… о геноциде и холокосте
|
Уникален ли холокост?
|
Истребление евреев нацистами и его осмысление сыграли
особую роль в формировании современного мира
На протяжении многих лет ведутся споры, можно ли рассматривать
Холокост - уничтожение еврейского народа во время Второй мировой
войны - как явление уникальное, выходящее за рамки понятия "геноцид",
либо же Холокост вполне вписывается в ряд прочих известных истории
геноцидов. Наиболее развернутая и продуктивная дискуссия по этому
вопросу, получившая название Historikerstreit ("спор историков"),
развернулась среди немецких ученых в середине 80-х годов и сыграла
важную роль в дальнейших исследованиях.
Хотя главной темой дискуссии была собственно природа нацизма, проблематика
Холокоста и Освенцима по понятным причинам заняла в ней ключевое
место. В ходе дискуссии выявились два направления, отстаивавшие
противоположные тезисы. Сторонники "националистически-консервативного
направления" ("националисты") - Эрнст Нольте и его
последователи, такие, как Андреас Хильгрубер и Клаус Хильдебранд,
- полагают, что Холокост не был уникальным явлением и может быть
помещен в один ряд с другими катастрофами XX века, например, армянским
геноцидом 1915-1916 годов, вьетнамской войной и даже советским вторжением
в Афганистан. "Леволиберальное направление" ("интернационалисты")
было представлено прежде всего известнейшим немецким философом Юргеном
Хабермасом. Последний утверждал, что антисемитизм глубоко укоренен
в германской истории и в психологии немцев, откуда проистекает особая
специфика Холокоста, замкнутая на нацизм и только на него. Позже
американский историк Чарльз Майер сформулировал три главные содержательные
характеристики Холокоста, выявленные в ходе дискуссии и ставшие
предметом спора сторон: singularity (единичность), comparability
(сопоставимость), identity (идентичность). По сути дела, именно
характеристика единичности (уникальности, неповторимости) и стала
камнем преткновения в последующей дискуссии.
Субъективность боли и язык науки
Прежде всего необходимо отметить, что тема "уникальности"
Холокоста является крайне деликатной. "Болевой центр"
этой темы состоит в том, что при ее рассмотрении сталкиваются, по
определению французского исследователя Поля Завадски, язык памяти
и свидетельств с языком академическим. Рассмотренный изнутри еврейства,
опыт Холокоста является абсолютной трагедией: поскольку всякое страдание
- лично твое, оно абсолютизируется, делается уникальным и формирует
идентичность еврейства. "Если я снимаю... "кепку социолога",
чтобы остаться только евреем, семья которого была уничтожена во
время войны, то ни о каком релятивизме не может быть и речи, - говорит
Завадски. - ...Внутренняя логика идентификационного процесса толкает
в сторону подчеркивания уникальности".
Не случайно всякое иное употребление слова "Холокост",
например во множественном числе ("холокосты") или по отношению
к иному геноциду, обычно вызывает в еврейской среде болезненную
реакцию. Сравнение этнических чисток в Югославии с Холокостом, сравнение
Милошевича с Гитлером, расширенное толкование обвинения по делу
Клауса Барбье на процессе 1987 года во Франции как "преступлений
против человечности", когда геноцид евреев рассматривался только
в качестве одного из преступлений, а не в качестве уникального преступления,
вызвали решительные протесты еврейской общественности. Сюда же можно
добавить недавние споры по поводу изъятия самовольно поставленных
польскими националистами-католиками крестов в Освенциме, когда дискутировался
вопрос, следует ли Освенцим рассматривать исключительно в качестве
места и символа еврейских страданий, хотя он стал также местом гибели
сотен тысяч поляков и людей других национальностей.
Иначе говоря, любые сравнения, вторгаясь в область индивидуальной
и коллективной памяти евреев, неизбежно снижают пафос исключительности
еврейских страданий. При этом Холокост теряет свое специфическое
содержание и рассматривается в качестве одного из многих геноцидов
или же приобретает "общечеловеческое" измерение. Логическим
же развитием деконкретизации Холокоста является лишение его даже
признаков собственно геноцида, когда "Холокост" трансформируется
в самую общую модель угнетения и социальной несправедливости. Так,
автор пьесы об Освенциме немецкий драматург Петер Вайс заявлял:
"Я отождествляю себя с евреями не больше, чем с вьетнамцами
или южноафриканскими черными. Я просто отождествляю себя с угнетенными
всего мира".
В тисках противоречий
С другой стороны, Холокост - явление историческое и социальное,
и как таковое он естественно претендует на анализ в более широком
контексте, чем только на уровне памяти и свидетельств еврейского
народа, - в частности, на академическом уровне. Сама необходимость
изучения Холокоста как исторического явления столь же неизбежно
заставляет оперировать академическим языком, а логика исторического
исследования толкает в сторону компаративизма. Но тут же обнаруживается,
что уже сам выбор сравнительного анализа в качестве инструмента
академического исследования подрывает в конечном итоге идею "уникальности"
Холокоста в ее общественно-этической значимости.
Даже простое логическое рассуждение, исходящее из предположения
об "уникальности" Холокоста, по сути, ведет к разрушению
сложившихся к настоящему времени представлений об исторической роли
Холокоста для человечества. В самом деле, содержание исторического
урока Холокоста давно уже вышло за рамки исторического факта геноцида
евреев: не случайно во многих странах мира именно изучение Холокоста
введено в школьную программу в качестве попытки воспитывать национальную
и религиозную терпимость. Основной же вывод из урока Холокоста гласит:
"Это (т.е. Холокост) не должно повториться!" Однако если
Холокост "уникален", т.е. единичен, неповторим, то ни
о каком его повторении речи изначально идти не может и указанный
важный вывод обессмысливается: никаким "уроком" Холокост
тогда не может являться по определению; либо это "урок",
но тогда он сравним с другими событиями прошлого и современности.
В итоге остается либо переформулировать идею "уникальности",
либо отказаться от нее.
Таким образом, в известной степени провокативна уже сама постановка
проблемы "уникальности" Холокоста на академическом уровне.
Но и разработка этой проблемы ведет к определенным логическим несообразностям.
В самом деле, какие выводы следуют из признания Холокоста "уникальным"?
Наиболее известный ученый, отстаивающий "уникальность"
Холокоста, профессор из США Стивен Кац сформулировал в одной из
своих книг ответ на этот вопрос: "Холокост высвечивает нацизм,
а не наоборот". На первый взгляд, ответ убедителен: исследованием
Холокоста вскрывается сущность такого чудовищного явления, как нацизм.
Однако можно обратить внимание на другое: Холокост оказывается непосредственно
замкнут на нацизме. И тогда буквально напрашивается вопрос - а можно
ли вообще рассматривать Холокост в качестве самостоятельного явления
вне обсуждения сущности нацизма? В несколько иной форме такой вопрос
и был задан Кацу, поставив его в тупик: "А что, если человека
не интересует нацизм, профессор Кац?"
С учетом всего сказанного мы все же возьмем на себя смелость высказать
некоторые соображения, касающиеся уникальности Холокоста, строго
в рамках академического подхода.
Аналогии неизбежны
Итак, один из широко известных тезисов современной академической
науки, занимающейся исследованиями Холокоста, состоит в том, что
трагедия евреев несет в себе общие признаки других геноцидов, но
и обладает такими характеристиками, которые делают этот геноцид
не просто особенным, а все же именно уникальным, исключительным,
единственным в своем роде. В качестве трех основных характеристик
Холокоста, определяющих его "уникальность", обычно указываются
следующие:
1. Объект и цель. В отличие от всех прочих геноцидов целью нацистов
было тотальное уничтожение еврейского народа как этноса.
2. Масштаб. За четыре года было уничтожено 6 миллионов евреев -
третья часть всего еврейского народа. Геноцида такого масштаба человечество
не знало.
3. Средства. Впервые в истории было осуществлено массовое уничтожение
евреев индустриальными средствами, с привлечением современных технологий.
Эти характеристики в своей совокупности, как считают ряд авторов,
и определяют уникальность Холокоста. Но беспристрастное исследование
приводимых сравнительных выкладок, на наш взгляд, не является убедительным
подтверждением тезиса об "уникальности" Холокоста.
Итак, рассмотрим последовательно все три характеристики:
а) Объект и цель Холокоста. По словам профессора Каца, "Холокост
феноменологически уникален в силу того факта, что никогда ранее
не ставилась задача, как дело намеренного принципа и актуализированной
политики, физического уничтожения каждого мужчины, женщины и ребенка,
принадлежащего к определенному народу".
Суть этого утверждения в следующем: до нацистов, которые стремились
сделать мир Judenrein ("чистым от евреев"), никогда никто
не собирался сознательно уничтожать целиком какой-либо народ. Утверждение
кажется сомнительным. С глубокой древности существовала практика
полной элиминации национальных групп, в частности, в ходе завоевательных
войн и межплеменных столкновений. Эта задача решалась разными путями:
например, насильственной ассимиляцией, но также и полным уничтожением
такой группы - что нашло отражение уже в древних библейских повествованиях,
в частности в рассказах о завоевании Ханаана (Ис. Нав. 6:20; 7:9;
10:39-40).
Уже в наше время в межплеменных столкновениях вырезается поголовно
та или иная национальная группа, как, например, в Бурунди, когда
в середине 90-х годов ХХ века до полумиллиона представителей народности
тутси было вырезано в ходе геноцида. Очевиден тот факт, что в любых
межнациональных столкновениях убивают именно за принадлежность к
народу, участвующему в таком столкновении.
Другое важное обстоятельство, на которое нередко ссылаются защитники
"уникальности Холокоста", - что политика нацистов, направленная
на физическое уничтожение всех евреев, по сути своей не имела рациональной
основы и сводилась к религиозно обусловленному тотальному убийству
евреев. С такой точкой зрения можно было бы согласиться, если бы
не одно серьезное "но": современным историкам приходится
спорить о фактах, явно не укладывающихся в концепцию. Хорошо известно,
например, что, когда в дело вступали большие деньги, они перебивали
страсть нацистов к убийству. Довольно большое число состоятельных
евреев смогло вырваться из нацистской Германии до начала войны.
В конце войны часть нацистской верхушки активно искала контактов
с западными союзниками на предмет собственного спасения, и евреи
стали предметом торга, а весь религиозный пыл отходил на второй
план. Когда соратники Геббельса по партии призвали его к ответу
за многомиллионные взятки, благодаря которым была освобождена из
концлагеря богатая еврейская семья Бернхаймера, рейхсминистр пропаганды
в присутствии Гитлера произнес свою знаменитую и вполне циничную
фразу: "Wer Jude ist, bestimme nur ich!" ("Кто есть
еврей, определяю только я!") Оживленную полемику вызвала диссертация
американского еврея Брайана Ригга: ее автор приводит многочисленные
данные о том, что немало людей, подпадавших под нацистские законы
о еврейском происхождении, служило в армии нацистской Германии,
причем некоторые из них занимали высокие посты. И хотя ряд подобных
фактов был известен высшему командованию вермахта, в силу разных
причин это скрывали. Наконец, поразительный факт участия 350 финских
евреев-офицеров в войне с СССР в составе финской армии - союзницы
Гитлера, когда трое офицеров-евреев были награждены Железным крестом
(и отказались его получать), и с финской стороны фронта действовала
военно-полевая синагога (!). Все эти факты никак не преуменьшают
чудовищность нацистского режима, но делают картину не столь однозначно
иррациональной.
б) Масштаб Холокоста. Число евреев - жертв нацизма действительно
поражает. Хотя точное число погибших до сих пор является предметом
дискуссий, в исторической науке утвердилась цифра, близкая к 6 миллионам
человек, т.е. погибла треть всего еврейского населения мира и около
половины европейского еврейства. Однако в исторической ретроспективе
можно обнаружить события, вполне сопоставимые с Холокостом по масштабу
жертв. Так, сам профессор Кац приводит цифры, согласно которым в
процессе колонизации Северной Америки к середине XVI века из 80-112
миллионов американских индейцев погибло 7/8, т.е. от 70 до 88 миллионов
Кац признает: "Если только цифры конституируют уникальность,
то еврейский опыт при Гитлере не был уникальным".
Сходен с Холокостом по масштабам и геноцид армян, считающийся первым
геноцидом ХХ века. По данным Британской энциклопедии, с 1915 по
1923 год погибли от 600 тысяч до 1250 тысяч армян, т.е. от одной
трети до почти 3/4 всего армянского населения Оттоманской империи,
составлявшего к 1915 году 1750 тысяч человек. Оценки числа жертв
среди цыган в период нацизма колеблются от 250 тысяч до полумиллиона
человек, а такой солидный источник, как французская энциклопедия
"Универсалис", считает цифру в полмиллиона самой скромной.
В этом случае речь может идти о гибели до половины цыганского населения
Европы.
Более того, собственно в еврейской истории имели место события,
по масштабу жертв вполне приближающиеся к Холокосту. К сожалению,
любые цифры, относящиеся к погромам Средневековья и начала Нового
времени, в частности к еврейским погромам, учиненным казаками Хмельницкого,
крайне приблизительны и нередко считаются завышенными. Однако, даже
по современным оценкам, в 1648-1658 годах могло погибнуть от четверти
до трети польских евреев, составлявших в то время крупнейшую в мире
еврейскую общину.
в) "Технологичность" еврейского геноцида. Подобная характеристика
может определяться только конкретными историческими условиями. Скажем,
в битве при Ипре весной 1915 года Германия впервые применила химическое
оружие и англо-французские войска понесли тяжелые потери. Можно
ли говорить, что в данном случае, для начала XX века, оружие уничтожения
было менее технологичным, чем газовые камеры? Разумеется, различие
здесь заключается в том, что в одном случае уничтожали противника
на поле боя, а в другом - беззащитных людей. Но ведь и там, и тут
"технологически" уничтожали людей, причем в битве при
Ипре впервые примененное оружие массового уничтожения тоже сделало
противника беззащитным. И в период Средневековья несколько тысяч
"колдуний", прежде чем быть сожженными на кострах по обвинению
в колдовстве, подвергались пыткам с применением самых передовых
для того времени технологических методов, и многие умирали в ходе
этих пыток. Тот, кто посетил Музей пыток в Амстердаме, может в полной
мире оценить чудовищную изощренность и технологическую изысканность
палачей. Чем, по сути, эти пыточные машины уступают газовым камерам?
А ведь еще продолжает обсуждаться идея создания нейтронного и генетического
оружия, которое убивает огромное количество людей при минимуме других
разрушений. Давайте на секунду представим, что это оружие (не дай
бог) будет когда-нибудь применено. Тогда "технологичность"
убийства будет признана еще более высокой, чем в период нацизма.
В итоге, на поверку, этот критерий также оказывается вполне искусственным.
Цивилизация после Освенцима
Итак, каждый из аргументов в отдельности оказывается не слишком
убедительным. Поэтому в качестве доказательства говорят об уникальности
перечисленных факторов Холокоста в их совокупности (когда, по словам
Каца, "как" и "что" уравновешивается "почему").
В некоторой степени такой подход справедлив, поскольку создает более
объемное видение, но все же речь здесь может идти скорее о поражающих
воображение злодеяниях нацистов, чем о радикальном отличии Холокоста
от прочих геноцидов.
Но тем не менее мы убеждены, что Холокост имеет особое и действительно
уникальное, в полном смысле этого слова, значение в мировой истории.
Только характеристики этой уникальности следует искать в иных обстоятельствах,
которые уже не являются категориями цели, инструментария и величины
(масштабности). Подробный анализ этих характеристик заслуживает
отдельного исследования, поэтому лишь кратко сформулируем их:
1. Холокост стал завершающим явлением, апофеозом, логическим завершением
последовательного ряда гонений и катастроф в течение всей истории
еврейского народа. Ни один другой народ не знал подобных непрекращающихся
гонений на протяжении почти 2 тысяч лет. Иными словами, все прочие,
не-еврейские, геноциды носили обособленный характер, в отличие от
Холокоста как явления преемственного.
2. Геноцид еврейского народа осуществлен цивилизацией, в известной
мере возросшей на еврейских этических и религиозных ценностях и
в той или иной мере признававшей эти ценности за свои собственные
("иудейско-христианской цивилизацией", по традиционному
определению). Иными словами, налицо факт саморазрушения основ цивилизации.
И здесь в качестве разрушителя предстает не столько сам гитлеровский
рейх с его расистско-полуязыческо-полухристианской религиозной идеологией
(в конце концов, гитлеровская Германия никогда не отказывалась от
своей христианской идентичности, пусть и особого, "арийского",
толка), сколько христианский мир в целом, многовековой антииудаизм
которого в значительной мере способствовал зарождению нацизма. Все
иные геноциды в истории не носили подобного саморазрушительного
для цивилизации характера.
3. Холокост в немалой степени перевернул сознание цивилизации и
определил ее дальнейший путь развития, на котором преследование
по расовым и религиозным признакам объявляется недопустимым. При
всей сложной и подчас трагической картине современного мира, нетерпимость
цивилизованных государств к проявлениям шовинизма и расизма во многом
была обусловлена осмыслением итогов Холокоста.
Таким образом, уникальность феномена Холокоста определяется не характерными
чертами гитлеровского геноцида как такового, а местом и ролью Холокоста
в мировом историческом и духовном процессе.
Юрий ТАБАК. "Независимая газета", 30
марта 2004 года
|