|
Невмешательство не распространяется на иммиграцию
Для стран с низкой рождаемостью иммиграция
служит важным источником пополнения населения. Тем не менее все
они сохраняют настороженность по отношению к иммиграции. Страны,
которые принимали иностранцев на постоянное жительство, проявляют
все большую селективность по отношению к иммигрантам, вводя те или
иные ограничения. Комиссия Европейского Союза в своем документе
1994 года отметила необходимость ограничения приема иностранцев,
обосновывая это экономической ситуацией и положением на рынке труда.
В 1999 году из 57 стран с рождаемостью ниже уровня простого воспроизводства
только 3 страны (Россия, Молдавия и Сингапур) сообщили, что имеют
политику поощрения иммиграции, 46% (26 стран, среди которых большинство
стран Восточной и Северной Европы, США и Канада) проводят политику
поддержания существующего уровня иммиграции, 32% (18 стран, среди
которых Белоруссия, Словения, Греция, Франция, Германия и др.) проводят
политику снижения иммиграции и 18% (10 стран, в частности, Грузия,
Хорватия, Нидерланды) не вмешиваются в этот процесс.
На примере 8 крупных промышленных стран видно, что, как правило,
они предпочитают не расширять легальную иммиграцию, которая сейчас
довольно строго контролируется, и противодействовать нелегальной
иммиграции. В то же время в 1999 году ни одна страна, за исключением
Германии, не ставила задачи снижения количества мигрантов всех видов
(см. таблицу).
Политика в отношении иммиграции, которую считали
нужным проводить правительства 8 развитых стран в 1999 году
Политика по отношению к:
|
Россия
|
Франция
|
Германия
|
Италия
|
Иммиграции на постоянное жительство
|
Повысить
|
Снизить
|
Снизить
|
Сохранять существующую
|
Въезду лиц с разрешением на непостоянную работу
|
Сохранять существующую
|
Сохранять существующую
|
Снизить
|
Повысить
|
Въезду иждивенцев лиц, имеющих разрешение на работу
|
Не вмешиваться
|
Сохранять существующую
|
Снизить
|
Сохранять существующую
|
Въезду беженцев
|
Снизить
|
Сохранять существующую
|
Снизить
|
Сохранять существующую
|
Въезду вынужденных переселенцев
|
Останавливать
|
Сохранять существующую
|
Снизить
|
Сохранять существующую
|
Въезду нерегистрируемых или нелегальных мигрантов
|
Останавливать
|
Останавливать
|
Останавливать
|
Останавливать
|
Интеграции граждан других национальностей
|
Да
|
Да
|
Да
|
Да
|
Политика по отношению к:
|
Япония
|
Южная Корея
|
Великобритания
|
США
|
Иммиграции на постоянное жительство
|
Сохранять существующую
|
Сохранять существующую
|
Сохранять существующую
|
Сохранять существующую
|
Въезду лиц с разрешением на непостоянную работу
|
Сохранять существующую
|
Сохранять существующую
|
Сохранять существующую
|
Сохранять существующую
|
Въезду иждивенцев лиц, имеющих разрешение на работу
|
Сохранять существующую
|
Сохранять существующую
|
Сохранять существующую
|
Сохранять существующую
|
Въезду беженцев
|
Сохранять существующую
|
Сохранять существующую
|
Сохранять существующую
|
Сохранять существующую
|
Въезду вынужденных переселенцев
|
Сохранять существующую
|
Сохранять существующую
|
Сохранять существующую
|
Сохранять существующую
|
Въезду нерегистрируемых или нелегальных мигрантов
|
Останавливать
|
Останавливать
|
Останавливать
|
Останавливать
|
Интеграции граждан других национальностей
|
Не вмешиваться
|
Не вмешиваться
|
Да
|
Да
|
Заявления правительств по поводу миграционной политики
нельзя понимать слишком буквально. Миграция - предмет острых политических
дискуссий, и правительствам, формулирующим свою позицию в отношении
иммиграции, всегда приходится оглядываться на общественное мнение.
Но в то же время они не могут не учитывать и экономических и демографических
реальностей. Значение иммиграции все лучше осознается в связи с
процессом старения населения и необходимостью искать источники компенсации
убывающих трудовых ресурсов.
Так как во многих странах существует оппозиция иммиграции,
правительства, отвечая общественным настроениям, пытаются искать
решения возникающих проблем, ориентируясь на внутренние ресурсы,
в частности, на повышение производительности труда, гибкий рабочий
график, повышение возраста выхода на пенсию, поощрение более широкого
вовлечения женщин в производство. Тем не менее, они не могут отказаться
и от миграционного ресурса и пытаются найти паллиативные решения,
расширяя селективную или временную иммиграцию.
Так, французское правительство выразило желание увеличить
приток квалифицированных мигрантов, особенно в научной, технологической
и культурной сферах. Германия и Великобритания хотят увеличить приток
студентов. Канцлер Германии Шредер объявил в прошлом году, что правительство
намеревается выпустить специальные разрешения на работу в Германии
в течение 5 лет для специалистов по компьютерам из Азии и Восточной
Европы, несмотря на то, что в Германии более 4 миллионов безработных.
Правительство Италии при уровне безработицы 11% тоже надеется увеличить
квоты для иммигрантов. Великобритания собирается возобновить экономическую
миграцию впервые после 1971 года, но только специалистов и на временной
основе.
Менялась и продолжает меняться миграционная политика
таких традиционных стран иммиграции, как Австралия, Канада, Новая
Зеландия и США. Она также становится более селективной, базирующейся
на экономических потребностях и условиях принимающей страны. Приоритет
отдается квалифицированным, образованным мигрантам. Даже в случае
миграции с целью воссоединения семей важным фактором считается трудоспособность
претендента на переселение.
В то же время большинство правительств озабочены проблемами
интеграции иммигрантов и считают нужным проводить специальную политику
в этой области.
|