|
Сокращение численности тюремного населения России. Возможности
и пределы
В. Абрамкин
(полностью опубликовано на сайте Московской Хельсинской группы
по адресу: http://www.mhg.ru/publications/1C2F913)
Последние данные тюремной статистики
На 1 января 2003 года в учреждениях ГУИН Минюста РФ
содержалось 877 тысяч человек, из них 145 тысяч человек в СИЗО.
Относительное количество заключенных (ОКЗ) на 100 тысяч человек
- 600. В соответствии с предварительной оценкой на начало 2003 года
по учреждениям всех типов (включая ИВС и т.д.) - 640-650. В США,
по прогнозным оценкам, - 710.
Отдельные группы тюремного населения в учреждениях ГУИН.
Данные на 1 января 2003 года:
- женщины - 50 тысяч человек, из них 9,4 тысячи в СИЗО;
- дети в возрасте до 3 лет, содержащиеся в домах ребенка в женских
колониях, - 528 человек;
- несовершеннолетние - 19 тысяч человек, из них 8 тысяч в СИЗО;
- больные туберкулезом - 86,1 тысячи человек, из них 10,8 тысячи
в СИЗО;
- ВИЧ-инфицированные и больные СПИД - 37,2 тысяч человек, из них
6,7 тысячи в СИЗО.
На учете в уголовно-исполнительных инспекциях ГУИН состояло
641 тысяча человек приговоренных к наказаниям, не связанным с лишением
свободы, из них 32 тысячи несовершеннолетних.
Тюремное население России сократилось на 20%
Осенью 2002 года многие СМИ сообщали о сокращении тюремного
населения России на 20%. Для миллионного количества заключенных
- это 200 тысяч человек. При этом, как правило, не говорилось ничего
о том, за какой период времени произошло столь значительное сокращение
количества заключенных. А 200 тысяч - это больше, чем все тюремное
население Великобритании, Франции и Германии вместе взятых.
Из журналистских сообщений оставалась неясной оценка
этого события. С одной стороны, СМИ писали, что в связи с таким
сокращением проблема переполненности СИЗО будет решена, с другой
- традиционно высказывались опасения повтора "лета 53 года"
и роста преступности.
Ведомственные (МВД) СМИ в настоящее время довольно оперативно
публикуют криминальную статистику. Из нее можно узнать, что "в
январе-ноябре 2002 года зарегистрировано 2316,8 тысячи преступлений.
Это на 15,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года <…>.
Темпы снижения количества зарегистрированных тяжких и особо тяжких
преступлений (21,6%) превысили темпы снижения общей преступности,
а удельный вес в числе зарегистрированных преступлений снизился
с 59,5% в январе-ноябре 2001 года до 55,1% в январе-ноябре 2002
года. Количество выявленных преступлений, связанных с незаконным
оборотом оружия, по сравнению с январем-ноябрем прошлого года несколько
снизилось (14,2%)…"1.
<…>
Сокращение численности тюремного населения журналисты
связывали исключительно с действием нового УПК РФ, вступившим в
силу в июле 2002 года. По новому УПК отправить задержанного за решетку
следователям стало сложнее, чем раньше. Наверное, поэтому раньше
всех затревожилось законодательными новшествами МВД. Но и руководство
Минюста выразило некоторую обеспокоенность. Так, министр юстиции
Ю. Чайка сказал, что "гуманизация хороша до определенных моментов,
поэтому необходимо проанализировать ситуацию, которая сложилась
после введения в действие УПК". А заместитель министра Ю. Калинин
заявил, что "поручение Президента" выполнено, "количество
заключенных в России сократилось до оптимального уровня".
Сложно сказать, насколько пресса точна в передаче точки
зрения представителей власти - публикации на тюремную тематику грешат
массой ошибок и нелепостей. Но то, что сотрудники СИЗО и воспитательных
колоний (ВК) встревожены (в СИЗО, например, перестали платить надбавку
"за переполненность"), было заметно и журналистам, и правозащитникам,
которые часто бывают в местах заключения. Именно в этих типах учреждений
произошло самое заметное уменьшение количества заключенных. Сотрудники
СИЗО и ВК вполне могли предположить, что вслед за сокращением тюремного
населения начнется и сокращение тюремного персонала.
Рост численности тюремного населения в 1991-1996
годах
Ситуация с тюремной статистикой на первый взгляд проще2,
чем с криминальной.
Таблица 1. Численность заключенных в учреждениях ГУИН
в 1993-2003 годах3
|
1993
|
1994
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
Общее число з/к, тысяч человек
|
772
|
876
|
929
|
1017
|
1052
|
1010
|
1014
|
1060
|
924
|
961
|
877
|
В т.ч. в СИЗО, тысяч человек
|
200
|
234
|
253
|
295
|
285
|
279
|
275
|
282
|
236
|
212
|
145
|
ОКЗ на 100 тысяч человек
|
520
|
590
|
630
|
690
|
710
|
690
|
690
|
730
|
640
|
670
|
600
|
ОКЗ мужчин >18 лет на 100 тысяч человек этой возрастной группы
|
1448
|
1677
|
1765
|
1959
|
2000
|
1930
|
1934
|
2000
|
1765
|
-
|
-
|
Число н/с з/к, тысяч человек (СИЗО+ВК)
|
32,1
|
36
|
36,6
|
40,5
|
38,2
|
33,7
|
34
|
40
|
30
|
30
|
19
|
% н/с от общего числа з/к
|
4,3
|
4,3
|
3,9
|
4
|
3,6
|
3,3
|
3,4
|
3,8
|
3,2
|
3,1
|
2,2
|
ОКЗ н/с з/к мужчин на 100 тысяч человек этой же возрастной
группы
|
543
|
593
|
587
|
635
|
584
|
502
|
498
|
582
|
567
|
-
|
-
|
Больные ТБ на 1000 з/к
|
-
|
-
|
48
|
53
|
71
|
82
|
97
|
91
|
91
|
90
|
98
|
ВИЧ-инфицированные на 1000 з/к
|
-
|
-
|
0,008
|
0,013
|
0,23
|
1,44
|
2,3
|
3,9
|
16,3
|
33,6
|
42,4
|
В таблице 1 представлены подробные сведения о заключенных
России за последние 10 лет. Проводить сравнение с советским периодом
было бы некорректным4, поскольку количество заключенных определялось
не только судебной практикой и уголовной политикой в той или иной
республике, но и степенью ее насыщенности лагерным производством.
Россия и Казахстан были регионами, куда стекались потоки бесплатной
рабочей силы из других республик СССР. К 1993 году количество "чужих"
заключенных в России было уже не столь значительным.
Почему и когда возник вопрос о необходимости сокращения
численности тюремного населения
Ситуация в УИС была критической уже накануне распада
СССР5. В 1990-1991 годах по российским СИЗО и колониям прокатилась
волна массовых забастовок, голодовок и даже бунтов, вызванных бесчеловечными
условиями содержания. Кризис в УИС был связан как с не отвечавшим
времени законодательством, так и с новой экономической ситуацией.
В советский период количество заключенных никак не было
связано ни с состоянием преступности, ни с необходимостью обеспечить
безопасность населения, а определялось лишь потребностями и возможностями
производственной базы лагерей. В 60-70-х годах ХХ века произошла
экономическая реформа исправительно-трудовых учреждений (ИТУ): лагерные
производства были сориентированы на кооперацию с крупными государственными
предприятиями. Это требовало создания колоний с большой (1500-3000)
численностью заключенных. Значительная часть ИТУ с тех пор стала
огромным производственным комплексом с промышленными коммуникациями,
складами и т.д. К "промзоне" примыкала небольшая жилая
зона с бараками, набитыми подневольной рабочей силой.
С началом экономических реформ в СССР лагерная промышленность
стала приходить в упадок, поскольку функционировать успешно она
могла только в условиях плановой экономики и государственного монополизма.
Принудительный труд не может быть конкурентоспособным в условиях
рыночного хозяйства, в обществе с достаточным уровнем развития производительных
сил. Во всяком случае, примеры, опровергающие этот вывод, нам не
известны.
Эти соображения легли в основу программы, разработанной
Общественным центром содействия реформе уголовного правосудия (Центром)
в 1991 году. Программа содержала предложения по приведению законодательства
в соответствие с международными стандартами и перечень мер, направленных
на сокращение численности тюремного населения до 350-400 тысяч человек
(в СИЗО - до 80 тысяч). Речь идет не об оптимальном, а о предельном
количестве заключенных. Оно зависит от ресурсов, которые государство
может выделить на содержание УИС при готовности обеспечить условия
содержания заключенных, отвечающие хотя бы требованиям российского
законодательства. Более подробно эти вопросы освещены в прежних
публикациях Центра6. Здесь только отмечу, что законодательная часть
предложений во многом совпадала с предложениями ученых НИИ МВД РФ
и отвечала требованиям, выдвинутым заключенными во время массовых
акций протеста осенью 1991 года. В окончательном варианте закона7
были сохранены (и даже расширены) почти все рекомендации Центра,
предусматривающие смягчение режима содержания. Зато почти полностью
были исключены предложения, направленные на сокращение численности
заключенных, ограничение ведомственного нормотворчества и введение
механизмов действенного контроля за соблюдением прав заключенных.
С 1993 по 1996 год общее количество заключенных выросло
примерно на треть, а заключенных в СИЗО фактически наполовину (см.
таблицу 1). Рост численности тюремного населения в условиях экономического
спада усугубил ситуацию. Особенно тяжелым было положение в СИЗО.
Из-за жуткой переполненности камер арестантам приходилось спать
в две-три смены. Для того чтобы зажечь спичку, надо было подходить
к окну или двери.
<…>
Эксперты ООН и СЕ, посетившие Россию в 1994 году, признали
условия содержания заключенных в учреждениях этого типа пыточными.
ГУИН и высшее политическое руководство страны согласились с выводами
экспертов, что получило вполне логичное ведомственное продолжение.
В 1995 году ГУИН МВД РФ была разработана, а правительством и Президентом
одобрена и подписана "Концепция реорганизации уголовно-исполнительной
системы МВД России (на период до 2005 года)". Главной причиной
сложившегося положения вещей было названо "недостаточное бюджетное
финансирование".
Концепция предусматривала реализацию целого ряда дорогостоящих
проектов, в т.ч., программы строительства новых и реконструкции
старых СИЗО. По этой программе предполагалось к 2000 году увеличить
количество мест в учреждениях этого типа до 180 тысяч. Между тем
численность заключенных в СИЗО к концу 1995 года достигла 290 тысяч
человек. При этом реальное финансирование программ за все прошедшие
годы составило 3% от утвержденных средств8.
О необходимости сокращения численности заключенных в
России в Концепции ничего не значилось. Но руководство МВД, в чьем
ведении находилось тогда ГУИН, выступая за борьбу с преступностью,
говорило о необходимости ужесточения наказания и тем самым способствовало
дальнейшему росту тюремного населения. П. Мищенков, заместитель
министра МВД, курировавший ГУИН, заявил в октябре 1995 года, что
нужно пересмотреть сроки лишения свободы за тяжкие преступления
в сторону их увеличения. "В колониях места у нас есть",
- сказал П. Мищенков9, хотя он должен был знать, что уже в начале
1995 года в колониях не хватало 25 тысяч мест. Кроме того, из-за
"недостаточного бюджетного финансирования" в бедственном
положении оказались сотрудники пенитенциарных учреждений, не получавшие
зарплату по 3-4 месяца и даже денег на форму. В 1995 году имели
место неоднократные случаи самоубийств среди сотрудников пенитенциарных
учреждений из-за отсутствия средств на содержание семьи и полуголодного
существования.
Российские тюрьмы становятся угрозой всему человечеству:
1997-1999 годы
В 1997-2000 годах численность населения в СИЗО и ИУ
стабилизировалась, колеблясь в пределах 5-6% в год.
Рекордным за прошедшее десятилетие по числу заключенных
в СИЗО остался 1996 год - около 300 тысяч человек. Однако эта "стабилизация"
не улучшила положение в тюремной системе. Ресурсы, имевшиеся в распоряжении
государства, не позволяли обеспечить условия для физического выживания
миллиона заключенных, не говоря уже о соблюдении, по крайней мере,
норм отечественного законодательства. Недостаток ощущался во всем,
в т.ч., в питании, медицинском обслуживании, санитарно-гигиенических
средствах. Это привело к дальнейшему развитию эпидемии туберкулеза
(ТБ) в местах лишения свободы. Остановить рост численности больных
ТБ (на уровне 9-10%) удалось только в 1999 году. Но уже в 1998 году
западные фонды и организации, помогающие России в борьбе с тюремным
ТБ, обнаружили еще одну катастрофическую проблему. Недостаток средств,
а также постоянное перемещение заключенных из учреждения в учреждение,
прерывающее начатое лечение, привели к появлению лекарственно-устойчивых
форм ТБ к препаратам первого ряда (MЛУ-ТБ-I). Эта форма сейчас выявляется
у 25-30% больных ТБ в УИС.
"Новый туберкулез" - практически неизлечимая
болезнь, против нее бессильны прежде эффективные противотуберкулезные
препараты. Всемирная организация здравоохранения ООН объявила МЛУ-ТБ
самым опасным инфекционным заболеванием XXI в., а Россию - одним
из основных источников его возникновения и распространения в мире.
И эта проблема действительно очень серьезная: один бацилловыделитель,
оказавшись в самолете, "привьет" лекарственно-устойчивую
форму чахотки всем пассажирам, а приземлиться такой самолет может
в любой стране мира. В отличие от радиационного излучения или взрывчатки
выявить источник болезни - палочку Коха - невозможно. Из мест лишения
свободы освобождаются ежегодно 250-300 тысяч человек. Среди них
30 тысяч человек больны туберкулезом (ТБ). Каждый четвертый - носитель
неизлечимой формы. В год он может передать смертельную инфекцию
десяткам людей.
Официальная информация о ситуации с ТБ в пенитенциарных
учреждениях России впервые появилась в 1991 году: заболеваемость
ТБ в местах лишения свободы в 17 раз, а смертность в 8 раз превышала
аналогичные показатели за ее пределами. Эти шокирующие цифры не
вызвали особого беспокойства ни у руководства страны, ни в обществе.
Возможно потому, что к туберкулезу привыкли относиться как к болезни
пусть и опасной, но излечимой, а к тюрьме - как к чему-то надежно
от общества отгороженному. В федеральные программы по борьбе с туберкулезом
тюрьмы и колонии поначалу вообще не включались.
Число заключенных больных ТБ в 1993 году - 35 тысяч
человек (45 на 1000 человек), первые сообщения о единичных случаях
выявления ВИЧ-инфекции в пенитенциарных учреждениях России появились
в 1993 году.
К 1999 году численность больных туберкулезом в УИС достигла
рекордного уровня - 9,7%, заболеваемость ТБ стала в 58 раз, а смертность
в 28 раз выше, чем за пределами мест заключения. Ситуация с тюремным
ТБ была следствием бесчеловечных условий, в которых содержались
российские заключенные, и, одновременно, самым явным и ярким отражением
бесчеловечности общества. Но по-прежнему считалось, что справиться
с "белой чумой" (так раньше называли чахотку) хоть и сложно,
но возможно. Для этого необходимы лекарства и эффективные методы
лечения. Один из таких методов был разработан еще в начале 90-х
годов и получил известность как программа DOTS. Шестимесячный курс
лечения по этой программе стоит менее 50 долларов США, даже в самых
бедных странах процент выздоровевших больных составлял порядка 85%.
Иллюзии в отношении тюремного туберкулеза были развеяны
в 1997-1998 гг., когда международные организации провели масштабные
микробиологические исследования в наших тюрьмах и колониях. Оказалось,
что 20-25% больны практически неизлечимой множественно лекарственно-устойчивой
формой туберкулеза - МЛУ-ТБ-I. Против этой формы ТБ недорогие и
прежде эффективные препараты бессильны. Размах эпидемии обычного
и нового ТБ в немалой степени был связан с условиями содержания
заключенных: недостаток питания, лекарств, высокая скученность людей
(особенно в СИЗО), прерывание начатого лечения и т.п.
По оценке экспертов (1999 год), если эпидемию старого
и нового туберкулеза в местах лишения свободы не остановить, к 2010
году два миллиона российских граждан станут носителями смертоносной
инфекции.
Положение в УИС после перехода в Минюст РФ
Одновременно с передачей УИС из МВД в Минюст появилась
первая государственная программа по сокращению численности заключенных.
В 1998 году Минюстом был подготовлен законопроект, который в случае
его вступления в силу создавал возможности для постепенного (в течение
двух лет) сокращения количества заключенных примерно на треть. Но
правительство, по существу, блокировало передачу законопроекта в
Государственную думу. Явными противниками законопроекта были МВД
и Генпрокуратура России. Количество заключенных продолжало постепенно
расти и в июне 2000 года достигло своего максимального уровня -
1090 тысяч человек. Отметим, что в сообщениях для СМИ о сокращении
количества заключенных на 200 тысяч человек за точку отсчета руководством
Минюста РФ берется именно май-июнь 2000 года.
После перехода ГУИН в Минюст РФ средства, выделяемые
из федерального бюджета на УИС, непрерывно росли. За последние годы
их объем увеличился в расчете на одного заключенного с $700 (1996-1997
годы) до $1100 (2002 год). Кардинально улучшилась ситуация с обеспечением
тюрем и колоний противотуберкулезными препаратами и питанием. На
питание одного заключенного ежедневно выделялось в 2001-2002 годах
от 17 до 25 рублей (осенью 1998 года - 70 копеек). Активно участвовали
в борьбе с тюремным туберкулезом западные фонды и организации. Только
в 2001 году ими было истрачено на эти цели 450 миллионов долларов
(т.е. более чем по $400 на одного заключенного). Эти совместные
усилия и позволили добиться определенных успехов в снижении количества
больных ТБ в местах лишения свободы: с 97 - в 1999 году до 90 -
в 2002 году (данные на 1000 человек, см. таблицу 1).
С 2000 года в пенитенциарных учреждениях проводится
программа DOTS-plus, рассчитанная на использование препаратов II
ряда10 против МЛУ-ТБ-I. Но, поскольку причины, которые приводят к
прерыванию начатого курса лечения сохранились, применение препаратов
II ряда в ближайшие годы, по мнению экспертов11, может привести к
возникновению МЛУ-ТБ-II12, устойчивого ко всем разработанным фармацевтами
препаратам. И тогда в УИС, а потом и в обществе появится форма туберкулеза,
против которой бессильны все известные способы лечения. Ситуация
также осложняется из-за ВИЧ-"взрыва": ВИЧ-инфекция провоцирует
ускоренное развитие резистентных форм ТБ (МЛУ-ТБ-I и МЛУ-ТБ-II).
Более того, у ВИЧ-инфицированных больных открытая форма туберкулеза
довольно часто развивается без проявления каких-либо симптомов,
она не всегда выявляется даже с помощью рентгена, тем более флюорографии,
которая до сих пор считалась самым надежным способом диагностики
ТБ. Возможно, это и привело к росту относительного количества заключенных
- больных ТБ, в 2002 году до 99 на 1000 человек.
<…>
1 - Краткий анализ состояния преступности в Российской
Федерации за январь-ноябрь 2002 г. Сводка криминальной статистики
за 11 месяцев 2002 г. // www.mvdinform.ru.
2 - На самом деле и в официальной статистике ГУИН
разобраться не так просто. Цифры, которые даются "по горячим
следам", через некоторое время могут измениться на 5-10%. Особенно
трудно с информацией о СИЗО. В население СИЗО то включают заключенных,
которые заняты на хозяйственном обслуживании учреждения, то исключают.
Добавляют тех, кто содержится в ПФРСИ (помещение, функционирующее
в режиме СИЗО) колоний, то опять исключают, всего ПФРСИ в России
- 157. Рассчитаны они на 18,5 тыс. человек, на начало 2003 г. в
них содержалось 6,5 тыс. заключенных.
3 - Цифры приводятся на начало года по учреждениям
ГУИН. Следует учесть, что в официальную статистику попадают только
заключенные учреждений ГУИН Минюста РФ. Это 92-94% всех заключенных
России, остальные содержатся: в ИВС и спецприемниках (МВД), спецшколах
и спецПТУ (Министерство образования), спецпсихбольницах (Министерство
здравоохранения), дисциплинарных батальонах (Министерство обороны)
и т. п. При расчете ОКЗ использовались сведения о численности населения
по данным Госкомстата России ("Российский статистический ежегодник").
Результаты переписи населения 2002 г., возможно, несколько изменят
ОКЗ за последние годы.
4 - В учреждениях ГУИН МВД РСФСР содержалось: на
1 января 1991 г. 745 тысяч человек, из них 163 тысячи в СИЗО; ОКЗ
- 502. На 1 января 1993 года - 772 тысячи человек, из них 200 тысяч
в СИЗО; ОКЗ - 520.
5 - Абрамкин В. Поиски выхода. М., 1996.
6 - См. подробнее: Абрамкин В. Ук. соч..; Человек
и тюрьма: Сб. инф. мат-лов. М., 1999.
7 - Закон "О внесении изменений и дополнений
в Исправительно-трудовой, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы
РСФСР". Принят Верховным Советом РСФСР 12 июня 1992 г.
8 - Интернет-конференция министра юстиции РФ Ю.
Чайки. 22 января 2003 г. на сайте www.garweb.ru/conf/minust).
9 - Золотое кольцо. Ярославль. 1995. 5 сентября.
10 - Курс лечения этими препаратами продолжается
2 года. Его стоимость во много раз дороже, чем в случае обычного
ТБ, а вероятность излечения больного значительно ниже.
11 - Славуцкий А. Лекарственно-устойчивый туберкулез
в России. Развитие и распространение "Супер микобактерии".
Рукопись. Архив Центра.
12 - форма получила название "супержучок"
(superbug), она устойчива к препаратам II ряда.
|