Rambler's Top100

№ 171 - 172
27 сентября - 10 октября 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Новые известия" о докладе ЮНФПА "Народонаселение мира"
"Ytro.Ru" о демографической ситуации в России
"RBC daily" о демографических и миграционных прогнозах
"The Times" о здоровье и смертности в России
"RBC daily" о здоровье населения России
"Известия" о сокращении программ по охране здоровья
"Зеркало Недели" о внутрибольничных инфекциях
"Время новостей" и "Независимая газета" о грядущих новациях в системе регистрации
"Известия" о проблемах с регистрацией в Москве
"RBC daily" о предложениях "закрыть Москву"
"Известия" о борьбе с нелегалами в Москве
"Профиль" о мигрантах в Москве
"Российская газета" о системе регистрации в европейских странах
"Российская газета" о рабочей группе по "иммиграционной амнистии"

"RBC daily" об отношении к мигрантам в Европе
"Коммерсантъ" о биометрическом "наполнении" российских паспортов
"Известия" об осеннем призыве
"Профиль" о кавказо- и русофобии
"United Press International" об исламском факторе в России
"Известия" об отношении российского общества к скинхедам
"Время новостей" о "религиозных свободах" глазами госдепа США
"Новые известия" об интеллектульной миграции
"RBC daily" о рынке образования
"Новые известия" о наказаниях за супружескую измену
"RBC daily" об уровне жизни в послеколониальной Африке
"Российская газета" о доходах и уровне жизни в России
"Bremer Nachrichten" о "бесследно пропавших" в России
"Российская газета" о смертной казни

… о мигрантах в Москве

Общий рынок

Лозунг "Москва для москвичей" можно воплотить в жизнь. Только не следует потом удивляться, если жизнь в столице станет значительно дороже.
"Я уеду, наверное, - говорит бакинец Хасан. - Тяжело стало. Недобрые все очень. А чем я это заслужил?" Хасан работает в магазинчике, где сотрудники нашей редакции постоянно покупают сигареты и прочую мелочь. Дома у него жена и двое детей. Рабочий день начинается в 9 утра и заканчивается заполночь. Получает 9 тыс. рублей в месяц. Хозяин магазина - тоже азербайджанец, взял его по знакомству, тем более что москвичи на такую работу не очень-то рвутся.
Большинство мигрантов опасаются не столько бритоголовых (погромы случаются не каждый день) и стихийного "почвенничества" московской милиции, сколько недобрых взглядов в толпе. Понять их можно. Москвичи, которые в начале 90-х годов посещали Таллин или Львов, знают, что это такое - никто особенно не хамит и не требует убираться домой, но чувствуешь себя очень некомфортно.
"В Москве неуютно, - соглашается его земляк Тофик, который торгует на Черемушкинском рынке овощами. - Вроде бы я столичный уклад жизни нарушаю и воздух порчу своим присутствием. Я 12 лет здесь занимаюсь торговлей, в Москве не новичок. Повидал всякое. И скажу так: при прежних правителях власть не позволяла себе издеваться над кавказцами. Правда, тогда на Кавказе не воевали, и милиция другая была, и армия, и народ. А сегодня, мне кажется, к бродячим собакам у московских властей уважения больше, чем к нам. Мы как бы вообще не люди, в лучшем случае - "лица".
Рост ксенофобии уже приносит вполне конкретные плоды. Ведь от нее страдают не только выходцы с Кавказа или из Средней Азии, но и украинцы или молдаване. То есть именно те мигранты, которых, по идее, российские власти должны охотно принимать на своей территории. По данным научного руководителя Центра социальных исследований и инноваций Евгения Гонтмахера, потоки миграции из стран СНГ начали уходить из России в дальнее зарубежье. Так, все больше молдаван предпочитают ехать на заработки в Италию, а украинцы начали осваивать Португалию, где к ним относятся на порядок лучше, чем в России. Неквалифицированная рабочая сила нужна везде, а украинцы в глазах португальцев имеют множество преимуществ перед мигрантами из того же Алжира - как-никак европейцы. Их место в перспективе могут занять выходцы из Средней Азии и Дальнего Востока, которым, кроме России, больше ехать некуда.
Антитеррор на стройке
Строительство по праву считается одной из самых "мигрантоемких" отраслей экономики. Дешевая рабочая сила в лице таджикских, молдавских, кавказских гастарбайтеров пользуется спросом при строительстве как типовых, так и элитных зданий, а также дач, коттеджей, особняков, сараев и прочих сооружений. Причем чаще именно элитных. Дело в том, что комплексные или массовые застройки ведутся, как правило, крупными строительными компаниями, тесными узами связанными с московскими властями. Это многотысячная, раздутая до максимума, но горячо любимая московским мэром армия штатных строителей. Гигантам вроде московских ДСК нанимать нелегалов невыгодно - своих надо чем-то занять.
Совсем другое дело - какая-нибудь относительно небольшая фирма, которая заплатила бешеные деньги за участок в престижном районе Москвы и строит там отдельно стоящий дом с претензией на элитность. Дешевая рабсила из нелегалов (постоянных рабочих у таких фирм, как правило, нет - объемы не те) - один из способов сэкономить на издержках.
Нелегальные рабочие получают в 2-3 раза меньше, чем легальные. Их проще "кидать", они не защищены никаким трудовым законодательством. Легализовывать их, во-первых, хлопотно, во-вторых - дорого. За разрешение на прием на работу иностранца надо заплатить 4 тыс. рублей.
Очень часто состав строительной бригады мелких фирм меняется каждый божий день. Рано утром к стройплощадке подходят люди, отработали до вечера, получили что причитается - исчезли. Кстати, поденная оплата труда, пусть и копеечная, - еще далеко не худший вариант. В сводках ГУВД полно сюжетов о том, что на очередной стройке обнаружили самых настоящих рабов - азербайджанцев ли, таджиков - в общем, приезжих, которые строили элитные здания без всякой надежды хоть на какую-то зарплату. Работают такие рабы за еду и ночлег, паспорта - для верности - у них отбирают.
Число нелегалов, работающих на московских стройках, подсчету не поддается. Отделы кадров компаний не в состоянии контролировать даже число рабочих, находящихся в подчинении у прорабов. Что уж там говорить об анкетных данных.
Московские власти давно мечтают извести нелегалов с московских строек, однако это у них не очень-то получается. Внешний контроль за строительными площадками - занятие малоэффективное. На сегодняшний день это выглядит так: плановые проверки стройплощадок регулярно осуществляют и Госстрой, и московские власти. После крушения "Трансвааль-парка" количество рейдов существенно увеличилось. Однако, во-первых, о них всегда известно заранее, а во-вторых, застать врасплох зазевавшихся на объекте гастарбайтеров довольно сложно - в самый интересный момент они исчезают, как тени в полдень.
Кроме того, в рамках борьбы с террором московское правительство предпринимает меры для усиления охраны крупнейших строящихся объектов. В частности, стройплощадки в Куркино, новую библиотеку МГУ и башню "Федерация" в Москва-Сити охраняют сотрудники частных охранных предприятий. Их основная задача - не допускать на стройплощадки "лиц восточной национальности" (именно такая национальность, по мнению московских властей, у настоящих террористов).
Желание навести этническую чистоту на московских стройках имеет, похоже, политическую, а не экономическую подоплеку. Заменить нелегальных мигрантов на стройплощадках просто некем. "Вопрос не в том, что рабочие одинаковой квалификации из Москвы и приезжие получают по-разному, - рассказывает генеральный директор одной из небольших московских строительных компаний. - Хотя, скажем, работающий в Москве молдаванин все равно получает примерно в полтора раза меньше, чем москвич. Как правило, приезжие нанимаются на черную неквалифицированную работу, которую москвичи не будут делать ни за какие деньги или будут делать откровенно плохо. Нет выбора - тут или нанимай нелегалов, или оставайся без рабочей силы вообще".
Мытищинский интернационал
Несмотря на очевидный рост ксенофобских настроений, москвичи также не собираются отказываться от услуг строителей из числа нелегальных иммигрантов. Участок Ярославского шоссе возле Мытищинского рынка - знаковое место для московского черного рынка труда. Здесь за считанные минуты можно нанять рабочих любых строительных специальностей, причем гораздо дешевле, чем в Москве.
Впрочем, сейчас эта биржа переживает не лучшие времена. Еще в мае ищущие работу гастарбайтеры стояли вдоль дороги сплошными рядами. Сейчас здесь в основном небольшие группы по 10-20 человек, которые собираются возле автобусных остановок поближе к въезду в Москву.
"Совсем здесь все захирело, - говорит ветеран мытищенской биржи Слава, который уже третий год приезжает в Москву на заработки из Воронежа. Раньше даже в сентябре каждый день по 400-500 человек здесь толклось, а сейчас, сами видите, не больше сотни. Для тех, кто умеет себя здесь вести, это даже хорошо. Конкуренции меньше, денег больше. В Мытищах из-за безлюдья расценки на работу по сравнению с началом лета выросли в два раза. Еще в июне на неквалифицированную работу можно было найти людей по 250-300 рублей в день, а сейчас меньше 500 никто не берет. Но все равно это гораздо дешевле, чем у москвичей".
По словам рабочих, цены выросли благодаря усилиям милиции. Сейчас редкий день обходится без облавы, многие от этого устают. "Я так думаю, с борьбой с терроризмом это все не связано, - продолжает Слава. - Здесь внутренние разборки. Говорят, этим летом недалеко отсюда таджики арматурой избили двоих ментов, вот они и звереют".
Кстати, вопреки распространенному мнению, вдоль обочины стоят не только иностранцы. Примерно треть рабочих - россияне, выходцы из провинции, приехавшие в Москву на заработки. Отличить их в толпе от иностранцев невозможно: такие же гастарбайтеры, работающие за те же деньги. Российский паспорт ни от чего не спасает - им точно так же достается от милиции, их точно так же "кидают" клиенты. Среди рабочих, предлагающих свои услуги в Мытищах, есть кто угодно (говорят, в прошлом году здесь видели даже одного японца). Кроме москвичей. Москвичи - это клиенты. "На самом деле здесь примерно всех поровну, - объясняет Слава. - Больше всех молдаван, хохлов, русских, таджиков, узбеков".
В отличие от славянских гастарбайтеров, таджики держатся кучкой - как правило, это земляки, они знали друг друга еще на родине. Эмомали приехал на заработки в Москву из Душанбе, где у него осталась семья - родители и девять братьев и сестер. Дома он студент, здесь - гастарбайтер. "Всего за сезон, с мая по октябрь, удается заработать $800-1000, - рассказывает Эмомали. - На них год и живем, до следующего сезона".
Во время беседы с тезкой президента Таджикистана его бригадир договаривался с потенциальными клиентами, подъехавшими к обочине. Предлагали достроить дом в Подмосковье. Условия предложил вполне сносные - $300 на каждого в месяц без еды и жилья. Закончить переговоры так и не удалось. "Менты!" - пронеслось в толпе. Таджики, явно более опытные, сразу же разбежались. Страшно размахивавший дубинкой старшина милиции не успел подойти к остановке и на сто метров, а их уже как ветром сдуло. Украинцы и белорусы отошли чуть в сторону. Ими милиция, похоже, не очень интересовалась.
В итоге борьбы с нелегальной иммиграцией и тем более борьбы с террором так и не получилось - досталось двум бомжеватого вида россиянам, получившим дубинкой по спине, а также троим студентам из Пскова, которые вообще вышли на Ярославское шоссе впервые, - летом они подрабатывали на строительстве торгового центра "Ашан" в ближнем Подмосковье. У них без лишних слов отобрали паспорта, а потом отвели в автобус передвижного пункта милиции.
Таджики тем временем организованно отошли к следующей автобусной остановке и продолжили прерванный разговор с владельцем синей десятки. "У меня паспорт и регистрация есть, но я их с собой не ношу, целее будут, - сказал запыхавшийся Эмомали. - Какой смысл? Протягиваешь им регистрацию, они ее рвут и говорят - все, нет у тебя больше регистрации. Так и так 500 рублей нужно им платить, а новые документы оформлять долго и дорого". Усилиями московской милиции разница между легальными и нелегальными иммигрантами почти стерлась.
Когда наведение правопорядка закончилось и страсти улеглись, оказалось, что милиционеры знают многих мытищенских старожилов в лицо, а некоторых и по именам. Уже через пятнадцать минут у автобуса с задержанными стояла группа парламентеров, которые о чем-то оживленно беседовали с сотрудниками милиции. Правоохранители были настроены вполне конструктивно. И даже решили посодействовать прессе. "Вы лучше с настоящими рабочими поговорите, которые здесь давно, они больше расскажут", - посоветовал корреспонденту "Профиля" старшина, который полчаса назад весьма резво бегал за этими самыми рабочими с дубинкой.
"С этим рынком бессмысленно бороться, - говорит Александр из Тулы, который уже второй год колымит в Мытищах. - Спрос на рабочих все равно большой, работа есть. В Москве расценки на работу в два-три раза выше, чем в провинции, а у таджиков дома вообще работы нет, так что ехать все равно будут. Мне вон менты говорят - езжай домой, делай автоматы. Козлы".
Разгон нелегалов - что-то вроде ежедневного церемониала. Похоже, и рабочие, и милиция это прекрасно понимают. Кстати, по заверениям рабочих, свой сизифов труд милиция делает вполне бескорыстно, никаких централизованных поборов с гастарбайтеров нет. "А чего с нас возьмешь? - говорит Сергей из Харькова. - По 100-200 рублей? Для милиции это не деньги. Однажды, правда, собрали целый автобус таджиков и отвезли в отделение - им там нужно было какую-то траншею выкопать".
Человек за рулем
Общественный транспорт - единственная отрасль городского хозяйства, где московские власти изменили своей привычной неприязни к приезжим. Впрочем, подобная толерантность возникла не от хорошей жизни - сидеть за баранкой автобуса или троллейбуса у москвичей считается непрестижно и тяжело, поэтому московские власти в свое время официально объявили о привлечении на работу в автобусные и троллейбусные парки мигрантов из ближнего зарубежья.
"Если убрать всех иностранцев с московского рынка труда, то город встанет, - уверен эксперт фонда "Институт экономики города" Алексей Родионов. - Около трех четвертей всего водительского состава на автобусах, троллейбусах, трамваях и маршрутках - иностранцы. Условия работы водителей таковы, что там соглашаются работать только приезжие".
Похожая ситуация и в частном извозе. "Относительно числа извозчиков нет даже экспертных оценок, - говорит Алексей Родионов. - Теоретически в небольших городах можно посчитать количество машин в местах генерирования большого пассажиропотока (например, на вокзалах). Но в Москве таких мест очень много. Если число нероссийских граждан среди водителей резко сократится, то это неминуемо повлечет за собой увеличение цен в маршрутных и обыкновенных такси".
В общем, осуществление лозунга "Москва для москвичей" может очень дорого стоить самим москвичам. И далеко не факт, что лишние расходы гарантируют безопасность, ведь московская милиция не станет работать лучше оттого, что из города исчезнут все темноволосые граждане.
Однако отказываться от лозунга тоже никто не собирается. Поскольку такой отказ тоже будет многим дорого стоить. "Оставлять мигрантов на нелегальном положении выгодно властям. Для той же милиции это постоянный источник доходов", - говорит Евгений Гонтмахер. Поэтому московские власти не устанут требовать ужесточения порядка регистрации, а "борьба с терроризмом" на стройках и рынках будет только усиливаться.

Дмитрий МИНДИН, Оксана НАДЫКТО. "Профиль", 27 сентября 2004 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)