Бедность и занятость
Масштабы распространения бедности во многом зависят
от положения на рынке труда. Бедность среди безработных в полтора-два
раза выше, чем в среднем по всему населению.
Становления рыночных отношений в России сопровождалось
значительными изменениями в структуре экономически активного населения:
снижалась доля занятых, и росла доля безработных. После окончания
к 1995 году крупномасштабного трансформационного спада темпы этих
процессов замедлились, но рост безработицы продолжался вплоть до
конца 1998 года.
Финансовый кризис 1998 года, при всех его хорошо известных
негативных последствиях, активизировал импортозамещающее российское
производство в отраслях легкой и пищевой промышленности, что привело
к росту численности экономически активного населения. В 1999-2000
годах увеличение числа занятых привело к снижению безработицы: из
состава безработных за этот период выбыло свыше 3 миллионов человек.
Общая (по методике Международной организации
труда) и зарегистрированная безработица. Россия, 1992-2000
Пояснение к графику. Официальный статус (зарегистрированного)
безработного присваивается региональными службами занятости гражданам
в трудоспособном возрасте, потерявшим работу, обратившимся в службы
занятости и отвечающим определенным требованиям, предъявляемым
к статусу безработного.
По методике Международной организации труда к безработным относятся
все граждане в трудоспособном возрасте, не работающие на момент
регистрации и ищущие работу. В данном случае регистрирующим органом
является Госкомстат РФ, который проводит специальные репрезентативные
выборочные опросы раз в квартал.
С 1991 года поддержание уровня доходов безработных и
содействие возвращению безработных на рынок труда было основными
функциями Фонда занятости населения Российской Федерации. До 1995
года финансовое состояние этого Фонда характеризовалось устойчивым
профицитом. С середины 1995 года его бюджет стал дефицитным и остается
таковым до сих пор. Это привело к сокращению финансирования программ
активной политики на рынке труда и формированию задолженности по
денежным выплатам безработным, размер которой в январе 2000 года
составил 1,7 миллиарда рублей. В связи с упразднением с 2001 года
Фонда занятости вопрос о помощи безработным перемещается в плоскость
содействия в трудоустройстве, так как материальная поддержка признана
малоэффективной и порождающей иждивенчество. Материальная помощь
безработным не может быть снята с повестки дня, но, конечно, ее
следует связывать не столько с выплатой пособий, сколько с содействием
в получении трудового дохода.
|