Rambler's Top100

№ 153 - 154
5 - 18 апреля 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Санкт-Петербургские ведомости" и "Парламентская газета" о прогнозах мирового населения
"Le Figaro" о городском и сельском населении мира
"Русский курьер" о демографической ситуации в России
"Frankfurter Allgemeine Zeitung" и "Российская газета" о демографической политике в Китае
"Известия" о шведской семье
"Молодежь Эстонии" о браках в Эстонии
"Зеркало недели" о бездетности
"Известия" о "нерожденных детях" в США
"Родная газета" о старении
"Бизнес&Балтия" о рабочих местах, модернизации и IT-технологиях
"Российская газета" о прогнозах безработицы в России
"RBC daily", "Российская газета" и "Время новостей" о борьбе с нелегальной миграцией в России
"Российская газета" об операции "Нелегальный мигрант" в Краснодарском крае
"Gazeta.kz" о новых миграционных законах в Казахстане

"USINFO" о положении ВПЛ из Чечни глазами ОБСЕ
"Al Hayat" об иракской эмиграции
"Tageszeitung" о проблеме вторых жен беженцев-мусульман
"Независимая газета" о геноциде и холокосте
"Российская газета" об иностранных студентах в Санкт-Петербурге
"Wall Street Journal" о вымирающих языках
"Газета" о "неприкасаемых" в Японии
"Российская газета" о зарубежных соотечественниках
"Литературная газета" о соотечественниках и законе "О репатриации"
"Известия" о национальном составе населения России и Москвы
"Российская газета" о переписи и казаках
"Время новостей" о социальных реформах в России
"Известия" о проблеме бедности в России
"Известия" о мужском репродуктивном здоровье
"Российская газета" о здоровье российских призывников
"Российская газета" о наркопреступности и борьбе с ней

… о браках в Эстонии

Почему люди в Эстонии больше не женятся?

То, что люди вступают в брак в Эстонии все меньше и меньше, показывают цифры, отражающие социальную реальность, пишет Eesti Paevaleht.
Если еще в 1971 году в Эстонии вступили в брак 12514 пар, то в 2001-м - в два раза меньше, всего 5647. В чем же дело? С одной стороны, дело в том, что христианский брак в его традиционном значении уже не годится для нынешнего материалистического общества. Супружество и верность, преданность друг другу, "пока смерть не разлучит нас", - для большинства это уже не ценность. Скептическое отношение к возможности продолжительного брака все углубляется.
В браке за последние десятилетия произошло определенное изменение менталитета. Если хотя бы часть людей, родившихся в пятидесятые годы, изменила свой брак, сделав его более "реалистичным", дав партнеру свободу, которая не укладывается в рамки традиционного брака, то большинство из поколения людей, родившихся в семидесятые годы, менее терпимы к таким компромиссам. Младшее поколение предпочитает верность и преданность партнеру.
Но почему же тогда люди не вступают в брак? Современная жизнь все больше сосредоточена на настоящем, на поиске впечатлений, и усилия, направленные на будущее, и обязательства, ограничивающие поиски себя, становятся все менее популярными. Любовь, если ее определить, как безумная страсть, имеет неприятное свойство охлаждаться, а любовь, если ее понимать, как взаимное уважение и разделенные обязательства, слишком бедна наслаждениями и сложна. Поэтому многие не хотят инвестировать свои силы и все прочее в длительные отношения. Молодые люди стали часто менять партнеров, и это считается нормальным, так как вера в то, что совместная жизнь может быть долгой, мала, вступление в брак и рождение детей становятся все сложнее.
Приведенная модель больше подходит для процветающего общества - в Эстонии же стиль жизни, направленный на гедонизм, реально доступен только для привилегированной части общества.
Но такой менталитет влияет и на тех, у кого свобода выбора более чем ограниченна. В более бедных и менее образованных группах населения от этого страдают прежде всего женщины, которые часто не сами выбирают свободный брак или роль матери-одиночки, но у которых брак не оформлен, так как мужчина не хочет обременять себя чрезмерными обязанностями. С другой стороны, вместе с эмансипацией женщин изменилось и отношение общества, и незарегистрированный брак или роль матери-одиночки не являются больше унизительными для женщины, как это было десятки лет назад.
Кроме исчезновения постоянства на личные отношения влияют и ценности, которые в Эстонии выдвигают на первый план положение в обществе и материальный успех. В Скандинавии идеал жизни, направленный на карьеризм и индивидуализм, начал себя понемногу исчерпывать, более важными стали "мягкие ценности". Эстония, находящаяся на ранней стадии капитализма, далека от этого.
60-летний скандинав говорит: "Разумеется, моя жена сразу после рождения ребенка пошла работать, кто же хочет тупеть дома?" А вот 30-летний мужчина уже говорит иначе: "Разумеется, я бы и сам на пару лет остался дома, если бы была такая возможность".
Эти утверждения принадлежат интеллектуалам, и они необязательно распространяются на все группы общества, но они характеризуют произошедшие изменения. Личное счастье и воспитание детей как основная ценность жизни в Эстонии остаются на заднем плане. СМИ отражают происходящее в обществе, но, с другой стороны, воспроизводят и фетишизируют миф об успехе и карьере как о главном источнике счастья.
Проще жить с партнером просто так, чем вступать с брак. Свободный брак стал приятной и легальной формой семьи. Часто - по иронии судьбы - материальные причины делают совместную жизнь более устойчивой. В пример можно привести 24-летнюю эстонку, которая решила, что раз уж у них с партнером взят общий кредит, то можно родить и общего ребенка. В шутку можно сказать, что "да" теперь говорят не в церкви, а в банке, где заключают договор о кредите на жилье. Хотя при этом и не дается обещание "на всю жизнь", фиксируется хотя бы какой-то срок совместной жизни.

"Молодежь Эстонии", 27 марта 2004 года

<<Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)