Rambler's Top100

№ 117 - 118
16 - 29 июня 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Изучение динамики распространенности наркоманий с учетом структуры потребляемых наркотических веществ на региональном уровне

Распространенность алкоголизма и наркомании среди населения России

Ситуация с наркотиками в Германии и Саксонии

Распространение наркомании среди молодежи в Оренбургской области

Peпpoдуктивное здоровье россиянок

Фертильность и планирование семьи в сельском Тибете

Фертильность и планирование семьи в сельском Тибете

М.К. Гольдштейн
(GOLDSTEIN M.C. Fertility and family planning in rural Tibet // China j. -Canberra, 2002. - Iss. 47. - P. 19-39. Опубликовано в РЖ "Востоковедение и африканистика" №4, 2002. Реферирование: Б.В. Лось)

Статья опровергает сведения об "ужасающем положении в области контроля рождаемости в Тибете, где существуют принудительные аборты, обязательная стерилизация и огромные штрафы за превышение лимитированного числа детей". Именно такие данные были представлены в 1998 году в докладе ООН о демографической ситуации в Тибетском автономном районе, основанном преимущественно на свидетельствах беженцев из этого района.

Авторы (совместно с Тибетской академией социальных наук) провели обследования 13 деревень в двух провинциях Центрального Тибета, представляющие весь спектр социально-экономических и культурных реалий этого района. В 1997-2000 годах специально подготовленные люди из местного населения посетили все без исключения семьи и опросили 1749 женщин старше 15 лет, а также членов их семей (все опросы происходили на тибетском языке). Средний возраст опрошенных составил 34 года, а средний размер семьи - 7,1 человека.

Хотя большинство тибетцев традиционно вступают в моногамные браки, в деревнях до сих пор существуют полигамия и полиандрия. Так, из 1060 замужних женщин 81,6% жили в моногамных семьях, 1,9 - в полигамных, а 15,8% - женщин имели двух и более мужей (как правило, братьев). В целом, 51,8% женщин состояли в браке, 2,8 были разведены, 8,9 - вдовы, а 36,4% были незамужем. Тибетские девушки редко выходят замуж раньше 20 лет: лишь 2,5% 15-19-летних состояли в браке; среди 20-24-летних таких было уже 40,8, 25-29 -летних - 69,2, а 30-34-летних - 69,2%. Средний возраст вступления в брак - 22,8 года, а первого ребенка тибетская крестьянка рожает в сравнительно позднем возрасте - в 23,6 года.

О том, что в Тибете нет принудительного ограничения рождаемости, свидетельствуют показатели фертильности: среднее число рождений у всех женщин 40-44 и 44-49 лет составило 4,6 и 5,2 соответственно. Для замужних эти показатели еще выше - у 40-44-летних, вступивших в репродуктивный период к началу "новой эры", - 5,7 (этот уровень не отличается от соответствующего у этнических тибетцев, живущих вне обследуемого автономного района: в западной части Тибета, в Северном Непале, у женщин после 40 этот показатель 5,4-6,3). Неудивительно, что, как и в других странах с высокой фертильностью, в сельском Тибете молодежь составляет значительную часть населения: 34,1% населения моложе 15 лет, в то время как в КНР в целом - 26%.

Не подтверждаются сообщения беженцев о том, что женщина, имеющая двоих детей, подвергается насильственной стерилизации или обязана сделать аборт в случае новой беременности. В 1997 году 45% семей, где появились дети, имели двоих детей, 31% - троих, а 20% - четырех и более детей. Подавляющее большинство тибетских семей до сих пор не намерено ограничиваться двумя детьми в своей семье. Верно, что число детей в крестьянских семьях в последние годы несколько сократилось, но это связано лишь с изменением социально-экономических условий в тибетской деревне.

Важный показатель свободы выбора - демографическое поведение местных руководителей. Среднее число выживших детей в семьях 20 глав деревень, многие из которых были членами Коммунистической партии Китая (некоторые даже входили в руководящие партийные органы на местах), было 5,1; 70% руководителей имели четырех и более детей, а 60% - пятерых и более.

И хотя "не существует никакой общей программы принудительного контроля над рождаемостью", тем не менее демографическая ситуация в сельском Тибете в последние десятилетия меняется, что в первую очередь связано с уменьшением детской смертности: во всем мире, как правило, это сопровождается добровольным ограничением числа детей в семье. Развитие современного медицинского обслуживания женщин и детей в сочетании с обязательной вакцинацией населения привели к тому, что почти 90% детей в деревнях Тибета остаются в живых: (на севере Непала, по оценкам, до сих пор более половины детей умирает, не дожив до 15 лет). В среднем, замужняя женщина 20-59 лет в тибетской деревне имеет 3,8 выживших ребенка из родившихся 4,3. В отличие от КНР в целом, девочки умирают не чаще, чем мальчики.

"Хотя тибетское руководство и стремится к осуществлению программ планирования семьи в сельских районах, их внедряют не особенно жестко, особенно по общекитайским меркам. Кроме того, их применение затрудняется нехваткой необходимых средств и персонала". Первые программы планирования семьи появились в Тибете в середине 70-х годов, однако затрагивали они исключительно китайцев хань или тибетско-ханьские пары. Лишь в первой половине 80-х годов тибетским крестьянам было предписано иметь не более троих детей, однако эти указания не имели практического воплощения. Принятие руководством Тибета программ уменьшения бедности к 2000 году несколько стимулировало осуществление этих программ, которые тем не менее продолжали оставаться скорее пожеланиями, чем реальностью. Каждая префектура и кантон самостоятельно решали, какие меры по снижению размеров семьи будут применяться на их территории. Поэтому, несмотря на угрозу штрафов за превышение предписанного числа детей, ни одна семья не была оштрафована по этой причине.

Неудачи в применении административных методов воздействия вынудили тибетское руководство переключить свое внимание на здравоохранение и пропаганду экономических преимуществ меньшей семьи. Новые компании планирования семьи были рассчитаны в основном на добровольное ограничение ее размеров. Крестьянское население Тибета, где нет культурно-этических или религиозных запретов на использование средств предохранения от беременности, достаточно позитивно отнеслось к новым инициативам правительства. 92% сельских женщин известен по крайней мере один метод контрацепции, а 81,4% замужних женщин 30-44 лет знают четыре и более метода. Более половины обследованных женщин применяют те или иные методы ограничения размеров семьи. Особенно это касается тех женщин, которые уже имеют троих и более детей.

Таким образом, "в Тибете мы имеем парадоксальную ситуацию, когда высокая фертильность в сельских районах сочетается с широкомасштабным применением современных методов контрацепции". В первую очередь это связано с относительно коротким периодом, когда интенсивно начали осуществляться программы планирования семьи, - 5-7 лет. Желаемое число детей зависит во многом от материального уровня семьи: самые зажиточные хотели бы иметь в среднем 5,7 детей, семьи со средними доходами - 4,0, а бедняки - 2,5. Как правило, решение ограничить число детей женщина принимает не единолично, а посоветовавшись с супругом и другими родственниками. "Тибетские крестьяне хотят иметь много детей, но ощущают взаимосвязь между экономическим статусом семьи и желаемым числом детей: чем богаче семья, тем больше детей она может себе позволить".

Сокращению числа детей в семьях сельского Тибета способствовала также начавшаяся в середине 80-х годов деколлективизация, когда земля была поделена между всеми членами коммуны: ребенок, родившийся после этого события, уже не имел прав на землю, а доля умершего члена семьи оставалась в пользовании его родственников. И если в первые годы после начала этого процесса фертильность оставалась традиционно высокой, то постепенно крестьяне начали осознавать, что полученной семьей земли недостаточно для обеспечения ею всех наследников. "Именно это соображение способствует относительно широкому использованию контрацептивов. Для многих семей ограничение числа детей в семье стало основной стратегией решения существующих проблем".

Авторы подчеркивают, что при оценке социально-экономической и политической ситуации в Тибете нельзя полагаться на свидетельства беженцев.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most