Rambler's Top100

№ 97 - 98
20 января - 2 февраля 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Читайте книги

Народонаселение мира в 2002 году. Население, нищета и возможности развития

Потенциал российских вузов и экспорт образовательных услуг

Российский студент сегодня: учеба плюс работа

Российские студенты за рубежом: перспективы возвращения в Россию

По страницам журналов «Вопросы статистики» (10-11, 2002), «Вопросы экономики» (11, 2002)

Содержание журнала European Journal of Population / Revue europeenne de demographie за 2002 год

Л.И. Леденева, Е.В. Тюрюканова

РОССИЙСКИЕ СТУДЕНТЫ ЗА РУБЕЖОМ: ПЕРСПЕКТИВЫ ВОЗВРАЩЕНИЯ В РОССИЮ

Москва, Страховое ревю,
2002, 140 страниц


"В современных условиях наличие диплома о высшем образовании или ученой степени, полученных в стране-реципиенте, является мощным фактором последующей эмиграции молодого российского специалиста, поскольку повышает шансы как профессиональной реализации вообще, так и профессиональной интеграции в принимающее сообщество, в частности" (стр. 103).

Работа посвящена исследованию профессионально-миграционного поведения российских студентов, обучающихся в зарубежных университетах по различным специальностям. Миграция интеллектуальных ресурсов рассматривается как имманентная характеристика современного мира, важнейшая составляющая процесса глобализации. В книге представлены статистические данные о численности российских студентов по отдельным странам-реципиентам, а также оригинальная социологическая информация, охватывающая широкий спектр характеристик современного зарубежного сообщества студентов-россиян, включая социально-демографический портрет, профессиональные предпочтения и возвратно-миграционные ориентации. Анализируются ведущие факторы и стимулы возвратной миграции. Даются ориентировочные оценки эмиграционного потенциала и "потенциала возвращения" молодых российских специалистов, получивших западное образование. Сформулированы предложения и рекомендации по разработке специальных программ, ориентированных на возвращение интеллектуальных ресурсов в Россию.

Для экономистов, социологов и других специалистов, интересующихся проблемами человеческого капитала, образования, молодежи, интеллектуальной элиты, миграции, а также для лиц, принимающих решения в данных областях.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

ЧАСТЬ I.

1. Методы исследования и источники данных
2. Основные определения и статистика
3. Классификация учебных мигрантов и способы выезда
4. Теоретические подходы
4.1. Этапы исследований проблемы "утечки молодых умов" в России
4.2. Проблема "утечки молодых умов" в контексте современных мировых тенденций
4.3. Концепция исследования

ЧАСТЬ II. РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

1. География стран-реципиентов и профиль обучения за рубежом
2. Социально-демографические характеристики
2.1. Половозрастной состав
2.2.Семейное положение
2.3. Место жительства в России
2.4. Уровень отечественного образования и подготовки
3. Учеба за рубежом
3.1. Виды учебных программ
3.2. Мотивы учебной миграции
3.3. Источники финансирования
3.4. Длительность пребывания и наличие опыта работы за рубежом
3.5. Связь с родиной
4. Профессиональный уровень
4.1. Уровень успеваемости
4.2. Успешность получения учебных и исследовательских грантов
4.3. Наличие публикаций в профессиональных изданиях за рубежом
5.Профессиональные намерения
5.1. Общие профессиональные ориентации
5.2. Практические усилия по трудоустройству
5.3. Оценка спроса и шансов на трудоустройство на российском и западном рынках труда
6. Миграционные (возвратные) намерения
6.1. Общие миграционно-возвратные ориентации
6.2. Конкретные намерения на ближайшее будущее
6.3. Профессионально-миграционные стратегии поведения
7. Ориентировочные оценки масштабов эмиграционного потенциала и потенциала возвращения
8. Косвенная оценка возможности возвращения
9. Ведущие факторы и стимулы возвратной миграции
10. Необходимость квалифицированных консультаций по российскому рынку профессионального труда

ЧАСТЬ III. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

ЧАСТЬ IV. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МИГРАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ ЗА РУБЕЖОМ: АНАЛИЗ СЛУЧАЕВ

ЧАСТЬ V. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ ВОЗВРАЩЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В РОССИЮ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most