|
Почти каждый десятый становится жертвой несчастного
случая или насилия
Несчастные случаи, отравления и травмы занимают четвертое
место среди основных групп причин смерти (одновременно являясь одним
из трех крупных классов причин смерти, о которых речь шла выше)
- после болезней системы кровообращения (29,3% умерших в 2002 году),
инфекционных и паразитарных болезней (19,1%) и злокачественных новообразований
(12,5%). В этом классе причин наиболее значительное влияние на смертность
оказывает дорожно-транспортный травматизм (2,1%), самоубийства (1,5%),
а также иные непреднамеренные действия, помимо дорожно-транспортных
происшествий, утоплений, падений, отравлений и пожаров (1,6%). По
всем выделенным видам несчастных случаев, кроме пожаров, наблюдается
существенный перевес смертности мужчин над смертностью женщин (рис.
10). Особенно велики различия по доле умерших в результате военных
действий (0,5% умерших мужчин и 0,1% женщин), убийств (1,5% против
0,4%) и дорожно-транспортных происшествий (2,9% против 1,2%).
Рисунок 10. Умершие в результате несчастных случаев,
отравлений и травм по основным причинам смерти, оценка ВОЗ на 2002
год, млн. человек
В трех крупных регионах, выделяемых ВОЗ, несчастные
случаи, отравления и травмы занимают третье место среди основных
причин смерти, хотя и со значительным отрывом от первых двух. В
Европе на них пришлось в 2002 году 8,3% смертей (от болезней системы
кровообращения - 51,5%, злокачественных новообразований - 19,2%),
в Северной и Южной Америке - 9,1% (от болезней системы кровообращения
- 32,3%, злокачественных новообразований - 18,7%), в Восточном Средиземноморье
- 9,4% (от болезней системы кровообращения - 26,0%, инфекционных
и паразитарных болезней - 23,0%).
В двух из 14 субрегионов несчастные случаи, отравления
и травмы выходят на 2-е место среди основных причин смерти. В Восточном
Средиземноморье с низкой смертностью и детей, и взрослых (Средиземноморье
- В). На них пришлось в 2002 году 16% смертей (на болезни системы
кровообращения - 40%, на злокачественные новообразования - 11%).
А в Европейском субрегионе с низкой смертностью детей и высокой
смертностью взрослых (Европа - С) от несчастных случаев, отравлений
и травм умирает почти столько же людей, сколько от злокачественных
новообразований - соответственно 13,0% и 13,3% (от болезней системы
кровообращения - 60%).
Регионы различаются и значением отдельных видов несчастных
случаев для смертности населения (рис. 11). Так, в Северной и Южной
Америке убийства оказывают на смертность даже несколько большее
влияние, чем дорожно-транспортные происшествия. В западных регионах
Тихоокеанского бассейна и Европе больше всего смертей происходит
в результате самоубийств. Наибольшая доля умерших в результате дорожно-транспортного
травматизма была зафиксирована в Восточном Средиземноморье - 3,2%,
или 26 умерших в расчете на 100 тысяч человек.
Рисунок 11. Распределение умерших в результате несчастных
случаев, отравлений и травм по основным причинам смерти и крупным
регионам мира, оценка ВОЗ на 2002 год, % от общего числа умерших
Наибольшие различия по коэффициенту смертности от несчастных
случаев, отравлений и травм наблюдаются в пределах одного региона
- от 46 на 100 тысяч человек в европейском субрегионе с очень низкой
смертностью (и детей и взрослых) - до 205 на 100 тысяч человек в
европейском регионе с низкой смертностью детей и высокой смертностью
взрослых. К первому тяготеют другие субрегионы с очень низкой смертностью
и детей, и взрослых (в Америке и Тихоокеанском бассейне), а также
европейский регион с низкой смертностью и детей, и взрослых. В остальных
субрегионах значение этого показателя варьируется от 62 в американском
субрегионе с высокой смертностью и детей, и взрослых до 111 в аналогичном
африканском субрегионе. В субрегионе Европа-С, объединяющем бывшие
европейские республики СССР и некоторые государства Восточной Европы,
смертность от несчастных случаев, отравлений и травм в 2-4 раза
выше, чем в других субрегионах.
Смертность от дорожно-транспортного травматизма выше
всего - 41 умерших на 100 человек в странах Восточного Средиземноморья
с низкой смертностью детей и взрослых, а ниже всего - 9 умерших
на 100 тысяч человек - в тихоокеанском субрегионе с очень низкой
смертностью и детей, и взрослых (рис. 12). Смертность от самоубийств
выше всего в европейском субрегионе с низкой смертностью детей и
высокой смертностью взрослых - 38 на 100 тысяч населения, - причем
смертность от иных непреднамеренных действий здесь еще выше - 39
на 100 тысяч человек.
Рисунок 12. Коэффициенты смертности от дорожно-транспортных
происшествий, иных непреднамеренных действий (кроме дорожно-транспортных
происшествий, утоплений, падений, отравлений и пожаров) и самоубийств,
по субрегионам ВОЗ, 2002 год, на 100 тысяч человек
Смертность от несчастных случаев, отравлений и травм
существенно различается не только по регионам, но и по половозрастным
группам населения. Если среди мужчин мира она вдвое выше, чем среди
женщин, то в Европе и Америке - втрое (143 против 46 на 100 тысяч
человек в Европе, 107 против 29 в Америке), а в западных регионах
Тихоокеанского бассейна (88 против 56), Восточном Средиземноморье
(87 против 53) и Юго-Восточной Азии (113 против 66) - в 1,6 -1,7
раза (рис. 13). Самая высокая смертность от несчастных случаев,
отравлений и травм характерна для мужчин Африки (160 умерших на
100 тысяч человек) и Европы (143).
Рисунок 13. Коэффициенты смертности мужчин и женщин
от несчастных случаев, отравлений и травм по крупным регионам мира,
оценка ВОЗ на 2002 год, в расчете на 100 тысяч человек
Примерно половина смертей от несчастных случаев, отравлений
и травм приходится на наиболее экономически активную возрастную
группу 15-44 года, однако возрастные коэффициенты смертности от
этой группы причин в целом достаточно монотонно увеличивается, начиная
с 15-29 лет (рис. 14).
Рисунок 14. Коэффициенты смертности от несчастных случаев,
отравлений и травм по полу и возрасту, весь мир, оценка ВОЗ на 2002
год, в расчете на 100 тысяч человек
Смертность от травм, полученных в дорожно-транспортных
происшествиях, среди мужчин почти втрое выше, чем среди женщин.
Это соотношение еще выше в Северной и Южной Америке, Европе и Юго-Восточной
Азии, но в Африке составляет лишь 2,1 раза (рис. 15).
Рисунок 15. Коэффициенты смертности мужчин и женщин
от травм, полученных в дорожно-транспортных происшествиях, по крупным
регионам мира, оценка ВОЗ на 2002 год, в расчете на 100 тысяч человек
Смертность в результате дорожно-транспортных происшествий
среди мужчин утраивается со вступлением в возраст экономической
активности (с 11 на 100 тысяч человек в возрасте от 5 до 14 лет
до 38 на 100 тысяч человек в возрасте 15-29 лет) и остается достаточно
стабильной до старших возрастов, в которых уровень смертность заметно
повышается (рис. 16). Среди женщин постепенное повышение происходит,
начиная с детских возрастов.
Рисунок 16. Коэффициенты смертности от травм, полученных
в дорожно-транспортных происшествиях, по полу и возрасту, весь мир,
оценка ВОЗ на 2002 год, в расчете на 100 тыс. человек
Источники:
World Health Organization. The World Health Report 2004. - Geneva
2004. - http://www.who.int/whr/2004/annex/topic/en/annex_member_en.pdf;
The Injury Chart Book. A graphical overview of the global burden
of injuries. - Geneva, 2002. -
http://www.who.int/violence_injury_prevention/injury/chartbook/chartb/en/
|