Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 969 - 970
20 декабря - 16 января 2023

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление Опросы и ответы 

Дела семейные

Семейный бюджет и распределение домашних обязанностей

Ромир и Роспотребнадзор: 79 % россиян выбирают здоровое питание

Тяжелобольные взрослые: кто поможет?

За год негласных стереотипов в отношении женщин на рынке труда стало меньше


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Семейный бюджет и распределение домашних обязанностей

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ АНО «ЛЕВАДА-ЦЕНТР» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА АНО «ЛЕВАДА-ЦЕНТР».

Общий (совместный) бюджет остается наиболее популярным способом ведения семейного бюджета среди россиян. Женщины тратят на домашние дела больше времени, чем мужчины, но за последние 10 лет выросла доля семейных пар, в которых муж и жена в равной мере занимаются делами по хозяйству. Значительная часть женщин считает, что домашние обязанности в их семьях распределены несправедливо.

Материал подготовлен на основе результатов очередной волны международного исследования ISSP.

Совместный бюджет, когда все деньги, которые получают супруги, объединяются для оплаты расходов, остается наиболее популярным способом ведения семейного бюджета. Такой стратегии придерживаются 42% респондентов, живущих вместе с супругом/супругой. Наименее распространён вариант раздельного ведения бюджета, когда супруги тратят свои доходы независимо друг от друга (7%).

В четверти супружеских пар один из супругов занимается всеми денежными делами в семье, выделяя другому часть денег на повседневные нужды – причем чаще финансовые дела ведут женщины (30%), чем мужчины (17%). Однако вариант, когда женщины единолично ведут семейный бюджет, более характерен для семей с низким уровнем дохода, тем, кому денег хватает только на еду.

Как и 10 лет назад, домашними делами в семье чаще занимаются женщины и тратят на это больше времени – по их оценкам, на домашние дела уходит в среднем, около 25 часов в неделю, тогда как у мужчин – около 17 часов.

Самыми «женскими» обязанностями остаются стирка (61% женщин ответили, стиркой занимаются только они), уборка квартиры (42%) и приготовление еды (41%). 30% женщин ответили, что они всегда сами ухаживают за больными членами семьи, столько же – организуют семейный досуг, 22% женщин – в одиночку покупают продукты. При этом высока доля семей, в которой организацией семейных мероприятий и покупками занимаются оба супруга в равной мере (46% и 53% соответственно).

Отметим, что за прошедшие 10 лет вариант равного распределения тех или иных домашних дел стал более распространенным – эта тенденция касается и отмеченных выше «женских» обязанностей и особенно заметна среди молодых семейных пар. Например, в два раза выросла доля семей, где приготовлением еды и стиркой занимаются оба супруга в равной мере. Отмеченная динамика не затронула ухода за больными членами семьи – около 30%, как и 10 лет назад, ответили, что эта обязанность лежит в равной степени на обоих супругах.

Больше половины респондентов, живущих вместе с супругами, считают, что домашние обязанности в их семье распределены справедливо (55%). Среди тех, кто оценивает сложившуюся ситуацию как несправедливую по отношению к ним, выше доля женщин: 46% женщин уверены, что на их плечи легло больше домашних дел, чем следовало бы. В свою очередь, треть мужчин признают, что они заняты домашними делами меньше, чем того требует справедливость.

Таким образом, как и раньше, женщины больше мужчин занимаются домашними делами, при этом значительная доля женщин считает, что текущая ситуация несправедлива. В то же время наблюдается тенденция в сторону равного распределения домашних обязанностей.

Общероссийский опрос Левада-центра проведен 20 — 26 октября 2022 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1604 человека в возрасте от 18 лет и старше в 137 населенных пунктах, 50 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа.

Ксения Агапеева, Левада-центр, 7 декабря 2022 г.
Подробнее см.: https://www.levada.ru/2022/12/07/strong-semejnyj-byudzhet-i-raspredelenie-domashnih-obyazannostej-strong/

АНО «Левада-Центр» внесена в реестр некоммерческих организаций,
выполняющих функции иностранного агента


Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.