Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 883 - 884
21 - 31 декабря 2020

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Мировой демографический барометр 
Результаты XII опроса ООН о политике в области международной миграции (часть I)

В 2019 году 111 стран ответили на вопросы о политике в области международной миграции

Несмотря на то, что в большинстве стран есть службы, занимающиеся вопросами международной миграции, информация о ней недостаточна

Страны заинтересованы в легальной иммиграции с целью удовлетворения спроса на рабочую силу в определенных секторах экономики

Количество мигрантов с неурегулированным правовым статусом вызывает обеспокоенность у правительств большинства стран

См. также Архив выпусков Мирового демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Результаты XII опроса ООН о политике в области международной миграции (часть I) // Демоскоп Weekly. 2020. № 883-884. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2020/0883/barom01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Результаты XII опроса ООН о политике в области международной миграции
(часть I)

Рубрику ведет

Екатерина
ЩЕРБАКОВА

Страны заинтересованы в легальной иммиграции с целью удовлетворения спроса на рабочую силу в определенных секторах экономики

В последние годы все больше стран сосредотачивают свои усилия в управлении на обеспечении безопасной и регулируемой миграции, принимая во внимания текущие и прогнозируемые потребности с точки зрения демографического развития и рынка труда.

Многие страны, принимающие иммигрантов, уже имеют значительный опыт миграционной политики в части поддержки воссоединения семей мигрантов в целях обеспечения права на семейную жизнь и защиты интересов детей, а также привлечения высококвалифицированных трудовых мигрантов.

Большинство стран, ответивших на вопросы III модуля XII опроса ООН (84%), отмечали, что у правительства имеется национальная политика или стратегия, касающаяся легальных каналов миграции, включая трудовую миграцию (рис. 7). Несколько меньше стран (77%) указали, что у них имеется национальная политика или стратегия, направленная на содействие социальной или иной интеграции иммигрантов.

Менее половины стран (45%) отметили, что у их правительства имеется национальная политика или стратегия, касающаяся эмиграции собственных граждан. Политика эмиграции призвана отвечать возможностям и вызовам, которые эмиграция представляет для страны и семей эмигрантов. В некоторых странах, где молодые люди или высококвалифицированные специалисты не могут найти подходящую работу, политика эмиграции может смягчать давление на внутренний рынок труда. В других странах политика эмиграции может использоваться как стратегия ускорения развития в расчете на денежные переводы трудовых мигрантов, прямые иностранные инвестиции, получение знаний и умений. Между тем в третьих странах политика эмиграции может проводиться в основном из-за бегства человеческого капитала («утечки мозгов») или в целом потерь населения, особенно в рабочих возрастах.

Рисунок 7. Имеется ли у правительства политика или стратегия, относящаяся к сфере международной миграции, 2019 год, % (111 стран)

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2019). World Population Policies 2019: International Migration Policies.

Судить об основных целях национальной политики в области миграции можно по ответам об отношении правительства к годовому объему отдельных потоков международной миграции (рис. 8).

Что касается иммиграции, то число стран, желающих снизить ее объемы, незначительно, особенно той, что осуществляется легально (3%). Большая часть стран хотела бы повысить ее или поддерживать на сложившемся уровне, примерно у трети стран официальной политики в области иммиграции нет.

Больше всего стран, желающих увеличить сложившиеся объемы иммиграции в странах с низким миграционным приростом: 60% стран Центральной и Южной Азии, 57% стран Восточной и Юго-Восточной Азии, 50% стран Латинской Америки. Среди стран Океании больше всего доля правительств, отметивших желательность поддерживать иммиграцию на нынешнем уровне (44%), несколько меньше таких было среди стран Европы и Северной Америки (32%). Среди стран Европы и Северной Америки доля желающих снизить сложившиеся объемы иммиграции была самой высокой (10%).

Политика трудовой иммиграции в принимающих странах все больше становится селективной в соответствии с нехваткой предложения работников определенных специальностей и квалификации. Многие страны предоставляют высококвалифицированным иммигрантам определенные преференции в части разрешения на въезд и пребывание, продолжительности пребывания, изменений в занятости и разрешения на пребывание в стране членов семей. В 2019 году большинство стран, принявших участие в опросе, отметили наличие каких-либо мер по привлечению высококвалифицированных трудовых мигрантов. 40% стран хотели бы увеличить объем этого вида иммиграции, 5% - снизить, 19% - поддерживать на сложившемся уровне.

Большинство стран разрешают иммиграцию в целях воссоединения семей, по крайней мере, при определенных условиях. Судя по полученным ответам, примерно три четверти стран сообщили о мерах, направленных на поддержание иммиграции в целях воссоединения семей на сложившемся уровне (31%) или отсутствие политики в отношении данного вида иммиграции (42%).

Рисунок 8. Политика правительства в отношении годового объема отдельных потоков международной миграции, 2019 год, % (111 стран)

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2019). World Population Policies 2019: International Migration Policies.

Несмотря на то, что эмиграция создает и возможности, и проблемы для стран исхода, лишь небольшое число стран применяет какие-либо меры с целью изменить объемы эмиграции. Большинство стран не проводят никакой политики в отношении эмиграции собственных граждан (59%) или высококвалифицированных работников (56%). Менее 10% стран хотели бы повысить объемы эмиграции, но вдвое больше стран хотели бы уменьшить эмиграцию.

Больше всего желающих снизить эмиграцию среди стран Европы и Северной Америки (26%), в то время как среди стран Восточной и Юго-Восточной Азии больше всего желающих увеличить объемы эмиграции и собственных граждан, и высококвалифицированных специалистов (по 43%). Доля желающих, напротив, снизить эмиграцию высококвалифицированных специалистов выше всего среди стран Центральной и Южной Азии (40%) и Африки южнее Сахары (33%).

Многие страны имеют программы возвращения на родину граждан, проживающих за рубежом. Треть стран, ответивших на вопросы III модуля XII опроса ООН, приняли меры для увеличения объема возвратной миграции и только 1% - для ее снижения. По имеющимся данным, выше всего доля стран, сообщивших о мерах или программах по возвращению граждан, проживающих за рубежом, в Африке южнее Сахары (42%), несколько меньше в Центральной и Южной Азии (40%), Европе и Северной Америке (39%).

Меньше распространены меры политики, направленной на возвращение мигрантов в страны их происхождения. 23% стран сообщили о мерах, принимаемых для увеличения объемы такой возвратной миграции. Больше всего таких стран в Восточной и Юго-Восточной Азии (43%), а также в Европе и Северной Америке (32%).

Страны отмечали разные аргументы, лежащие в основе текущей иммиграционной и эмиграционной политики. Политика в области иммиграции чаще всего отвечает потребностям рынка труда, хотя и проблемы демографического развития играют определенную роль (рис. 9). Чаще всего среди основных причин проводимой иммиграционной политики отмечалась необходимость удовлетворения спроса на рабочую силу в определенных секторах экономики (68%). Кроме того, многие страны рассматривают иммиграционную политику как средство обеспечения возможностей занятости для собственных граждан (55%) и сохранения работников определенных категорий (44%).

Демографические причины проведения иммиграционной политики отмечались заметно реже: старение населения отметили 34% стран, долговременное сокращение численности населения – 27% стран.

Выше всего доля стран, отметивших в качестве основной причины проводимой иммиграционной политики потребности рынка рабочей силы, в регионах Океании (100%), Европы и Северной Америки (90%). В Центральной и Южной Азии выше всего доля стран, отметивших обеспечение гарантий трудоустройства собственных граждан (80%), высока она и в Океании (78%). В Океании также выше всего доля стран, указавших сохранение статус-кво в плане социального и этнического многообразия (67%) и сохранение работников определенных категорий (89%) в качестве обоснования действующей иммиграционной политики. В Европе и Северной Америке чаще, чем в других регионах ЦУР, отмечали в качестве основных причин проводимой политики иммиграции решение проблемы старения населения (48%) и противодействие сокращению численности населения (45%).

Рисунок 9. Основные аргументы, лежащие в основе текущей иммиграционной и эмиграционной политики, 2019 год, % (111 стран)

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2019). World Population Policies 2019: International Migration Policies.

Противодействие сокращению численности населения чаще всего отмечалось в качестве основной причины проводимой политики эмиграции (27% стран), за которой следовали сохранение работников определенных категорий (23%) и решение проблемы старения населения (20%).

Чаще всего противодействие сокращению численности населения и решение проблемы старения населения отмечались в качестве аргументов в пользу проводимой политики эмиграции в странах Океании (56% и 46%, соответственно). Среди стран Восточной и Юго-Восточной Азии выше всего доля отметивших в качестве основной причины эмиграционной политики удовлетворение спроса на рабочую силу в определенных секторах экономики (29%), а среди стран Центральной и Южной Азии - обеспечение гарантий трудоустройства граждан страны или сохранение работников определенных категорий (по 40%). Среди стран Африки южнее Сахары – самая высокая доля отметивших сохранение статус-кво в плане социального и этнического многообразия в качестве обоснования проводимой политики эмиграции (21%).

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.