Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 883 - 884
21 - 31 декабря 2020

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Мировой демографический барометр 
Результаты XII опроса ООН о политике в области международной миграции (часть I)

В 2019 году 111 стран ответили на вопросы о политике в области международной миграции

Несмотря на то, что в большинстве стран есть службы, занимающиеся вопросами международной миграции, информация о ней недостаточна

Страны заинтересованы в легальной иммиграции с целью удовлетворения спроса на рабочую силу в определенных секторах экономики

Количество мигрантов с неурегулированным правовым статусом вызывает обеспокоенность у правительств большинства стран

См. также Архив выпусков Мирового демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Результаты XII опроса ООН о политике в области международной миграции (часть I) // Демоскоп Weekly. 2020. № 883-884. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2020/0883/barom01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Результаты XII опроса ООН о политике в области международной миграции
(часть I)

Рубрику ведет

Екатерина
ЩЕРБАКОВА

Несмотря на то, что в большинстве стран есть службы, занимающиеся вопросами международной миграции, информация о ней недостаточна

Международная миграция – сложный социальный процесс, в который вовлечены индивиды, общественные группы, социальные институты, целые страны и их союзы. Поэтому для того, чтобы снизить издержки и риски и увеличить положительные эффекты международной миграции, необходимо развивать механизмы социальной регуляции этого процесса в диалоге и кооперации стран, отдающих и принимающих мигрантов.

Большинство стран, принявших участие в XII опросе ООН по проблемам международной миграции (92%), отметили, что в правительственных структурах имеется специализированное государственное ведомство по осуществлению национальной политики в области миграции (рис. 2). Кроме того, 91% стран указали на существование межведомственного координационного механизма по вопросам миграции - постоянного официально учрежденного форума, совета, комитета или аналогичного органа, который включает не менее двух министерств или государственных структур.

Реже отмечалось наличие специальной службы по вопросам взаимодействия с диаспорой[14], вопросам граждан или трудоустройства за рубежом (73% из 111 стран).

Рисунок 2. Имеются ли у правительства службы, занимающиеся вопросами международной миграции, 2019 год, % стран

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2019). World Population Policies 2019: International Migration Policies.

Несмотря на то, что службы, занимающиеся вопросами международной миграции, широко распространены в странах мира, между ними существуют определенные различия, особенно среди стран с наиболее многочисленными диаспорами (рис. 3.1 – 3.4).

Из 32 стран, в которых проживает миллион и более международных мигрантов, из числа ответивших на вопросы III модуля XII опроса ООН, все, кроме двух (то есть 94%), отметили существование специализированного государственного ведомства, предназначенного для проведения национальной политики в области миграции. А среди 40 стран, имеющих диаспору численностью миллион человек и более и ответивших на соответствующий вопрос, только 31 страна (или 78%) сообщила о наличии специальной службы по вопросам взаимодействия с диаспорой.

Схожим образом, 9 из 10 стран с наибольшим числом международных мигрантов сообщили о том, что у них есть специальная служба для проведения национальной политики в области миграции, в то время как среди 10 стран с наиболее многочисленными диаспорами, только 3 сообщили о наличии аналогичной службы для взаимодействия с диаспорой.

Рисунки 3.1-3.4. Страны мира, правительства которых имеют службы, занимающиеся вопросами международной миграции, по числу международных мигрантов в стране и численности диаспоры , 2019 год, миллионов человек

1 - есть ведомство по осуществлению политики в области миграции и учреждение по вопросам взаимодействия с диаспорой;
2 - есть ведомство по осуществлению политики в области миграции, но нет учреждения по вопросам взаимодействия с диаспорой;
3 - есть учреждение по вопросам взаимодействия с диаспорой, но нет ведомства по осуществлению политики в области миграции;
4 - нет ни ведомства по осуществлению политики в области миграции, ни учреждения по вопросам взаимодействия с диаспорой.

Источник: United Nations Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2020). World Population Policies 2019 (ST/ESA/SER.A/442). P. 7.

В странах мира растет понимание необходимости управления международной миграцией, однако, судя по полученным официальным ответам, наличие и своевременность данных о численности международных мигрантов и их основных характеристиках не всегда адекватны этой задаче.

Среди стран, ответивших на вопросы III модуля XII опроса ООН, 77% отметили, что у них имеется механизм, обеспечивающий возможность учитывать в миграционной политике данные о мигрантах, дезагрегированные по возрасту, полу, миграционному статусу, географическому положению, уровню образования и других характеристикам. Кроме того, 76% отметили наличие ежегодного национального доклада о миграции, который включает данные о миграции, собранные правительством или полученные из других источников.

Реже отмечалось наличие официальных механизмов для обеспечения учета гендерных аспектов в миграционной политике, что необходимо для соблюдения прав человека для женщин и мужчин, девочек и мальчиков на всех этапах миграции, надлежащее понимание и учет их особых потребностей.

Рисунок 4. Имеются ли у правительства механизмы, позволяющие информировано осуществлять политику в области международной миграции, 2019 год, % стран

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2019). World Population Policies 2019: International Migration Policies.

Судя по официальным ответам, наиболее информированы о ситуации с международной миграции правительства стран Европы и Северной Америки – 97% сообщили о наличии механизмов, обеспечивающих учет дезагрегированных данных (рис. 5). В меньшей степени информированы правительства стран Северной Африки и Западной Азии (83%), а хуже всего – в странах Африки южнее Сахары (58%).

Среди стран Европы и Северной Америки больше всего отметивших и наличие ежегодного национального доклада о миграции (97%), несколько ниже она в Океании (89%), а ниже всего в Африке южнее Сахары (55%) и Восточной и Юго-Восточной Азии (57%), хотя в этом регионе ответы на опрос предоставили менее половины стран.

Несмотря на сравнительно высокие показатели наличия информации о миграции, она недостаточна и нередко явно устаревшая. Так, среди 85 стран, отметивших наличие механизма, обеспечивающего учет дезагрегированных данных о миграции, 26% стран не имели сведений с 2010 года и позднее о числе международных мигрантов, проживающих в стране, 38% - о возрастном составе мигрантов, 32% - о стране происхождения мигрантов. А среди 84 стран, сообщивших о ежегодных национальных докладах о миграции, 25% стран не имели сведений с 2010 года и позднее о числе международных мигрантов, проживающих в стране, 36% - о возрастном составе мигрантов, 31% - о стране происхождения мигрантов[15].

Рисунок 5. Наличие механизмов, позволяющих информированно осуществлять политику в области международной миграции, по регионам ЦУР, 2019 год, % стран соответствующих регионов*

Здесь и далее: * - регионы, из которых ответы получены менее чем от половины стран; ** - регионы, из которых ответы получены менее чем от половины стран, в которых совокупно проживает мене половины населения региона; регион «Латинская Америка и страны Карибского бассейна» для краткости обозначается «Латинская Америка»

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2019). World Population Policies 2019: International Migration Policies.

Поскольку международная миграция транснациональна по своей природе, для ее регулирования необходимы двусторонние, региональные и международные взаимодействия.

Среди стран, ответивших на вопросы III модуля XII опроса ООН, 90% отметили наличие хотя бы одного двустороннего соглашения с другой страной о миграции, включая трудовую миграцию, 84% - наличие хотя бы одного соглашения с другой страной по вопросам возвращения и приема эмигрантов (рис. 6).

Рисунок 6. Принимает ли правительство перечисленные меры по укреплению сотрудничества между странами и вовлечению заинтересованных сторон в разработку и осуществление миграционной политики, 2019 год, % (111 стран)

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2019). World Population Policies 2019: International Migration Policies.

Кроме того, 77% стран сообщили о том, что страна является участником, по меньшей мере, одного регионального соглашения, направленного на содействие мобильности трудовых ресурсов. Наличие официальных механизмов[16] вовлечения гражданского общества[17] и частного сектора в процесс разработки и реализации миграционной политики на периодической или регулярной основе отметили 74% стран.


[14] Под диаспорой понимается сообщество международных мигрантов с их ассоциациями и социальными сетями, которые покинули общую для них страну происхождения, но поддерживают связи с ней. Диаспоры включают наиболее многолюдные сообщества эмигрантов, трудовых мигрантов, проживающих за рубежом, эмигранты, получившие гражданство принимающей страны, имеющие двойное гражданство, а также мигранты второго и третьего поколения.
[15] United Nations Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2020). World Population Policies 2019 (ST/ESA/SER.A/442). P. 9.
[16] Любое закрепленное на институциональном или правовом уровне положение о создании консультативного комитета, совета, форума или аналогичного органа, которому поручено служить поставленной цели.
[17] Гражданское общество в данном случае означает представителей диаспоры и других некоммерческих групп, представляющих интересы мигрантов.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.