| Изменение структуры профессиональной подготовки российской 
              молодежи  "Структурная перестройка системы профессиональной подготовки 
              отражает смещение основных отраслевых пропорций, вызванное стагнацией 
              производственного сектора. Так, в 90-е годы удельный вес подготовки 
              специалистов с высшим образованием для отраслей промышленности, 
              строительства и сельского хозяйства сократился с 45% до 40,2%, а 
              для отраслей непроизводственной сферы он возрос с 50,4% до 55,3%. 
              В подготовке специалистов среднего звена произошли менее заметные 
              изменения. Доля их подготовки для промышленности, строительства 
              и сельского хозяйства возросла с 47,4% до 51%, а для отраслей непроизводственной 
              сферы сократилась с 45,4% до 41,3%. В подготовке рабочих кадров 
              вслед за перестройкой экономики произошли изменения, способные оказать 
              на нее ответное негативное влияние в ближайшей перспективе. Так 
              за 1990-1998 годы доля подготовки рабочих для производственной сферы 
              сократилась с 83,3% до 47,6%, а для непроизводственной - возросла 
              с 9% до 18,8%".  
   
  
 Отраслевая структура подготовки молодых рабочих 
              и специалистов в России.1990 и 1998 годы
 Россия 99. Социально-демографическая ситуация.Под ред. Н.М. Римашевской. М., 2000, с. 113-120.
 Вопрос 
              Демоскопа По данным ЮНЕСКО, в конце 80-х годов структура профессионального 
              образования в СССР существенно отличалась от соответствующей структуры 
              в других развитых странах, более богатых и благополучных. Вот соответствующие 
              данные. Доля учащихся по отраслям знания, 1988 год, в 
              процентах 
               
                |     | Отрасли знания |   
                | Образование (педагогика и подготовка преподавателей | Гумани-тарные науки | Право и общест-венные науки | Естественные, технические и сельскохо-зяйственные 
                    науки | Медицина |   
                | СССР | 19 | 14 | 7 | 52 | 7 |   
                | ФРГ | 4 | 15 | 29 | 36 | 13 |   
                | Великобритания | 8 | 13 | 29 | 29 | 14 |   
                | Швеция | 10 | 14 | 28 | 28 | 13 |   
                | Япония | 9 | 19 | 38 | 23 | 6 |  Источник: Доклад о положении дел в области 
              образования в мире за 1991 год. ЮНЕСКО, 1991, Таблица 9 Приложения.
 Из приведенной таблицы следует, что структура советского 
              профессионального образования отличалась от его структуры в других 
              странах прежде всего намного более высокой долей изучавших естественные, 
              технические и сельскохозяйственные науки, то есть готовивших себя 
              к работе в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве или 
              их научном обслуживании. Доля же готовившихся к работе в "непроизводственной 
              сфере", например, в медицине, юриспруденции, экономических и других 
              общественных науках, культуре, искусстве и т.п., была намного меньшей, 
              чем везде.  Сейчас, судя по всему, происходит сближение российской 
              структуры образования с ее структурой в других промышленно развитых 
              странах.  Наш вопрос: правильно ли 
              видеть в этом сближении только "смещение основных отраслевых пропорций, 
              вызванное стагнацией производственного сектора" и ожидать от него 
              "ответного негативного влияния в ближайшей перспективе"?    |