|
|
Л.И. Леденева, Е.В. Тюрюканова
РОССИЙСКИЕ СТУДЕНТЫ ЗА РУБЕЖОМ: ПЕРСПЕКТИВЫ
ВОЗВРАЩЕНИЯ В РОССИЮ
Москва, Страховое ревю,
2002, 140 страниц
|
"В современных условиях наличие диплома о
высшем образовании или ученой степени, полученных в стране-реципиенте,
является мощным фактором последующей эмиграции молодого российского
специалиста, поскольку повышает шансы как профессиональной
реализации вообще, так и профессиональной интеграции в принимающее
сообщество, в частности" (стр. 103).
|
Работа посвящена исследованию профессионально-миграционного
поведения российских студентов, обучающихся в зарубежных университетах
по различным специальностям. Миграция интеллектуальных ресурсов
рассматривается как имманентная характеристика современного мира,
важнейшая составляющая процесса глобализации. В книге представлены
статистические данные о численности российских студентов по отдельным
странам-реципиентам, а также оригинальная социологическая информация,
охватывающая широкий спектр характеристик современного зарубежного
сообщества студентов-россиян, включая социально-демографический
портрет, профессиональные предпочтения и возвратно-миграционные
ориентации. Анализируются ведущие факторы и стимулы возвратной миграции.
Даются ориентировочные оценки эмиграционного потенциала и "потенциала
возвращения" молодых российских специалистов, получивших западное
образование. Сформулированы предложения и рекомендации по разработке
специальных программ, ориентированных на возвращение интеллектуальных
ресурсов в Россию.
Для экономистов, социологов и других специалистов, интересующихся
проблемами человеческого капитала, образования, молодежи, интеллектуальной
элиты, миграции, а также для лиц, принимающих решения в данных областях.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ЧАСТЬ I.
1. Методы исследования и источники данных
2. Основные определения и статистика
3. Классификация учебных мигрантов и способы выезда
4. Теоретические подходы
4.1. Этапы исследований проблемы "утечки молодых умов"
в России
4.2. Проблема "утечки молодых умов" в контексте современных
мировых тенденций
4.3. Концепция исследования
ЧАСТЬ II. РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
1. География стран-реципиентов и профиль обучения за рубежом
2. Социально-демографические характеристики
2.1. Половозрастной состав
2.2.Семейное положение
2.3. Место жительства в России
2.4. Уровень отечественного образования и подготовки
3. Учеба за рубежом
3.1. Виды учебных программ
3.2. Мотивы учебной миграции
3.3. Источники финансирования
3.4. Длительность пребывания и наличие опыта работы за рубежом
3.5. Связь с родиной
4. Профессиональный уровень
4.1. Уровень успеваемости
4.2. Успешность получения учебных и исследовательских грантов
4.3. Наличие публикаций в профессиональных изданиях за рубежом
5.Профессиональные намерения
5.1. Общие профессиональные ориентации
5.2. Практические усилия по трудоустройству
5.3. Оценка спроса и шансов на трудоустройство на российском и
западном рынках труда
6. Миграционные (возвратные) намерения
6.1. Общие миграционно-возвратные ориентации
6.2. Конкретные намерения на ближайшее будущее
6.3. Профессионально-миграционные стратегии поведения
7. Ориентировочные оценки масштабов эмиграционного потенциала
и потенциала возвращения
8. Косвенная оценка возможности возвращения
9. Ведущие факторы и стимулы возвратной миграции
10. Необходимость квалифицированных консультаций по российскому
рынку профессионального труда
ЧАСТЬ III. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
ЧАСТЬ IV. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МИГРАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКИХ
СТУДЕНТОВ ЗА РУБЕЖОМ: АНАЛИЗ СЛУЧАЕВ
ЧАСТЬ V. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ ВОЗВРАЩЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ
РЕСУРСОВ В РОССИЮ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
|