Rambler's Top100

№ 117 - 118
16 - 29 июня 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Портрет российского наркомана

Наркотизм в жизни и в массовом сознании

Как это начинается

Что происходит дальше

Обобщенный портрет наркомана

Город на город не похож

Что думает об антинаркотической политике петербургский народ

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Нино Мосешвили. Курильщики опиума. Nino Moseshvili. Opium smokers Портрет
российского
наркомана

Над темой номера работал
Иосиф ГУРВИЧ

Город на город не похож

Хотя по многим характеристикам обследованные города во многом схожи, между ними существуют и заметные различия.

Архангельск. Выборка по этому городу оказалась заметно смещена в сторону лиц с высоким образовательным статусом. Они имеют существенно меньший "стаж" инъекционного употребления наркотиков и значительно более поздний возраст, в котором началось инъекционное употребление.

Архангельские наркопотребители чаще употребляют инъекционно героин, кокаин, а также их сочетание, крэк и эфедрон, но реже - опиаты как самостоятельного приготовления, так и предназначенные для медицинского применения.

Частота использования ими "чужих", т.е. уже использованных игл и/или шприцов в течение предшествующего опросу месяца существенно ниже, чем в среднем по изучаемым городам. Новые, неиспользованные иглы и шприцы они чаще приобретают у других потребителей наркотиков, друзей, сексуальных партнеров, по программе обмена шприцев, в больнице, у лиц, постоянно делающих инъекции, родственников и членов семьи, в аптеках, крадут или приобретают в магазинах, но реже покупают на улицах, у медицинских работников или наркодилеров.

Сексуальное поведение архангельских наркопотребителей характеризуется существенно большим количеством как "коммерческих", так и случайных партнеров. В "коммерческом" сексе они значительно чаще выступают продавцами сексуальных услуг и реже - покупателями. Кроме того, они существенно лучше информированы о "факторах риска" заражения ВИЧ.

Тверь. Для тверских наркопотребителей характерен более высокий образовательный статус. Среди используемых ими инъекционно наркотиков заметно преобладает героин, включая и его совместное употребление с кокаином. Все остальные наркотические препараты представлены значительно меньше.

Тверские наркопотребители существенно реже используют "чужие" иглы и/или шприцы. Новые, неиспользованные иглы и шприцы они чаще приобретают по программе обмена шприцев, а также в аптеках, при значительно меньшем использовании всех других путей приобретения.

Для их поведения в "коммерческом" сексе значительно более характерна покупка сексуальных услуг за деньги или наркотики. Их знания о "факторах риска" заражения ВИЧ существенно выше средних значений для шести городов.

Екатеринбург. Здесь выборка исследования существенно смещена в сторону младшей возрастной группы. Соответственно ниже оказался и "стаж" инъекционного употребления наркотиков, и возраст первой инъекции.

Частота использования различных наркотических препаратов у екатеринбургских наркопотребителей статистически не отличается от средних значений по шести городом. Вместе с тем у них значительно выше частота использования наркотиков инъекционным путем, но ниже - частота использования "чужих" игл и/или шприцев.

Сексуальное же поведение екатеринбургских наркопотребителей существенно отлично от средних значений. У них несколько выше общее количество партнеров за предшествующие опросу 12 месяцев. Это касается, прежде всего, "коммерческих" партнеров, хотя и количество "случайных" партнеров больше.

В "коммерческом" сексе екатеринбургских наркопотребителей отличает чрезвычайно высокая активность при продаже сексуальных услуг за деньги или наркотики и меньшая активность при их покупке.

Самара. Выборка исследования в этом городе значительно смещена в сторону лиц с низким образовательным статусом. Среди самарских наркопотребителей выше "стаж" инъекционного употребления. Виды препаратов, употребляемых инъекционно, у них несколько отличаются от средних значений по шести городам, за счет, прежде всего, самостоятельно изготовленных опиатов, а также опиатов, предназначенных для медицинского применения, героина с кокаином. Соответственно, здесь ниже доля потребителей стимуляторов.

Частота использования наркотиков инъекционным путем здесь также выше, однако применение "чужих" игл и / или шприцев, напротив, ниже.

Новые, неиспользованные иглы и шприцы самарские наркопотребители чаще приобретают у медицинских работников, в магазинах, у работников фармацевтических фирм, наркодилеров, людей, постоянно делающих инъекции наркозависимым, в больницах, у родственника или члена семьи, друзей, в аптеке, у сексуального партнера, на улице, но реже - по программам обмена шприцев и у других наркопотребителей.

Сексуальная активность самарских наркопотребителей выше усредненных данных по шести городам, причем равномерно за счет как "постоянных", так и "коммерческих", и "случайных" партнеров. "Коммерческий" секс здесь реже предполагает и покупку, и продажу услуг за деньги или наркотики. Возможно, в Самаре распространены какие-то другие виды оплаты сексуальных услуг, например, продукты питания или одежда.

Уровень знаний самарских наркопотребителей о "факторах риска" заражения ВИЧ заметно ниже, по сравнению со средними значениями для объединенной выборки.

Ростов-на-Дону. Здесь выборка оказалась сильно смещенной по двум параметрам - возрасту, в сторону старшей возрастной группы, и образованию, в сторону лиц с более высоким образовательным статусом. Отсюда и "стаж" инъекционного употребления, и возраст начала такого употребления здесь существенно выше.

Ростовские наркопотребители значительно реже используют героин, кокаин и крэк, но чаще - опиаты, как изготовленные самостоятельно, так и предназначенные для медицинского применения, эфедрон.

Значительно реже они используют "чужие", т.е. уже использованные иглы и шприцы. В сфере сексуального поведения им присуща несколько меньшая вовлеченность в "коммерческий" секс, оплачиваемый деньгами или наркотиками.

Иркутск. Выборка исследования в этом городе смещена в сторону младшей возрастной группы. Ниже и возраст, в котором у респондентов произошло первое инъекционное употребление наркотика.

Среди используемых наркотических препаратов здесь резко преобладает героин при меньшей доле всех других употребляемых инъекционно наркотиков. Существенно реже иркутские наркопотребители используют "чужие" иглы и шприцы. Новые, неиспользованные иглы и шприцы они сравнительно чаще приобретают на улицах и в аптеках. Соответственно, все остальные источники получения новых игл и шприцов представлены меньше. Особенно велико это различие по программам обмена шприцов, друзьям, другим наркопотребителям, магазинам, медицинским работникам, сексуальным партнерам и больницам.

Врезка 3
Заболеваемость и распространенность наркологической патологии среди населения имеют отчетливые региональные различия: наиболее высоки они в территориях, сопредельных со странами, являющимися производителями наркотиков, а также там, где проходят основные пути их проникновения в Россию. К таким территориям относятся регионы Южной и Западной Сибири (Тюменская, Томская, Кемеровская, Курганская области, Алтайский край), Восточной Сибири (Иркутская область), Дальнего Востока (Хабаровский край), Северного Кавказа (Краснодарский край), а также наиболее крупные города и порты (Москва, Санкт-Петербург, Калининград).

Таблица 6. Распределение субъектов Российской Федерации по уровню заболеваемости населения региона наркоманией в 2000 году

Уровень заболеваемости населения наркоманией (взято под наблюдение больных с впервые в жизни установленным диагнозом на 100000 населения)

Число регионов, единиц

Наименование регионов с минимальным и максимальным значением в группе

Менее 29,9

42

Эвенкийский автономный округ, Агинский Бурятский автономный округ, Корякский автономный округ (0,0), Чувашская Республика (29,4)

30,0-59,9

26

Ивановская область (30,2), Томская область (58,0)

60,0-89,9

12

Пермская область (62, 1), Алтайский край (87,4)

90,0-119,9

4

Приморский край (97,8), Тюменская область (118,3)

120,0 и более

5

Иркутская область (121,5), Ханты-Мансийский автономный округ (161,7)

Источник: О наркопреступности и наркомании в России // Вопросы статистики №12, 2002, с. 60-65

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most