,4

Численность иностранной рабочей силы (ИРС) из западных стран СНГ в России, тыс. человек (стр. 449-450)

Показатель

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

ИРС в России из всех стран

281,1

292,2

241,5

242,3

211,4

213,3

283,7

ИРС из западных стран СНГ

112,1

118,4

86,5

84,2

71,5

76,1

105,2

В том числе:

из Белоруссии

11,1

10,3

1

0

0

0

0

из Молдавии

6,7

9,4

8,9

10,5

8,6

11,9

13,3

с Украины

94,2

98,7

76,6

73,7

62,9

64,1

91,9

Примечание. В рамках Союзного договора, который был заключен между Россией и Белоруссией, все белорусы, официально работающие на территории России, пользуются одинаковыми правами с россиянами (стаж, социальные выплаты и др.). С 1997-1998 гг. они перестали выделяться как иностранная рабочая сила.

Сборник статей подготовлен по результатам широкомасштабного социологического исследования незаконной миграции в/через Россию. Исследование проведено в 2001-2002 годах Московской исследовательской программой Международной организации по миграции в 12 регионах России, где было опрошено более 3 тысяч незаконных мигрантов из стран бывшего СССР и дальнего зарубежья, а также около 250 экспертов (работников государственных органов, работодателей, ученых и представителей общественных организаций).

Содержание

Об авторах

Предисловие (Марк Гетчел, Галина Витковская)

Часть 1. Незаконная миграция: правовые подходы

Алла Ястребова. Правовые аспекты проблемы незаконной миграции в России

Часть 2. Ситуация в регионах России

Дмитрий Полетаев. Региональные аспекты незаконной миграции в Россию
Елена Тюрюканова. Мигранты на неформальном рынке труда в Москве
Евгений Красинец. Незаконная миграция на южных рубежах России

Часть 3. Ситуация на российских границах

Виктор Носатов. Незаконная миграция в России: взгляд с государственной границы
Жанна Зайончковская, Юлия Флоринская. Незаконная миграция в российско-казахстанских приграничных районах

Часть 4. Специфические группы мигрантов

Виля Гельбрас. Мигранты из Китая и становление китайских землячеств в России
Павел Лешаков. Положение корейских мигрантов в России
Владимир Мазырин. Вьетнамские мигранты в современной России: пути проникновения, образ жизни, отличительные черты и особенности
Татьяна Иванова. Незаконные мигранты из Афганистана на территории России
Елена Долгих. Трудовые мигранты из Молдавии в России (по данным социологических опросов в поездах "Кишинев - Москва - Кишинев")

Основные результаты исследования

Principal Findings of the Project

О Международной организации по миграции

About IOM Moscow Migration Research Programme

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.