Rambler's Top100

№ 181 - 182
6 - 19 декабря 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Маргинализация российской смертности

Насильственных смертей в России больше, чем мы думаем

Что скрывается за «другими болезнями сердца»?

Неточно обозначенные состояния «ненужных» людей

Перед смертью равны не все

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Маргинализация российской смертности
Оскар Рабин. Натюрморт с рыбой и газетой "Правда". Oscar Rabin. Still life with fish and the "Pravda"(1968)

Над темой номера работали

Алла ИВАНОВА

Виктория СЕМЕНОВА

Елена ДУБРОВИНА

Неточно обозначенные состояния "ненужных" людей

Какова вообще достоверность наших знаний об истинных уровнях смертности от отдельных причин? В поисках ответа на этот вопрос имеет смысл обратиться к анализу такого класса причин смерти как "Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках". Интерес к этому классу обусловлен несколькими моментами.

Один из них заключается в том, что смертность от причин, входящих в этот класс, выросла в постсоветский период максимальными темпами на фоне всех других причин смерти, в результате чего доля неточно обозначенных состояний увеличилась с 0,8% до 4% в мужской и с 0,8% до 5,5% в женской популяциях. Их ранг передвинулся соответственно с 9-10 места в структуре причин смерти в 1985 году до 5-4 - в 2002 году. В ряде российских территорий (Воронежской, Курганской, Калининградской, Самарской и других областях), где отмечаются максимальные уровни смертности от неточно обозначенных состояний, они занимают второе после болезней системы кровообращения место, заметно опережая травмы. Рост смертности от неточно обозначенных состояний в несколько раз отмечается во всех возрастных группах российского населения, при этом темпы роста смертности от этих причин значительно опережали рост общей смертности в этих группах (рис. 5).

Рисунок 5. Темпы роста смертности российского населения от всех причин и класса "неточно обозначенные состояния" в 1985-2002 годах

Следующее обстоятельство заключается в том, что согласно МКБ - и настоящего, и предыдущего пересмотров, - в этот класс входят 13 блоков, 12 из которых включают огромное число симптомов и отклонений от нормы, касающихся всех сфер жизнедеятельности, однако большинство случаев смерти от неточно обозначенных состояний концентрируются в одном блоке "Неточно обозначенные и другие причины смерти", куда входят такие, например, причины, как "мгновенная смерть", "смерть без свидетелей" (обнаружение трупа при обстоятельствах, не позволяющих установить причину смерти), а также "неизвестная причина смерти", т.е. те причины, которые в российских реалиях 90-х годов, заставляют вспомнить в первую очередь о насильственной смертности, особенно в молодых и трудоспособных возрастах, когда общая смертность определяется травмами и отравлениями.

Анализ индивидуальных свидетельств о смерти на одной из российских территорий показал, каким образом стал возможен беспрецедентный рост смертности от неизвестных причин в реформенный период, если только не допустить массовую дисквалификацию судебно-медицинских экспертов. Итак, оказалось, что основная масса умерших от неточно обозначенных состояний во всех возрастах были обнаружены в состоянии разложения - дома, на природе, в реке, а также в местах весьма экзотических - например, в теплотрассе или в водосточной трубе5. По сути, это означает, что речь идет в основном о случаях смерти людей, утративших социальные контакты и связи, вследствие чего их исчезновение никого не обеспокоило. Нельзя исключить, что часть подобных случаев определяется криминальными разборками, но их жертвами, как правило, также вряд ли можно отнести к социально адаптированным слоям населения.

Таким образом, можно со значительной долей уверенности утверждать, что под маской класса "Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках" скрывается смертность маргинальных групп населения от преимущественно неестественных и насильственных причин. Темпы роста смертности от причин данного класса в реформенный период дают представление о том, каковы масштабы и скорость увеличения таких групп.


5 - Семенова В.Г., Гаврилова Н.С., Евдокушкина Г.Н., Гаврилов Л.А. Качество медико-статистических данных как проблема современного российского здравоохранения // Общественное здоровье и профилактика заболеваний. М., 2004, № 2. С. 11-19; Семенова В.Г., Дубровина Е.В., Гаврилова Н.С., Евдокушкина Г.Н., Гаврилов Л.А. О проблемах травматической смертности в России (на примере Кировской области) // Общественное здоровье и профилактика заболеваний. М., 2004, № 3. С. 3-10.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)