Rambler's Top100

№ 87 - 88
4 - 17 ноября 2002

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Предложение рабочей силы на рынке труда зарубежных стран

Изменения в заселенности и национальном составе населения в пограничных областях Казахстана

Этническая структура миграционных потоков из Центральной Азии в российское приграничье

Трудовая активность пожилых трудящихся во Франции

Иммиграция и рынок труда в Италии

Иммиграция и рынок труда в Италии

Брюнетта Р., Туратто Р.

(BRUNETTA R., TURATTO R. Quelles relations? // Problemes econ -P., 2001.-№ 2709. -P.21-24. С.Н.Куликова)

В течение длительного времени, указывают итальянские исследователи, Италия была страной эмиграции. В последние годы ситуация претерпела кардинальные изменения, так как резко возросло количество иммигрантов в Италию.

Сокращение эмиграции и переориентация миграционных потоков отчасти были обусловлены повышением уровня доходов в южных районах Италии и сокращением разрыва в доходах итальянцев и жителей других европейских стран. Мигранты из стран Северной Африки в поисках источников существования с некоторых пор стали выбирать Италию. Поскольку иммиграция довольно быстро достигла значительного размаха, то появились проблемы, связанные с нелегальным въездом, социальным обеспечением и ассимиляций иммигрантов.
Впервые с этими проблемами Италия столкнулась в середине 80-х годов. В 1986 году в условиях отсутствия специального законодательства политики предприняли первые шаги по регламентации процедуры въезда иностранных рабочих (ИР). В 1990 и 1998 годах были приняты новые законы в этой области.

Со временем характер иммиграции менялся. Сначала она охватила только несколько крупных городов, а затем быстро распространилась по всей территории страны. Основная часть иммигрантов сосредоточилась в наиболее развитых в экономическом отношении районах Севера и Центра Италии. В конце 90-х годов состав миграционных потоков изменился в связи с политическими и экономическими потрясениями в Центральной и Восточной Европе. На 31 декабря 1999 года, по данным министерства внутренних дел, число легально проживающих в Италии иностранцев составило 1251,9 тысячи человек. В то же время Национальный институт статистики оценивал число иностранцев в 1270,5 тысячи человек. Однако эти цифры, считают авторы, занижают количество легальных иммигрантов примерно на 19%. По их оценкам, число официально проживающих иммигрантов достигало 1490 тысяч человек, лиц, ожидающих официального подтверждения своего статуса, - 100 тысяч человек. Таким образом, в Италии насчитывается как минимум 1,6 миллиона легальных иммигрантов. С учетом же нелегально проживающих в Италии ИР численность иностранцев составляет, по мнению авторов, 2 миллиона человек.

Отличительной чертой иммиграции в Италию является разнообразие стран происхождения иммигрантов, районов их проживания, профессий и т.д. Схематично положение иностранных работников характеризуется двумя крайностями. С одной стороны, отмечается более благоприятное положение иностранных работников на Севере Италии, где преобладают легальные мигранты, успешно решаются вопросы их трудоустройства, социальной интеграции. С другой стороны, менее благополучное положение ИР сложилось на юге страны. Здесь они живут, как правило, на нелегальных условиях, работают в основном в сельскохозяйственном секторе и испытывают трудности с социальной интеграцией.

Идеальным примером первого типа положения ИР может служить ситуация в провинции Ломбардия, где проживает наибольшее количество иммигрантов. ИР сосредоточены в основном в двух сферах. Прежде всего, они заняты в сфере услуг (транспорт, уборка, рестораны, домашняя работа, уход и др.). Кроме того, в районах, где ощущается нехватка рабочей силы в промышленности, ИР используются на промышленных предприятиях, особенно мелких и средних. В Ломбардии по сравнению с остальной частью Италии доля иностранцев, проживающих относительно давно, имеет тенденцию к повышению. Кроме того, увеличивается доля легально прибывающих иммигрантов-женщин, три четверти которых приезжают по программе воссоединения семей, что указывает на средне- и долгосрочный характер иммиграции в этот район. Показателем относительной стабильности иммиграции в Ломбардии является также численность и состав учащихся: в 1998/1999 учебном году 2,1% школьников были детьми иностранцев. Более того, этот показатель быстро растет (еще пять лет назад он был вдвое меньше).

Иное положение иммигрантов отмечается в провинции Кампания, где численность официально зарегистрированных ИР составляет лишь 63 тысячи человек, в то время как очень велика нелегальная занятость. В конце 80-х годов соотношение легально и нелегально занятых иностранцев составляло 1:10, хотя специалисты считают, что в последнее время число нелегальных иммигрантов снизилось в результате принятия соответствующих мер и отъезда части ИР в северные районы страны.

В провинции Кампания распространение нелегальной иммиграции связано со структурой рынка труда иностранных работников. Как правило, ИР заняты в сельском хозяйстве и сфере услуг из-за слабого развития промышленности. Занятость в сельском хозяйстве носит сезонный характер, оплата труда производится обычно без заключения контракта. Ее размер значительно ниже определенного профсоюзными договорами минимума. Для занятости иммигрантов характерны исключительная нестабильность и гибкость рабочего графика. Как правило, для подобной занятости не требуется специальной подготовки и профессиональных знаний. Возможности контроля со стороны властей ограничены, так как у ИР нет постоянного места работы.

Авторы указывают, что в Италии сложилась ситуация, характерная для сельского хозяйства юга Европы и США, где из-за спроса на сезонных работников возникла кочующая рабочая сила, перемещающаяся с места на место.

Работа в качестве прислуги и надомном производстве является второй сферой занятости иностранных работников в Кампании. Для такой работы привлекаются преимущественно филиппинцы, эритрейцы и поляки, как правило, на нелегальных условиях, с предоставлением жилья. В этом случае возможности для социальной интеграции ИР очень невелики.
Рассматривая проблему планирования миграционных потоков, авторы отмечают, что тенденция к увеличению иммиграция в Италию обусловлена сокращением прироста населения в стране и высокими темпами роста населения в Северной Африке, а также более высокими показателями социально-экономического развития Италии по сравнению с развивающимися странами.

Принятые за последние 15 лет три закона, касающиеся регулирования иммиграции в Италию, по мнению авторов, не способствовали улучшению положения ИР. Меры по планированию миграционных потоков, с одной стороны, и обеспечению реальной интеграции иммигрантов - с другой, не дали ожидаемых результатов. Авторы обращают внимание также на продолжающийся рост нелегальной иммиграции, масштабы которой несопоставимы ни с одной европейской страной. В последние годы этому способствовали иммиграция из бывших социалистических стран, а также постиндустриальные изменения рынка труда.

Политика регулирования миграционных потоков показала свою неэффективность не только в Италии, но и в других странах. В любом случае регулирование миграционных потоков эффективно только при условии, что наем рабочей силы осуществляется через соответствующие институты и носит "прозрачный" характер. Вследствие этого оно бывает успешным в странах, где профсоюзы оказывают реальное влияние на стоимость труда и где спрос на рабочую силу хорошо известен благодаря деятельности целого ряда организаций. В таких условиях регулирование миграционных потоков гармонирует с действием рыночных сил. Нарушение трудового законодательства не дает предпринимателям больших преимуществ. В условиях нерегулируемого рынка фирмы стремятся в основном снижать издержки, в первую очередь за счет оплаты труда. В связи с этим предприятия заинтересованы в найме иммигрантов, которые довольствуются более низкой заработной платой, чем местные трудящиеся. В этих условиях ИР очень внимательно рассматривают как легальные, так и нелегальные возможности получить работу.

Перед лицом долгосрочной тенденции к росту международной миграции необходимы меры, направленные на ограничение или планирование иммиграционных потоков. Бесполезны и вредны действия политиков, стремящихся прекратить миграцию населения, так как это ведет к увеличению нелегальной иммиграции и деградации социального климата. Политика в области миграции должна учитывать долгосрочные демографические тенденции, наблюдающиеся в Европе и в других странах.

Очевидно, что основным элементом регулирования миграционных потоков является регулирование рынка труда, направленное против теневой экономики и нелегальной занятости. Ограничение теневой экономики предполагает сокращение экономического пространства, в котором выживает и развивается нелегальная иммиграция.

Глобальная стратегия управления миграционными потоками предполагает международную кооперацию. Эффективные программы Международной кооперации должны играть первостепенную роль в сокращении разрыва в доходах, поскольку подобный разрыв является первопричиной миграций. Международная кооперация в области миграции населения должна базироваться на обновленной концепции сотрудничества промышленно развитых стран. Конкуренция между странами должна быть ликвидирована.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most