|
Иммиграция и рынок труда в Италии
Брюнетта Р., Туратто Р.
(BRUNETTA R., TURATTO R. Quelles relations? // Problemes
econ -P., 2001.-№ 2709. -P.21-24. С.Н.Куликова)
В течение длительного времени, указывают итальянские
исследователи, Италия была страной эмиграции. В последние годы ситуация
претерпела кардинальные изменения, так как резко возросло количество
иммигрантов в Италию.
Сокращение эмиграции и переориентация миграционных потоков
отчасти были обусловлены повышением уровня доходов в южных районах
Италии и сокращением разрыва в доходах итальянцев и жителей других
европейских стран. Мигранты из стран Северной Африки в поисках источников
существования с некоторых пор стали выбирать Италию. Поскольку иммиграция
довольно быстро достигла значительного размаха, то появились проблемы,
связанные с нелегальным въездом, социальным обеспечением и ассимиляций
иммигрантов.
Впервые с этими проблемами Италия столкнулась в середине 80-х годов.
В 1986 году в условиях отсутствия специального законодательства
политики предприняли первые шаги по регламентации процедуры въезда
иностранных рабочих (ИР). В 1990 и 1998 годах были приняты новые
законы в этой области.
Со временем характер иммиграции менялся. Сначала она
охватила только несколько крупных городов, а затем быстро распространилась
по всей территории страны. Основная часть иммигрантов сосредоточилась
в наиболее развитых в экономическом отношении районах Севера и Центра
Италии. В конце 90-х годов состав миграционных потоков изменился
в связи с политическими и экономическими потрясениями в Центральной
и Восточной Европе. На 31 декабря 1999 года, по данным министерства
внутренних дел, число легально проживающих в Италии иностранцев
составило 1251,9 тысячи человек. В то же время Национальный институт
статистики оценивал число иностранцев в 1270,5 тысячи человек. Однако
эти цифры, считают авторы, занижают количество легальных иммигрантов
примерно на 19%. По их оценкам, число официально проживающих иммигрантов
достигало 1490 тысяч человек, лиц, ожидающих официального подтверждения
своего статуса, - 100 тысяч человек. Таким образом, в Италии насчитывается
как минимум 1,6 миллиона легальных иммигрантов. С учетом же нелегально
проживающих в Италии ИР численность иностранцев составляет, по мнению
авторов, 2 миллиона человек.
Отличительной чертой иммиграции в Италию является разнообразие
стран происхождения иммигрантов, районов их проживания, профессий
и т.д. Схематично положение иностранных работников характеризуется
двумя крайностями. С одной стороны, отмечается более благоприятное
положение иностранных работников на Севере Италии, где преобладают
легальные мигранты, успешно решаются вопросы их трудоустройства,
социальной интеграции. С другой стороны, менее благополучное положение
ИР сложилось на юге страны. Здесь они живут, как правило, на нелегальных
условиях, работают в основном в сельскохозяйственном секторе и испытывают
трудности с социальной интеграцией.
Идеальным примером первого типа положения ИР может служить
ситуация в провинции Ломбардия, где проживает наибольшее количество
иммигрантов. ИР сосредоточены в основном в двух сферах. Прежде всего,
они заняты в сфере услуг (транспорт, уборка, рестораны, домашняя
работа, уход и др.). Кроме того, в районах, где ощущается нехватка
рабочей силы в промышленности, ИР используются на промышленных предприятиях,
особенно мелких и средних. В Ломбардии по сравнению с остальной
частью Италии доля иностранцев, проживающих относительно давно,
имеет тенденцию к повышению. Кроме того, увеличивается доля легально
прибывающих иммигрантов-женщин, три четверти которых приезжают по
программе воссоединения семей, что указывает на средне- и долгосрочный
характер иммиграции в этот район. Показателем относительной стабильности
иммиграции в Ломбардии является также численность и состав учащихся:
в 1998/1999 учебном году 2,1% школьников были детьми иностранцев.
Более того, этот показатель быстро растет (еще пять лет назад он
был вдвое меньше).
Иное положение иммигрантов отмечается в провинции Кампания,
где численность официально зарегистрированных ИР составляет лишь
63 тысячи человек, в то время как очень велика нелегальная занятость.
В конце 80-х годов соотношение легально и нелегально занятых иностранцев
составляло 1:10, хотя специалисты считают, что в последнее время
число нелегальных иммигрантов снизилось в результате принятия соответствующих
мер и отъезда части ИР в северные районы страны.
В провинции Кампания распространение нелегальной иммиграции
связано со структурой рынка труда иностранных работников. Как правило,
ИР заняты в сельском хозяйстве и сфере услуг из-за слабого развития
промышленности. Занятость в сельском хозяйстве носит сезонный характер,
оплата труда производится обычно без заключения контракта. Ее размер
значительно ниже определенного профсоюзными договорами минимума.
Для занятости иммигрантов характерны исключительная нестабильность
и гибкость рабочего графика. Как правило, для подобной занятости
не требуется специальной подготовки и профессиональных знаний. Возможности
контроля со стороны властей ограничены, так как у ИР нет постоянного
места работы.
Авторы указывают, что в Италии сложилась ситуация, характерная
для сельского хозяйства юга Европы и США, где из-за спроса на сезонных
работников возникла кочующая рабочая сила, перемещающаяся с места
на место.
Работа в качестве прислуги и надомном производстве является
второй сферой занятости иностранных работников в Кампании. Для такой
работы привлекаются преимущественно филиппинцы, эритрейцы и поляки,
как правило, на нелегальных условиях, с предоставлением жилья. В
этом случае возможности для социальной интеграции ИР очень невелики.
Рассматривая проблему планирования миграционных потоков, авторы
отмечают, что тенденция к увеличению иммиграция в Италию обусловлена
сокращением прироста населения в стране и высокими темпами роста
населения в Северной Африке, а также более высокими показателями
социально-экономического развития Италии по сравнению с развивающимися
странами.
Принятые за последние 15 лет три закона, касающиеся
регулирования иммиграции в Италию, по мнению авторов, не способствовали
улучшению положения ИР. Меры по планированию миграционных потоков,
с одной стороны, и обеспечению реальной интеграции иммигрантов -
с другой, не дали ожидаемых результатов. Авторы обращают внимание
также на продолжающийся рост нелегальной иммиграции, масштабы которой
несопоставимы ни с одной европейской страной. В последние годы этому
способствовали иммиграция из бывших социалистических стран, а также
постиндустриальные изменения рынка труда.
Политика регулирования миграционных потоков показала
свою неэффективность не только в Италии, но и в других странах.
В любом случае регулирование миграционных потоков эффективно только
при условии, что наем рабочей силы осуществляется через соответствующие
институты и носит "прозрачный" характер. Вследствие этого
оно бывает успешным в странах, где профсоюзы оказывают реальное
влияние на стоимость труда и где спрос на рабочую силу хорошо известен
благодаря деятельности целого ряда организаций. В таких условиях
регулирование миграционных потоков гармонирует с действием рыночных
сил. Нарушение трудового законодательства не дает предпринимателям
больших преимуществ. В условиях нерегулируемого рынка фирмы стремятся
в основном снижать издержки, в первую очередь за счет оплаты труда.
В связи с этим предприятия заинтересованы в найме иммигрантов, которые
довольствуются более низкой заработной платой, чем местные трудящиеся.
В этих условиях ИР очень внимательно рассматривают как легальные,
так и нелегальные возможности получить работу.
Перед лицом долгосрочной тенденции к росту международной
миграции необходимы меры, направленные на ограничение или планирование
иммиграционных потоков. Бесполезны и вредны действия политиков,
стремящихся прекратить миграцию населения, так как это ведет к увеличению
нелегальной иммиграции и деградации социального климата. Политика
в области миграции должна учитывать долгосрочные демографические
тенденции, наблюдающиеся в Европе и в других странах.
Очевидно, что основным элементом регулирования миграционных
потоков является регулирование рынка труда, направленное против
теневой экономики и нелегальной занятости. Ограничение теневой экономики
предполагает сокращение экономического пространства, в котором выживает
и развивается нелегальная иммиграция.
Глобальная стратегия управления миграционными потоками
предполагает международную кооперацию. Эффективные программы Международной
кооперации должны играть первостепенную роль в сокращении разрыва
в доходах, поскольку подобный разрыв является первопричиной миграций.
Международная кооперация в области миграции населения должна базироваться
на обновленной концепции сотрудничества промышленно развитых стран.
Конкуренция между странами должна быть ликвидирована.
|