|
 |
Наш
человеческий капитал |

|
Над темой номера работал Ростислав КАПЕЛЮШНИКОВ
|
Соответствуют ли амбиции нашей образованности амуниции
нашей экономики?
Трансформационный кризис не смог прервать тенденцию
к опережающему росту численности работников с высшим образованием:
спрос на него со стороны населения в 1990-е годы продолжал устойчиво
повышаться.
В настоящее время почти две трети российских работников
(62%) имеют либо высшее, либо среднее специальное образование (табл.
5). На долю выпускников ПТУ сейчас приходится 15,3% всех занятых,
на долю выпускников средних школ - 16,2%. В то же время малообразованных
работников (окончивших неполную среднюю или начальную школу) насчитывается
немногим более 6% (соответственно 5,6% и 0,9%). Фактически можно
говорить о почти полном вымывании из российской экономики работников,
не пошедших дальше начальной школы. Не удивительно, что по формальным
признакам российская рабочая сила предстает сегодня как одна из
самых высокообразованных в мире6.
Таблица 5. Образовательная структура занятого населения
России по данным переписей 1989 и 2002 годов, %
Группы по уровню образования
|
1989
|
2002
|
высшее профессиональное
|
14,8
|
23,3
|
неполное высшее профессиональное
|
-
|
-
|
среднее профессиональное
|
25,8**
|
38,7**
|
начальное профессиональное
|
18,0
|
15,3
|
среднее (полное) общее
|
21,0
|
16,2
|
основное общее
|
13,7
|
5,6
|
начальное общее, не имеют начального общего
|
6,8
|
0,9
|
Итого
|
100
|
100
|
* Без учета лиц, не указавших уровень образования.
** Неполное высшее и среднее профессиональное.
Данные ОЭСР (рис. 5 и табл. 6) показывают, какая доля
населения в возрасте 25-64 года в различных странах мира обладает
образованием не ниже вторичного (то есть полным средним или начальным
профессиональным) и какая - третичным (то есть высшим или средним
профессиональным). Сравним, как оценки по России, рассчитанные с
использованием данных переписи населения 2002 года, соотносятся
с аналогичными оценками по другим странам мира.

Рисунок 5. Доля лиц с вторичным образованием и выше
и с третичным образованием среди населения в возрасте 25-64 года,
2002, %
Таблица 6. Доля лиц с вторичным образованием и выше
и с третичным образованием среди населения в возрасте 25-64 года,
2002, %*
Страны
|
Доля лиц с вторичным образованием (не ниже полного среднего
или начального профессионального)
|
Доля лиц с третичным образованием (высшим или средним
профессиональным)**
|
Канада
|
83
|
43 (21)
|
США
|
87
|
38 (29)
|
Япония
|
84
|
36 (20)
|
Швеция
|
82
|
33 (18)
|
Финляндия
|
75
|
33 (16)
|
Австралия
|
61
|
31 (20)
|
Норвегия
|
87
|
31 (28)
|
Великобритания
|
84
|
27 (19)
|
Южная Корея
|
70
|
26 (18)
|
Испания
|
42
|
24 (17)
|
Франция
|
65
|
24 (12)
|
Германия
|
83
|
23 (13)
|
Венгрия
|
71
|
14
|
Польша
|
82
|
12
|
Чехия
|
88
|
12
|
Словакия
|
86
|
11 (10)
|
Россия
|
89
|
57 (21)
|
* По данным ОЭСР
** В скобках указана доля лиц с высшим образованием
В России доля лиц с образованием не ниже вторичного
является самой высокой среди всех вошедших в нашу выборку стран
- 89%. Впрочем, практически такие же показатели демонстрируют Чехия,
США, Норвегия, Словакия и некоторые другие страны. Гораздо удивительнее,
что Россия оказывается лидером и по доле лиц с третичным образованием
(57%). Это почти на 15 процентных пунктов больше, чем у следующей
за ней Канады - 43%, и в несколько раз выше, чем в других постсоциалистических
странах, где данный показатель не выходит за пределы даже 15%. Конечно,
в значительной мере "первенство" России обеспечивается
сверхвысокой пропорцией лиц, имеющих среднее профессиональное образование.
Однако и по доле лиц с высшим образованием (21%) Россия относится
к числу безусловных лидеров, уступая только Норвегии и США. Этот
результат нельзя не признать феноменальным - особенно если мы примем
во внимание резкое отставание России от включенных в табл. 6 стран
по показателям экономического развития.
Однако у этого достижения есть оборотная сторона. Сопоставление
распределения российских работников по уровням образования с их
распределением по профессиям приводит к выводу, что уже сейчас многие
из тех, кто получили высокую формальную подготовку, оказываются
вынужденными занимать рабочие места, не требующие высокой квалификации
или даже не требующие никакой квалификации вообще.
6 - Впрочем, если измерять накопленный человеческий
капитал не в уровнях образования, а в годах обучения, то картина
оказывается далеко не столь радужной. Так, в 2002 году среднее ожидаемое
количество лет обучения по всем странам мира составляло 15,3 года.
Оценка по России была почти на целый год ниже среднемировой - 14,5
года. Еще существеннее было ее отставание от группы наиболее развитых
стран, достигавшее 3,1 года.
|