|
Какими должны быть приоритеты социальных программ?
Рост бедности - следствие множества социально-экономических
факторов, воздействовать на которые далеко не просто. Тем не менее
государство может проводить политику, способную сократить бедность
и смягчить ее последствия. Как и всякая политика, она требует выбора
приоритетных направлений действий.
Конечно, главное направление - это содействие формированию
эффективного рынка труда. Здесь есть две ключевые задачи: поддержка
активных программ занятости и повышение уровня оплаты труда. Решение
этих задач нельзя связывать только с высокими темпами экономического
роста. Перераспределение доходов в пользу низкооплачиваемых категорий
работников и легализация неформальных заработков могут осуществляться
и в условиях экономической стагнации. Важно отметить, что снижение
неравенства и сокращение масштабов теневых отношений на рынке труда
сами могут стимулировать экономический рост.
Но и при самом благоприятном развитии событий всегда
существуют группы населения с особенно высоким риском бедности,
нуждающиеся в финансовой поддержке с помощью специальных социальных
программ.
Такие программы в явном или неявном виде существовали
в советский период, но тогда посредством привилегий и льгот выстраивалась
социально-экономическая стратификация общества, так что большинство
социальных льгот предоставлялось небедным гражданам и семьям. Эта
традиция сохраняется до сих пор. Большинство социальных программ
в России направлено на поддержку отдельных привилегированных категорий
населения, имеющих те или иные заслуги перед государством, - идет
ли речь, скажем, о льготном доступе к распределению и оплате жилья,
обеспечении медицинскими, транспортными и санаторно-курортными услугами
и т. д. Даже если принимать во внимание поддающуюся статистическому
учету систему льгот и привилегий, то по данным бюджетной статистики
лишь 30% социальных трансфертов (без учета пенсий) приходится на
бедное население.
Когда же речь идет о борьбе с бедностью, особенно в
условиях жесткой ограниченности финансовых ресурсов, направляемых
на социальную поддержку населения, приоритетной группой для социальных
программ должны стать именно бедные.
В то же время ясно, что 30% жителей страны не могут
стать участниками адресных социальных программ. Финансовые возможности
органов социальной защиты позволяют реально обеспечить поддержку
только 8-10% населения. Примерно такую долю населения и составляют
домохозяйства с низким социальным и экономическим потенциалом (высокая
нагрузка иждивенцами; отсутствие образования, конкурентных профессионально-квалификационных
навыков, исключенность из сетей межсемейной поддержки и пр.), а
значит и с высоким риском бедности. Им-то и должны быть адресованы
программы прямой поддержки. Оставшиеся 20% населения, признанного
бедным по критерию обеспеченности доходами, на самом деле обладают
значительными ресурсами (образованием, здоровьем, квалификацией
и пр.). Создание условий, способствующих реализация этих ресурсов,
а не прямая адресная поддержка, и должно стать основой стратегии
сокращения бедности у этой части населения. Только сочетание адресной
субсидиарной поддержки домохозяйств, объективно обладающих низким
социально-экономическим потенциалом, с активными программами занятости
может способствовать позитивной экономической модернизации.
|