|
Экономическая
поддержка семьи в Российской Федерации |
 |
Рубрику ведет кандидат экономических наук
Руководитель Центра по изучению проблем
народонаселения экономического факультета МГУ
Валерий ЕЛИЗАРОВ
|
Обновленный закон
Федеральный закон
"О внесении изменений в Федеральный закон
"О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
Принят Государственной Думой
|
21 декабря 2001 года.
|
Одобрен Советом Федерации
|
26 декабря 2001 года.
|
Статья 1. Внести в Федеральный закон от
19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам,
имеющим детей" (Собрание законодательства Российской Федерации,
1995, № 21, ст. 1929; № 48, ст. 4566; 1996, № 49, ст. 5489; 1998,
№ 30, ст. 3613; 2000, № 33, ст. 3348) следующие изменения:
1. В абзаце третьем статьи 8 слова "100 рублей" заменить
словами "300 рублей".
2. В статье 10 слова "100 рублей" заменить словами "300
рублей".
3. В статье 12 слова "1500 рублей" заменить словами "4500
рублей".
4. В статье 15 слова "200 рублей" заменить словами "500
рублей".
Статья 2. Президенту Российской Федерации
и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые
акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 3. Настоящий Федеральный закон
вступает в силу с 1 января 2002 года.
Президент Российской Федерации
|
В. ПУТИН
|
Москва, Кремль
28 декабря 2001 г.
№ 181-ФЗ
Опубликовано в "Российской газете" от 30 декабря
2001 г.,
№ 255 (2867).
Комментарий
Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2002 года.
В соответствии с этим законом увеличиваются размеры следующих пособий
на детей:
- единовременное пособие при рождении (усыновлении) ребенка повышается
с 1500 до 4500 рублей (в 3 раза);
- ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком
до достижения им возраста полутора лет - с 200 до 500 рублей (в
2,5 раза);
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских
учреждениях в ранние сроки беременности, - со 100 до 300 рублей
(в 3 раза);
- пособие по беременности и родам, выплачиваемое женщинам, уволенным
в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций, в
течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном
порядке безработными, - со 100 до 300 рублей (в 3 раза).
Три первых пособия финансируются из Фонда социального
страхования, четвертое - из Федерального бюджета.
Следует отметить, что кажущееся столь резким увеличение
пособий лишь восстанавливает соотношение между размерами пособий
и минимальным размером оплаты труда (МРОТ), установившееся в 90-е
годы и нарушенное в 2001 году, когда пособия с 1.01.2001 были
установлены в процентном отношении к базовой сумме, равной 100 рублям,
а не к МРОТ. Для справки: МРОТ с 1.07.2000 был установлен в
размере 132 рубля, с 1.01.2001 - в размере 200 рублей, с 1.07.2001
- в размере 300 рублей.
Отметим при этом, что ежемесячное пособие на период
отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора
лет увеличилось почему-то не в 3 раза (как другие пособия), а лишь
в 2,5 раза - с 200 руб. до 500 руб., хотя было бы логично увеличить
его также втрое - до уровня в 600 руб.
Столь эффектное - сразу на 3 тысячи рублей - увеличение
единовременного пособия при рождении ребенка потребует в расчете
на 2002 год дополнительных расходов из Фонда социального страхования
примерно в 4 млрд. рублей (3 000 р. х 1,33 млн. рождений).
Дополнительные расходы на пособие по уходу за ребенком
до 1,5 лет составят в расчете на 2002 год куда большую сумму - около
7,2 млрд. рублей. (300 руб. х 12 месяцев х 2 млн. матерей). Если
бы пособие было увеличено не до 500, а до 600 рублей, то потребовалось
бы еще 2,4 млрд. рублей.
В связи с принятием закона об увеличении размеров пособий
на детей небезынтересно вспомнить, как развивалась система экономической
помощи семьям с детьми (пособия и компенсационные выплаты) в 90-е
годы. Меры помощи семьям неоднократно модифицировалась, при этом
менялись не только методические принципы и критерии поддержки, но
и масштаб различных видов помощи семьям с детьми.
|