|
|
Десять
лет СНГ - десять лет миграций между странами-участниками |
|
Над темой работала Жанна ЗАЙОНЧКОВСКАЯ
|
Свертывание миграций: временный кризис или новая логика
миграционного взаимодействия?
Примем за точку отсчета 1989 год. Во-первых, это год
переписи, что дает надежду на более точный учет миграции. Во-вторых,
хотя в 1989 году уже сказалось влияние первых этнических конфликтов,
миграционные параметры этого года были обычны для 80-х.
В 1990 году влияние перемен стало уже очень заметным,
а между 1990 и 2000 годами в СНГ произошло стремительное свертывание
миграций: количество мигрантов сократилось более чем в 4 раза (рис.1).
Рисунок 1. Миграция между странами СНГ, 1989-2000, в
тысячах человек
Если считать по регистрации прибытий, то в 1989 году
число переездов между странами СНГ - тогда союзными республиками
СССР - составило 2 миллиона человек. Фактически, это число было
гораздо большим, так как еще 1,6 миллиона человек переехали в неизвестном
направлении и не были зафиксированы актами прибытия. Это главным
образом военнослужащие и заключенные, чьи маршруты в то время не
раскрывались. Хотя спецконтингент включал и внутренних мигрантов
(в пределах одной республики), ясно, что внешняя компонента в его
составе тоже очень большая. В 1990-1992 годах движение населения
между странами СНГ удерживалось примерно в тех же рамках, что и
в конце 80-х. Основную лепту в поддержание параметров миграции в
это время внесли "развод" армии, паническая репатриация
сразу после ликвидации СССР и первые потоки армянских беженцев.
После 1992 года объем межгосударственной миграции в СНГ неуклонно
сокращался и в 2000 году составил всего 480 тысяч человек, то есть
в четыре раза меньше, чем в 1989. Но, поскольку в 90-е годы спецконтингенты
уже включались в общее число мигрантов, данные не совсем сопоставимы.
С учетом поправки, миграционный спад, по-видимому, будет не менее,
чем пятикратным.
Что стоит за этой устойчиво нисходящей тенденцией: временный
кризис или новая логика миграционного взаимодействия на постсоветском
пространстве?
На наш взгляд, следует говорить именно о кризисе, порожденном
не только экономическим спадом, но и ошибками в государственном
строительстве в новых странах, в новых схемах взаимодействия их
друг с другом.
Попытаемся обозначить главные составляющие этого кризиса.
- Резко сузилась миграционная емкость стран СНГ, вследствие:
(а) падения производства и сокращения числа рабочих мест; (б)
сокращения видов среднего технического и среднего специального
образования; (в) уменьшения доступности образования на выезде
из-за мизерности стипендий и дороговизны питания; (г) девальвации
образования вообще. Все это очень сильно уменьшило возможности
выезда молодежи, которая составляет основную часть мигрантов в
условиях устойчивого развития. Например, в России доля молодежи
в наиболее мобильном возрасте 14-29 лет во внутренних потоках
упала с 70% и больше в 80-е годы до 46% в 2000 году, а среди прибывающих
из стран СНГ - до 28%, при том, что границы практически открыты.
- Беспрецедентное значение в миграциях приобрел этнический
фактор, что связано с легкостью его использования в качестве инструмента
самоутверждения правящих элит и консолидации основной части населения
страны в условиях развала экономики. Политические элиты активно
использовали этнический фактор в борьбе за власть, за присвоение
и передел бывшего государственного имущества и доступ к денежным
потокам, что, в свою очередь, породило кризисные миграционные
потоки. Национализм, территориальные претензии, сепаратизм и гегемонистские
устремления обернулись в итоге этническими конфликтами и массовыми
потоками беженцев и перемещенных лиц. Эти процессы отодвинули
вглубь классические детерминанты миграций, такие как урбанизация,
рынок труда и образование. Их заменило стремление к этнической
безопасности. Вынужденная репатриация стала доминирующим миграционным
потоком, точно также, как это было в первые годы после революции
1917 года.
- Игнорирование интересов рядовых граждан бывшего
СССР при его расформировании и образовании новых государств. Не
была гарантирована (хотя бы на ограниченный срок) преемственность
основных гражданских прав для желающих переехать из одной бывшей
союзной республики в другую. То же относится к правовым гарантиям
национальных меньшинств, диаспорных групп, вообще нетитульного
населения, которое заранее не было ограждено от этнического произвола
никакими взаимными обязательствами новых государств. Правовая
неопределенность затронула интересы многих миллионов людей.
- Последствия откровенного безразличия новых политических
элит к собственному населению преодолеваются крайне медленно,
этому препятствуют воинствующий сепаратизм, враждебное отношение
к мигрантам, мелочная финансовая расчетливость новых государств.
Кроме того, чем больше времени проходит от момента распада СССР,
тем труднее подтверждать права его бывших граждан (например, на
стаж, пенсию, квартиру и т.п.), так как законодательства новых
стран все дальше расходятся друг от друга. Так что мигранты и
меньшинства остаются одними из наименее защищенных в правовом
отношении групп населения в постсоветских странах.
- Ограниченное понимание роли миграционных процессов
и мобильности населения для развития рыночных отношений вообще
и в условиях глобализации, в особенности. Отсюда излишне жесткие
требования к гражданству, непрекращающиеся попытки поставить заслоны
на пути миграционных потоков между странами СНГ, расхождение между
передовыми декларациями и консервативной практикой.
- Крайне медленное развитие рынка жилья, почти полное
отсутствие систем его кредитования, защиты, его высокая криминализованность
- все это крайне затрудняет переезды между странами СНГ.
|